В последний день сентября Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), с недавних пор имеющий статус национального исследовательского, совместно с корпорацией Intel и группой компаний РСК (в недалеком прошлом РСК-СКИФ) объявили о внедрении в челябинской средней школе № 67 образовательной платформы “Персональный виртуальный компьютер” (ПВК) на базе облачных вычислений. В рамках презентации проекта в школе были проведены два открытых урока — в 4-м и 10-м классах, на которых учащиеся использовали ПВК для выполнения заданий.
Чтобы избежать ложных трактовок сверхмодных (и, стало быть, весьма затасканных) понятий, участники проекта указывают на то, что под облачными вычислениями следует понимать технологию распределённой обработки данных, когда компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Соответственно обработка данных в облаках — это парадигма, согласно которой программы и данные постоянно хранятся в удаленных от пользователя ЦОДах и доступ к вычислительному сервису осуществляется прозрачно для пользователя с помощью Интернета и клиентского устройства (ПК, ноутбука, планшетного компьютера, смартфона и т. д.).
Технологию ПВК декан факультета вычислительной математики и информатики ЮУрГУ Леонид Соколинский анонсировал еще в июне в рамках празднования 20-летия деятельности Intel в России. По его словам, все электронные образовательные ресурсы университета объединяются в частное облако. Имеются в виду ресурсы трех типов: необходимые студентам программы — как сервис, хранилище документов, создаваемых учащимися в ходе обучения, — как сервис и сервисы методических материалов (электронные энциклопедии и учебники, компьютерные тесты).
По словам г-на Соколинского, для каждой студенческой группы создается специальный образ виртуального ПК, содержащий именно те сервисы, которые необходимы студенту для выполнения учебных заданий. Для каждого студента создается свой персональный профиль, хранящий его индивидуальные настройки и документы. Когда учащиеся приходят в компьютерный класс, они со своих ноутбуков по беспроводной сети посылают запрос в главную систему. Согласно их профилю загружаются соответствующие образы ПВК. С каждым из них связываются личные настройки студента и его документы, после чего десктоп ПВК визуализируется на личных устройствах студентов.
Связавшись с г-ном Соколинским, редакция получила заверения в том, что заявленные им в июне планы никаких изменений не претерпели: 1 сентября в университете началась рабочая эксплуатация системы на факультетах приборостроения и вычислительной математики и информатики, а в течение ближайших трех лет на работу с ПВК перейдут все 50 тыс. студентов ЮУрГУ.
В контексте внедрения ПВК в челябинской школе, являющейся подшефным учебным заведением университета, участники проекта цитируют министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, который считает, что внедрение этой платформы позволит сократить затраты на лицензионное ПО за счет создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе программ с открытым кодом.
В настоящий момент корпорация Intel, сыгравшая роль инициатора проекта, передала челябинской школе 33 ноутбука Classmate PC. Впрочем, как поясняет Олег Горбачев, директор по корпоративным коммуникациям компании РСК, выступившей интегратором проекта, для соединения с серверами ЮУрГУ никакого специального ПО не требуется, поэтому школа может использовать все имеющиеся у нее ПК, подключенные к Интернету.
Сейчас в контексте школьного ПВК речь идет о таких учебно-методических сервисах, как тематические занятия, тесты и работа с прикладными программами. Занятия с использованием новой платформы проходят в четвертых классах на уроках рисования в программе “Веселый художник”, а также в десятых классах на уроках информатики по теме “разработка структуры и оформления веб-сайта”. В перспективе планируется постепенный перевод в облако всех накопленных в школе за много лет учебных и методических материалов, а также принципиально нового контента, разработанного самими учителями.
Перспективы территориального развития данного проекта представляются весьма туманными. Одно дело внедрить университетскую технологию в отдельно взятой подшефной школе в качестве эксперимента и совсем другое — инициировать радикальную по сути смену образовательных подходов в масштабах города, области или страны.
Тем не менее г-н Горбачев склонен именовать проект именно “пилотом”, потому что это первое внедрение такого рода не только в Челябинской области, но и в СНГ. Дальнейшее его развитие зависит от министерства образования области, с которым сейчас обсуждаются конкретные вопросы относительно расширения “пилота” на другие школы и районы области, но пока детали и ход обсуждений оглашены быть не могут. По словам г-на Горбачева, эта ситуация сродни той, что описана в известной притче про мудреца и удочку: РСК, Intel и ЮУрГУ продемонстрировали на примере одной школы, как можно пользоваться новой технологией для повышения эффективности учебного процесса, тем самым дав “удочку”, а вот применять и широко распространять этот опыт должны местные министерства образования, оказывая необходимую поддержку школам в своем регионе.