Формально свой 10-летний юбилей Microsoft Bisiness Solutions (MBS) отметит лишь летом следующего года. Но фактически это направление появилось в составе корпорации на один год раньше своего официального “рождения”. Ведь именно с приобретением в апреле 2001-го американкой компании Greate Plaines Software корпорация заявила о намерении заняться новым для себя бизнесом — разработкой и продвижением ERP-решений. Серьезность этих планов была подтверждена спустя год покупкой другого перспективного разработчика — европейской Navision, после чего на базе двух сделанных приобретений и было сформировано MBS. О пройденном за эти годы пути и о планах работы подразделения бизнес-приложений Microsoft c вице-президентом по продажам, маркетингу и операционной деятельности MBS Майклом Парком беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Как бы вы могли в общих чертах оценить итоги десяти лет работы MBS на рынке?
Майкл Парк: Microsoft не является первым поставщиком на ERP-рынке, но по всем оценкам — и независимых аналитиков, и наших собственных, мы, безусловно, входим тут в группу лидеров, занимая, в частности, ведущие позиции в сфере малого и среднего бизнеса. Сегодня во всем мире у нас более 300 тыс. заказчиков, ежегодно прибавляется примерно по 15 тыс. новых клиентов. В денежном выражении у нас также наблюдается постоянный рост год от года. Некоторое время назад, в результате укрупнения направлений деятельности корпорации, MBS входило вместе с Microsoft Office в Microsoft Business Division, но сейчас MBS является одним из семи основных подразделений корпорации и его руководитель Кирилл Татаринов подчиняется непосредственно Стиву Балмеру.
Должен сразу сказать, что MBS развивается в контексте единой стратегии Microsoft, которая сейчас заключается, в частности, в поддержке самого широкого спектра вычислительных устройств, начиная от достаточно простых мобильных смартфонов и заканчивая ЦОДами. Наша идея заключается в том, чтобы, используя один механизм идентификации Live ID, пользователь мог бы работать в едином информационном пространстве с самыми разными приложениями, в том числе и с нашими ERP-решениям.
PC Week: В каких направлениях развивается семейство Microsoft Dynamics?
М. П.: Мы сейчас выделяем три основных направления развития. Первое из них — упрощение и унификация пользовательского интерфейса. Это позволяет человеку, знакомому с нашими другими популярными продуктами, например с Outlook или иными офисными приложениями, быстрее освоиться с новой для него, более сложной системой и применять ее с большей выгодой для себя. Вторая важная задача — сокращение сроков реализации проекта по внедрению системы, начиная от моменты ее выбора заказчиком до начала промышленной эксплуатации и получения реального эффекта от ее применения. Третье направление — повышение гибкости решений, возможность их развития — как по функционалу, так и по нагрузке — вместе с растущими потребностями пользователя.
PC Week: В сентябре Microsoft представила прототип Windows 8 с новым пользовательским интерфейсом Metro. Вы начали уже создание клиентских мест для своих ERP-решений, ориентированных на использование Windows 8?
М. П.: Я отвечу кратко — да. Но пока детали работы в этом направлении я не могу сообщить. Главным преимуществом нашей новой настольной ОС является возможность использования сразу двух вариантов интерфейса — как обычного оконного стиля Windows, так и принципиально нового ленточного Metro.
Но нужно иметь в виду, что Metro разрабатывалась под тачскрин-устройства, которыми людям удобно пользоваться с помощью прикосновений к экрану пальцами. Но вполне очевидно, что такой вариант в одних случаях очень удобен, а в других — совсем не подходит. Возьмем в качестве примера какое-то производство, скажем мясопереработку, и представим, что прямо из цеха нужно сделать коррекцию параметров или ввести данные в систему. Очевидно, что выполнить такую операцию на экране не слишком чистыми руками будет очень неудобно. Мы в Microsoft придерживаемся того принципа, что у пользователя должен быть выбор. Поэтому, говоря о настольной Windows, можно точно сказать, что в ней будут поддерживаться оба варианта интерфейса, традиционный — обязательно.
Что касается Windows 8, то вполне вероятно, что, например, для разных ролей пользователей будут использоваться различные виды интерфейса. Но о каких-то конкретных приложений для пользовательского интерфейса на базе Merto говорить еще рано, новая операционная система пока еще находится на стадии прототипа. Но, кстати, уже сегодня у нас появляются возможности управления пользовательским интерфейсом с помощью Kinnect, который отлично зарекомендовал себя в играх, и сейчас подходит время применять его в деловых приложениях. Он позволяет управлять интерфейсом, вообще не подходя к компьютеру. Это очень полезно во многих сферах, например в медицине.
PC Week: В каких функциональных направлениях развивается семейство Microsoft Dynamics?
М. П.: Как вы знаете, становление MBS начиналось десять лет назад с ERP-направления, причем на основе сделанных тогда приобретений, и тут у нас есть целый набор решений, предназначенных для разных целевых групп заказчиков. Немного спустя появилась качественно новая линия — Microsoft CRM, которая имеет для нас большое значение не только потому, что она покрывает очень важную предметную область, но и потому, что именно тут мы отрабатывали новые технологические подходы и бизнес-модели взаимодейстия с заказчиками, в том числе облачные вычисления. Microsoft CRM включает три основных сценария: продажи, маркетинг и услуги. Все эти три группы функций постоянно развивались и расширялись, причем достаточно быстро. Одна из главных идей логики развития этого продукта — чтобы пользователь всегда имел под рукой самые актуальные на настоящий момент данные и чтобы его функционал максимально отвечал постоянно меняющимся потребностям бизнеса. Для каждого направления деятельности мы предлагаем готовые сценарии работы пользователя, которые при этом можно легко модифицировать, адаптировать под собственную специфику.
