Московское представительство финской корпорации Basware, поставщика решений класса Purchase-to-Pay (“от закупки до платежа”), объявило о том, что с нынешней осени её бизнес-приложения для контроля и управления электронными счетами российским компаниям будут доступны не только в традиционном виде, но и в облачном (по SaaS-модели). Вице-президент Basware в регионе EMEA Пекка Линдфорс утверждает, что в мировом масштабе такую модель ныне применяют примерно 10% компаний, использующих решения финской корпорации.
Однако при этом он говорит: “Такая модель всех больше подходит компаниям с типовыми бизнес-процессами. Крупным же предприятиям, у которых бизнес-процессы, связанные с обработкой финансовых документов, как правило, уникальны, по ряду причин больше подходит традиционная модель эксплуатации наших продуктов”. По его словам, некоторые организации, уже использующие решения Basware, при переходе на их новые версии задумываются, а не сменить ли им классическую модель использования этих решений на облачную.
Пекка Линдфорс отмечает, что для первичных пользователей “вступительный взнос” за возможность применения решений Basware по SaaS-модели составляет примерно 5% от стоимости лицензии за серверную версию, предоставляемую по традиционной модели. А величина ежемесячной арендной платы зависит от количества автоматизированных рабочих мест, с которых эта система доступна, и от других факторов. Он заметил также, что плюс SaaS-модели состоит в том, что при её использовании число автоматизированных рабочих мест, с которых эта система доступна, очень легко масштабировать как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Разумеется, при расчете стоимости владения SaaS-вариантами решений Basware надо учитывать не только размеры ежемесячной арендной платы, но и многие другие факторы: оплату труда внешних консультантов (ими, как правило, выступают компании-интеграторы, являющиеся партнерами Basware), затраты на обучение собственного персонала, расходы на модернизацию внутренней ИТ-инфрастуктуры, на оплату услуг интернет-провайдеров и т. д.
Пекка Линдфорс сообщил нам, что минувший кризис очень способствовал росту популярности SaaS-вариантов решений Basware, и согласился с утверждением, что SaaS-модели бизнес-приложений вообще и бизнес-приложений Basware в частности очень подходят компаниям, которые не совсем уверены в том, что для их предприятий завтрашний день будет лучше сегодняшнего.
Теперь — несколько слов о распространенности продуктов Basware в России. Мы уже отмечали, что к ноябрю прошлого года в нашей стране насчитывалось десять компаний, использующих решения Basware с такими ERP-системами, как SAP, Oracle, Coda, iScala, “1С:Предприятие” и “Парус”, причём была реализована интеграция этих решений сразу с несколькими ERP-системами. Сейчас, как сообщила нам глава московского представительства Basware Ирене Матинпало, таких компаний стало уже двенадцать. Кроме того, переговоры о внедрении ведутся ещё с 24 компаниями.
Ведущий консультант по внедрению технологий Basware в России Игорь Калиничев утверждает, что решения финской корпорации просты в установке и могут быть инсталлированы у заказчика за шесть-семь недель. По данным разработчика, в настоящее время решения Basware используют свыше полутора тысяч компаний из пятидесяти стран мира. При этом общее количество пользователей таких решений (помогающих обрабатывать и контролировать счета, представленные в электронной форме) составляет около одного миллиона.
А что препятствует ещё большей распространенности решений Basware? Вот как отвечает на этот вопрос Пекка Линдфорс: “Даже в странах Скандинавии, где электронная коммерция уже довольно давно всячески поддерживается на государственном уровне, в электронной форме изначально выставляются и принимаются лишь 40—45% от общего количества электронных счетов. В странах Центральной Европы, где э-законодательство не столь совершенно, данный показатель в настоящее время составляет 15%”.
В России ситуация с так называемым э-законодательством ещё хуже. Закон, разрешающий использовать счета-фактуры в электронном виде, есть, а вот порядок выставления и получения этих счетов-фактур (с применением электронной подписи) всеми заинтересованными сторонами так пока и не установлен. Ирене Матинпало считает, что все точки над i в этом вопросе нашими законодателями будут расставлены в начале будущего года. При этом Игорь Калиничев подчеркнул: “Электронный счет — это не заверенная электронной подписью PDF-копия бумажного счета. Это файл, в котором четко и однозначно определено назначение каждого поля”. О некоторых проблемах, которые возникают при попытке выработать единую для всех структуру этого файла, мы уже рассказывали.
“В любой стране процесс изменения менталитета людей и организаций занимает не один год, — говорит Ирене Матинпало. — И этот процесс всегда является поэтапным. Но наши решения дают возможность почувствовать эффект от сокращения бумажного документооборота практически с первого дня. Они полностью локализованы с учетом условий российского рынка, имеют интерфейс на русском языке и отражают требования российского законодательства”.