Одним из факторов, существенно тормозящих развитие экономики нашей страны, является отставание в сфере логистики. Так, в мировом рейтинге состояния и уровня развития логистической отрасли, по данным Всемирного банка на 2010 г., Россия находится на 94 месте (всего в рейтинге 155 позиций).
Проблемы, связанные с этой темой и практический опыт их решения на примере успешно реализованных ИТ-проектов обсуждался на прошедшей в октябре отраслевой конференции “Организационно-технологические аспекты эффективного взаимодействия грузовладельцев, операторов и перевозчиков” (в рамках VII Международного автотранспортного форума). На форуме на первом плане оказались вопросы автоматизации логистики. Причем большинство представленных решений реализовано на ERP-платформе Microsoft Dynamics AX, но иногда с серьезными доработками под заказчика.
В качестве интегратора в большинстве представленных проектов выступала российская компания IT-Box.
Управляющий партнер, руководитель центра экспертизы “Транспортная логистика и склад” компании IT-Box Антон Селезнев рассказал об особенностях разработанной на платформе Microsoft Dynamics AX системы “IT-Box: Грузоперевозки, Логистика, Склад” (ГЛС). Это решение, предназначенное для управления бизнес-процессами, создано коллективом специалистов IT-Box на основе анализа различных производственных и технологических процессов и опыта внедрения.
Особенностью ГЛС является автоматизация распределения задач бизнес-процесса между исполнителями, назначения выполнения конкретной задачи для каждого специалиста в определенное время, что, по его словам, в основные функции ERP-системы не входит. К необходимости автоматизации распределения задач на уровне подсистемы в рамках ERP-системы команда разработчиков IT-Box пришла, в частности, при анализе бизнес-процессов подготовки грузов для таможенного оформления и грузоперевозок.
При этом был выбран принцип последовательного формирования выполнения задач в едином бизнес-процессе — в виде цепочки, поскольку некоторые из задач должны дожидаться исполнения предыдущих. Задачи должны быть “привязаны” к данным и объектам ERP-системы, а также к событиям и назначаться исполнителям по двум принципам: ролевому, охватывающему группу участников процесса, и индивидуальному, когда конкретная задача назначается одному сотруднику. Для перевода задачи от одного сотрудника к другому (при задержке исполнения, отсутствия на месте и пр.) в системе был реализован механизм переназначения задач с контролем по времени исполнения с учетом deadline. Применяя такую систему, руководитель подразделения имеет возможность контролировать бизнес-процесс в целом.
ГЛС, ориентированная на автоматизацию логистических задач, по утверждению Антона Селезнева, может быть использована для автоматизации состоящих из множества элементов сложных бизнес-процессов в таких областях, как продажи, логистика, финансы и др., где находят применение ERP-системы. При этом необходимы программные доработки с учетом требований заказчика.
На опыте внедрения системы ГЛС в представленных на форуме проектах и было сфокусировано внимание участников форума. Директор по логистике OMAX Максим Булий познакомил аудиторию с практическим опытом внедрения ГЛС на основе Dynamics AX в распределительном центре ПЛК (производственно-логистический комплекс) Домодедово. Особенностью комплекса является его большая складская площадь — 15 тыс. кв. м с 15 430 паллетомест. При автоматизации логистики следовало учитывать неравномерность его функционирования, связанную с сезонностью поставок, а также большой массой продукции, в том числе негабаритной (крепёжные изделия, электроинструмент).
Необходимость автоматизации склада, пояснил Максим Булий, была вызвана низкой производительностью труда, переработками (на 20% от фонда оплаты труда), требованием кратного увеличения оборота и ограничением операционных площадей склада. По его словам, частичная автоматизация складских операций с помощью решения “1С” не решала проблемы. Кроме того, критическая зависимость от человеческого фактора приводила к серьезным сбоям в работе: отсутствие кладовщика, отвечавшего за свой участок, могло парализовать весь рабочий процесс.
