19 октября в Москве в Экспоцентре открылась “Неделя российского Интернета” (RIW-2011). Одним из главных событий первого дня конференции стал круглый стол Минкомсвязи, посвященный законодательным инициативам, саморегулированию, безопасному Рунету.
Несмотря на то что в обсуждении произошел явный перекос в сторону аспектов сетевых угроз для подрастающего поколения, были затронуты и более интересные темы. В частности руководитель Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников попробовал развенчать один из мифов всемирной Паутины о существовании так называемой “красной кнопки” — рубильника, дернув за который можно в одночасье прекратить работу Сети во всем мире.
Вообще многие из тезисов выступления г-на Колесникова для многих могли стать весьма неожиданными. Начал он, впрочем, со вполне традиционных фраз о том, что Интернет придуман как самоорганизующаяся в техническом плане структура и технологический задел его создания стал драйвером открытости информации.
Г-н Колесников напомнил аудитории, что на подобных мероприятиях журналисты уже много лет спрашивают первых лиц российского государства, стоит ли гражданам опасаться установления “китайского” варианта доступа в Сеть. И ответ всегда очевиден и неизменен — конечно же нет. В существующем информационном поле всем достаточно комфортно работать и развиваться.
Более того, по мнению г-на Колесникова, и у нас, и на родине Интернета США Сеть стала стратегическим ресурсом, сравнимым по своей значимости с ВПК и всеми любимыми природными ресурсами. Г-н Колесников даже пошутил, что ему трудно представить, что случится с современным обществом, если Интернет вдруг перестанет работать — сначала наверное произойдет повышение рождаемости, но потом люди впадут в страшный транс.
Далее г-н Колесников упомянул о недавних президентских поручениях относительно ситуации с несоблюдением авторских прав и высказал несколько необычную для окологосударственного человека мысль о том, что институт авторского права в его нынешнем виде морально устарел и в Сети по факту не действует. “Выступаю недавно перед тысячей школьников в Ярославле. На вопрос, кто пользуется торрентами, поднимается тысяча рук. Вчера покупаю себе Wi-Fi-роутер, в него уже встроена поддержка торрентов. Правообладатели могут сколько угодно сражаться за свои права. Я понимаю — они отстаивают свои деньги, свой бизнес. Но мир меняется, надо что-то с этим делать, как-то двигаться”.
По мнению г-на Колесникова, Интернет развивается благодаря двум базовым вещам. В первую очередь, неделимости (он един). И когда у нас говорят “страновой сегмент”, г-н Колесников, по его признанию, вздрагивает. (Любопытная реакция, если вспомнить название возглавляемой им организации.) Он настаивает на том, что никаких сегментов не существует — Сеть одна и делиться может разве что в наших умах.
Второй базовый принцип — нейтральность; провайдеры должны предоставлять свои ресурсы для доступа к Интернету, не вмешиваясь в его содержание.
Как не трудно догадаться, у ведущей круглого стола Екатерины Лариной из Минкомсвязи далеко не все идеи г-на Колесникова нашли понимание. Впрочем, одной только критикой она не ограничилась и попросила разъяснить “методику семи ключей”, которая в ее понимании позволяет одномоментно полностью отключить Интернет на планете.
Свой ответ г-н Колесников начал с заверения в том, что обсуждение “красной кнопки” — это всегда крайне увлекательная тема. Переходя же к сути вопроса, он объяснил, что речь идет о семи так называемых криптоофицерах, которые два раза в год собираются в США для того, чтобы присутствовать на церемонии генерации ключа и подписании корневой зоны DNS Интернета. Это избираемые люди, и Россия среди них представлена известным экспертом, до недавнего времени входившим в состав совета Координационного центра, Дмитрием Бурковым, который в 1980-х являлся одним из разработчиков операционной системы ДЕМОС — аналога первой подлинно сетевой ОС UNIX.
Судя по описанию г-на Колесникова, мероприятие генерации ключа носит формальный и даже показушный характер. При этом он заверил аудиторию, что оно не подразумевает возможности отключения Интернета. Выражаясь совсем просто, мы здесь имеем дело с “включателем” без “выключателя” — рубильника в США нет.
По уверению г-на Колесникова, единственный способ отключить Интернет (на отдельно взятой территории или повсеместно) — это нарушить электроснабжение. (В качестве примера была приведена ситуация с памятным московским “блэкаутом” в мае 2005 г.) А какой бы то ни было “красной кнопки” естественно не существует. Можно отключить отдельный сегмент, но сам Интернет от этого не сломается.