Что касается ERP-продуктов, то тут мы стараемся избежать трудностей, с которыми столкнулась SAP. Проблема здесь заключается в том, что, создавая единую системы, эта компания получила избыточную (с точки зрения конкретных групп пользователей) функциональность и огромный объем программного кода, что делает решением слишком громоздким и неповоротливым.
В ERP мы определили пять основных для нас вертикальных рынков — государственный (public) сектор, производство, сервисы, дистрибуция (оптовая торговля) и розничная торговля — и заложили в свои продукты наборы функций для каждого из этих направлений. При этом у нас нет задачи реализовать полный, 100%-ный функционал для каждой отрасли. Доведение до 100% — это уже задача партнеров, которые решают ее или с помощью дополнительные готовых средств от третьих разработчиков, или путем собственных доработок в ходе конкретных внедрений. С точки зрения заказчиков, тем самым решается целый комплекс собственных проблем: повышается гибкость решения (заказчик получает набор функций, нужных именно ему), увеличивается скорость внедрения, снижается стоимость ( в том числе благодаря наличию конкурентной среды на рынке, возможности выбора).
Тут я должен отметить еще один очень важный момент. Архитектура наших решений реализована таким образом, что в них очень четко разделяются технологические слои: где находится наш собственный код, где располагаются готовые доработки независимых разработчиков, где размещаются код и настройки данного проекта внедрения. Это существенно повышает управляемость решения в целом и четко показывает зоны ответственности разных участников проекта, что очень важно для понимания заказчиком, как решать возникающие проблемы, как развивать проект дальше. Понятно, что такая архитектура намного упрощает актуальную задачу обновления и сопровождения продуктов.
У нас есть также четкое позиционирование продуктов в горизонтальном плане: Dynamicx AX — это верхний сегмент рынка, крупные предприятия уровня Enterprise; Dynamics NAV — SMB, малый и средний бизнес. Соответственно есть и группы партнеров, которые работают в своих сегментах, минимально пересекаясь между собой, но закрывая при этом все потребности рынка.
PC Week: А если посмотреть за пределы ERP&CRM? Будут ли в MBS появляться приложения, например, для бизнес-анализа или управления контентом?
М. П.: Пока мы не видим в этом необходимости. Дело в том, что у Microsoft эти направления уже давно существуют, но в других тематических подразделениях. А для реализации конкретных проектов опять же применяется компонентный подход, но уже в рамках всей программной платформы Microsoft. Если говорить о задачах управления документами и поддержки групповой работы — это SharePoint, мощная бизнес-аналитика входит в состав служб SQL Server и того же SharePoint, и т. д. Если мы говорим о построении полной информационной системы предприятия, включая, скажем, систему коммуникаций, хранилища данных, офисную работу и все остальное, — все это есть в платформе Microsoft. Причем все это интегрировано между собой, с едиными пользовательскими интерфейсами. И с возможностью выбора того, что именно вам нужно.
PC Week: Что можно сказать относительно использования модели облачных вычислений?
М. П.: Наверное, вы знаете, что мы уже несколько лет продвигаем по облачной схеме решение Dynamics CRM, причем онлайновый вариант — это не замена традиционной онпремис-установки ПО, а дополнение к ней. То есть у заказчика есть выбор — что ему подходит лучше. Более того, говоря об облачной модели нужно подчеркнуть, что речь идет не просто об установке традиционного решения в наших дата-центрах. Несколько лет назад мы радикально переработали архитектуру Dynamics CRM, оптимизированную именно для облачного варианта. И еще: Dynamics CRM — это еще и платформа, на базе которой независимые сервис-провайдеры могут разворачивать собственные облачные предложения.
Теперь мы начинаем переносить отработанную на CRM модель (в том числе и модель отношений с заказчиками и партнерами) в ERP-cферу. В марте следующего года на нашей очередной конференции Convegence мы представим новую версию Dynamics NAV, которая будет доступна на рынке примерно в таких же трех вариантах, как и Dynamics CRM. Более того, будут сделан еще один важный шаг: облачный вариант решения будет реализован в новой перспективной среде Windows Azure. И еще — мы попробуем также продемонстрировать на практике использование гибридных схем.
PC Week: Как вы оцениваете положение MBS в России и перспективы развития вашего бизнеса в нашей стране?
М. П.: Россия — это важный и перспективный рынок для нас. Учитывая сильную конкуренцию на нем и некоторую специфику российских нормативно-законодательных требований, мы считаем, что добились тут неплохого положения. Но при этом мы совсем не собираемся останавливаться на достигнутом. Будем продолжать инвестировать в локализацию продуктов, в развитие партнерской сети. Общая стратегия компании заключается в расширении зоны традиционного присутствия наших ERP-продуктов на рынке средних предприятий: Dynamics AX продвигается в сторону крупных компания, Dynamics NAV — в направлении малого бизнеса. В прошлом году мы предложили очень серьезные скидки на Dynamics NAV для малых и средних компаний и получили от этого хороший эффект. Мы намерены продолжать это ценовую политику в текущем финансовом году. Что касается CRM, тут российский рынок находится еще в стадии начального формирования, и мы намерены занять на нем лидирующие позиции.
В стратегическом плане мы хотим начать широкое продвижение в России наших облачных предложений. Сейчас уже идут продажи Office 365. Следом мы должны предложить CRM Online, а затем и NAV Online. Уверены, что облачные модели займут хорошие позиции в сфере деловых приложений.
PC Week: Спасибо за беседу.