Поставленная задача автоматизации склада с помощью системы ГЛС на основе Dynamics AX заняла месяц напряженного труда (с мая по июнь 2011 г.). В работе принимали участие четыре программиста IT-Box и два от OMAX. “За это время, — рассказал директор по логистике OMAX, — были выполнены практический анализ и оценка бизнес-процессов склада, планирование их оптимизации, проведена реорганизация объекта, автоматизация бизнес-процессов; осуществлены кадровые изменения: из 40 кладовщиков осталось 12.
При автоматизации склада внедрено WMS-решение (Warehouse Management System — система управления складом). Склад стал настраиваемым по товарным группам и областям хранения, появились операторы, которые стали получать задания на радиотерминалы сбора данных. С помощью WMS введена регистрация всех операций и получение информации о товаре в режиме реального времени.
Внедрение системы автоматизации ПЛК, пояснил Максим Булий, привело к следующим результатам: значительно возросла производительность склада, полностью исключены переработки, снижены затраты на обработку товаропотоков, удалось достичь стабильной бесперебойной работы объекта в установленном режиме, снижено число рекламаций от клиентов.
В перспективе планируется повышение уровня сервиса, производительности и пропускной способности склада, устойчивости к пиковым нагрузкам, совершенствование существующих технологий обработки товаропотока.
О другом проекте, в котором применена система ГЛС на базе Dynamics AX, рассказал ИТ-директор компании “Атлантик” Дмитрий Бацюра. Ранее в этой компании, занимающейся международными грузоперевозками, автоматизация бизнес-процессов обеспечивалась разрозненным комплексом из нескольких отдельных ИС: Orders, “Такса”, “1С”, Terrasoft Sales. Их недостатки виделись в невозможности получения актуальной и достоверной информации для оперативного управления основными бизнес-процессами компании, неполная автоматизация процессов, низкая производительность и др. По словам г-на Бацюры, в результате такой автоматизации образовался высокий уровень недоверия сотрудников к ИС, что затрудняло управление деятельностью подразделений компании.
Перед руководством фирмы встала задача создания надежной, масштабируемой и высокопроизводительной корпоративной ИС, позволяющей навести порядок в компании и поддерживать его в дальнейшем, без чего невозможно дальнейшее развитие.
По словам Дмитрия Бацюры, выбор в качестве партнера по внедрению фирмы IT-Box был обусловлен в первую очередь наличием в ней квалифицированных специалистов, имеющих успешный опыт автоматизации транспортно-логистических компаний, а также опыт эффективного управления проектами.
Проект был выполнен за 12 мес командой из шести человек. Управление им велось в четком соответствии с методологией Shure Step от Microsoft, методологиями управления проектами по стандартам PMI, а также внутренними стандартами IT-Box.
В процессе внедрения ERP-системы, отметил Дмитрий Бацюра, была проведена значительная доработка под требования заказчика: созданы системы планирования и контроля затрат при исполнении заявок клиентов и управления сверхнормативными затратами и др.
Как рассказал ИТ-директор, внедренная система является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла бизнес-процессов учета, контроля и анализа грузопотоков. Решение поддерживает работу с ключевыми бизнес-процессами транспортно-логистической компании.
Реализация проекта позволила обеспечить надежную защиту данных. “Были выявлены факты хищения коммерческой информации из старых систем; устранены возможности обмана и мошенничества внутри компании — все благодаря полной сквозной автоматизации основных процессов, которая исключает прохождение процесса по непредусмотренным вариантам,” — сказал он.
Кроме того, новая система контроля над затратами по отклонениям помогла выявить значительные объемы потери денежных средств в процессе исполнения заявок на грузоперевозки — такие потери составляли порядка 10 тыс. евро в месяц. После внедрения новой системы все сверхнормативные затраты, возникающие в рамках выполнения услуг по заявкам клиентов, в полном объеме выставляются к оплате.
Были выявлены и устранены множественные пробелы в реальном функционировании бизнес-процессов, что позволило повысить качество и скорость исполнения заявок клиентов; повысилась мотивация персонала — благодаря новой системе механизм премирования стал “прозрачным” для сотрудников компании; улучшен контроль за работой менеджеров со стороны высшего руководства; за счет использования механизма задач и оповещений усовершенствованы процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, возросла скорость обработки заявок клиентов.