В последние годы наиболее значимым событием в сегменте офисных программ было противостояние между Microsoft и Google, что обусловило и повышенное к нему внимание. По одну сторону барьера разместилась Microsoft с ее широко распространенными и лидирующими в данном сегменте локальным сервером и набором приложений для “толстых” клиентов. По другую — Google со своим популярным сервисом Webmail и онлайновыми инструментами. Вышедшая в июне общедоступная версия службы Microsoft Office 365 обострила соперничество, но если посмотреть в целом, то конкурирующие продукты имеют больше различий, чем сходств.
Возможно, Microsoft предпочла бы использовать более облачный термин, но “ПО плюс услуги” — это как раз та формула, которая лучше всего отражает подход компании к облачным приложениям. Каждый компонент Office 365 представлен как в хостинговой, так и в локальной редакции. Большинство компонентов Office 365 доступно через любой веб-браузер, однако предприятия, нацеленные на то, чтобы извлечь максимальную выгоду из Office 365, будут использовать полный пакет офисных приложений для “толстых” клиентов.
Приложения Google Apps, напротив, точнее всего характеризуются маркетинговым лозунгом, который Google использует для своих устройств с системой Chrome: “Ничего, кроме Web”. Они размещаются исключительно в центрах обработки данных Google, и хотя имеют несколько точек интеграции с Windows-клиентами, предполагают использование веб-браузера и постоянное интернет-соединение.
При сравнении Google Apps и Office 365 большое внимание было уделено веб-версиям включенных в них текстовых редакторов, электронных таблиц и инструментов подготовки презентаций. При этом по результатам тестирования, которое проводились в eWeek Labs в течение нескольких месяцев, следует признать, что онлайновые инструменты обоих пакетов из-за ограниченности их функций и отсутствия поддержки работы в режиме офлайн не могут полностью заменить приложения для “толстых” клиентов.
В центре противостояния Office 365 и Google Apps находятся хостинговые службы передачи сообщений. Обе хорошо справляются с основными задачами электронной почты и ведения календаря, обеспечивая поддержку всех типов клиентов — Web-ориентированных, настольных и мобильных. На стороне сервера успешно реализованы такие ключевые функции, как фильтрация нежелательной почты и вредоносных программ, архивация сообщений и дистанционное администрирование. При этом доступность сервисов в соответствии с соглашением об уровне обслуживания (SLA) составляет 99,9%.
Выбор службы, наиболее подходящей для вашего предприятия, будет сводиться к вопросам стоимости, потребности в облачном или локальном развертывании, а также к вариантам клиентского доступа. Кроме обмена сообщениями обе службы предлагают ряд возможностей, ориентированных на взаимодействие пользователей: общие рабочие области, истории изменений документов, средства унифицированных коммуникаций.
Всё за облако
Инструменты Google Apps существуют только как облачные приложения, предоставляемые из центров обработки данных Google, и предполагают выбор данной компании в качестве хостинг-провайдера. Это может привести в замешательство организации, которые привыкли полностью контролировать свою инфраструктуру. Впрочем, Google предоставляет свои офисные приложения с 2007 г. и уже накопила достаточный опыт администрирования таких серверов.
За время, в течение которого eWeek Labs использовала Google Apps в стандартной редакции, Google модифицировала и добавила в свой сервис большое количество функций. Это не оказало значительного влияния ни на время доступности, ни на удобство эксплуатации приложений.
В противоположность этому компании, переходящие на Office 365 с набора приложений Business Productivity Online Standard (BPOS) suite, который предшествовал сетевым службам Microsoft, получали тридцатистраничное руководство по миграции. В документе расписывались изменения URL и необходимые для завершения перехода обновления клиентского ПО.
Судя по объему работ, необходимых для перевода ПО типичного предприятия на новые рельсы, всё не так сложно. Причем, согласно данным Microsoft, переход на облако с Exchange 2010 заметно проще, чем это было в случае Exchange 2007 и BPOS. Тем не менее Microsoft сталкивается с бóльшим количеством проблем, чем Google. В частности, из-за того, что Office 365 состоит из нескольких серверных компонентов, которые доступны еще и в локальных сетях, а также и версиях, предоставляемых сторонними хостинг-провайдерами, будущие обновления придется делать для всех каналов. Только время покажет, как Microsoft справится с этой задачей.
С другой стороны, возможность выбора между своим сервером и хостингом других провайдеров может оказаться выгодной для тех организаций, которые хотели бы сохранить свободу замены провайдера без отказа от своих приложений.
На клиентской стороне
Учитывая, что сотрудники компаний немало времени проводят в почтовых приложениях, не удивительно, что выбор почтового клиента является главной задачей при рассмотрении перехода на облачные технологии. К счастью, и Office 365, и Google Apps предлагают варианты клиентского доступа для настольных, Web- и мобильных платформ.
В Office 365 основным клиентом для почты и календаря является Outlook. Для Windows-платформ Office 365 требует установки Outlook 2007 SP3 или более поздней версии. Для систем на OS X потребуются Entourage 2008 или Outlook 2011.
В наших тестах Outlook работал с Office 365 подобно тому, как он работал с Exchange на локальном сервере или на удаленном сервере внешнего провайдера. При этом Office 365 по протоколам POP3 или IMAP поддерживает почтовые клиенты третьих сторон (не Microsoft) и читает общий календарь через iCal.
Google Apps также поддерживает доступ к почте через протоколы POP3 и IMAP, которые позволяют использовать Outlook или другие почтовые клиенты. Протоколы применимы только для почты, поэтому для синхронизации не только сообщений, но и контактов и календаря Google предлагает покупателям Apps клиентское приложение Google Apps Sync for Microsoft Outlook.
Приложение хорошо показало себя в тестах eWeek Labs за исключением календаря, который оно не смогло синхронизировать.
В сети почтовым клиентом для Office 365 служит в редакции Exchange 2010. Он хорошо повторяет вид и функции настольного варианта Outlook, а также превосходит предыдущие версии этого клиента в плане поддержки различных браузеров, а не только IE.
В Google Apps в качестве веб-клиента используется сервис Gmail, который в отличие от Outlook и Outlook Web Access представляет сообщения в виде цепочек и использует метафоры ярлыков вместо папок. Для пользователей, предпочитающих традиционное представление сообщений и структуры папок, в прошлом году Google добавила возможность отключения цепочек и включения вложенных ярлыков для имитации папок. Новые возможности доступны как в настольном, так и в веб-клиенте.
Работа пользователей на мобильных устройствах для Office 365 и Google Apps выглядит одинаково, поскольку обе службы для синхронизации почты, задач календаря и контактов на устройствах iOS и Android используют протокол Microsoft Activesync. К устройствам с Android компания Google предлагает специально доработанные для планшетов и смартфонов программы, которые неплохо повторяют возможности веб-клиента Gmail.