Тезис о том, что экономическая среда быстро меняется и современный бизнес, чтобы выжить и развиваться, должен быстро и адекватно реагировать на эти изменения, в чем ИТ призваны ему помогать, уже стал общим местом в публикациях на тему “Бизнес и ИТ”. Несмотря на банальность тезиса, его актуальность вряд ли возможно всерьез оспаривать. Вместе с тем успех или провал каждого конкретного ИТ-проекта во многом определяют, как известно, не общие тезисы, а детали —четкое понимание руководством целей своего бизнеса и задач ИТ, степень проработанности проекта на предварительной стадии, наличие квалифицированных специалистов, поддержка проекта на уровне руководства и в том числе, безусловно, правильный выбор технологической платформы.
Среди решений класса BPM и интеграционных продуктов, представленных на мировом и российском рынках, большой вес имеет продуктовый портфель компании Progress Software. Так, IDC назвала ее решение Progress Responsive Process Management Suite (Progress RPM Suite) лидером в недавно созданной категории “платформы для бизнес-процессов”. Сама Progress Software провозгласила, как известно, концепцию нового поколения систем класса BPM, а именно — систем быстро реагирующего или “отзывчивого” управления процессами — RPM (Responsive Process Management). О продуктовом ряде компании было подробно рассказано участникам 10-й ежегодной конференции российских пользователей PROGRESS 2011, организованной и проведенной Progress Technologies, официальным российским дистрибьютором Progress Software. Почти с самого начала работа конференции разделилась на две сессии. Первая была посвящена СУБД Progress OpenEdge v. 11, вторая — интеграционным технологиям. Об основных и самых интересных докладах этой сессии мы и расскажем ниже.
Платформа для отзывчивого бизнеса
Концепция управления бизнес-процессами Progress Software, отметил Джайлс Нельсон, вице-президент и заместитель технического директора компании, заключается в том, что BPM делает очевидными зависимости внутри бизнес-процессов — те, которые раньше существовали только в головах некоторых специалистов. Что касается терминов, то “отзывчивое управление процессами” (Responsive Process Management — термин Progress Software), “умное управление бизнес-процессами” (Intelligence BPM — оборот, используемый Gartner), а также словосочетание “системы навигации бизнеса” (Business Navigation Systems — IDC) — все это, как пояснил докладчик, по сути синонимы.
Прежде чем представить участникам конференции продукты, входящие в платформу Progress RPM Suite, г-н Нельсон перечислил три глобальных фактора, действующие в современном мире и во многом определяющие потребность бизнеса в высокой динамичности и гибкости. Во-первых, это ожидание клиентами свежей информации, во-вторых — постоянное нарастание объема информации, в-третьих — изменение требований регулятора как один из факторов внешней среды. Соответственно, концепция RPM как основа быстро реагирующего бизнеса включает в себя возможность видеть, что происходит в бизнесе, возможность отслеживать внешние и внутренние события, требующие выполнения определенных реагирующих действий, и, наконец, возможность улучшать бизнес-процессы — моделировать и изменять их на практике.
Три основных компонента (“столпа”, по выражению докладчика) платформы для управления бизнес-процессами Progress RPM Suite — это собственно модуль управления бизнес-процессами Savvion, система для комплексной обработки событий Apama и модуль управления транзакциями Actional. Помимо перечисленного в состав платформы входит модуль бизнес-аналитики Tableau и продукт Control Tower, выполняющий функции консоли для визуализации и управления бизнес-процессами, поддержки взаимодействия сотрудников, а также дающий возможность удаленной работы мобильных сотрудников с помощью планшетных устройств (пока только с iPad — как самыми распространенными планшетами). В структуру конкретного бизнеса все компоненты платформы встраиваются посредством сервисной шины предприятия Sonic (данное решение использует, например, British Airways для объединения более 600 различных приложений).
В заключение своего выступления Джайлс Нельсон отметил, что компания уделяет большое внимание вертикальным решениям, т. е. адаптированным под конкретные области бизнеса или управления (в терминологии компании — “ускорители решений”). Например, государственный регулирующий орган заинтересован в получении уведомлений о тревожных событиях в подотчетной среде, для чего, естественно, потребуются специальные адаптеры, работающие с конкретными приложениями. При этом, подчеркнул г-н Нельсон, Progress Software не превращается в поставщика прикладных решений, оставаясь поставщиком технологий, но при этом уровень развития технологий таков, что решения практически готовы на 75—80%.
По мнению Вячеслава Туркина, представителя Progress Technologies, ключевой фактор, определяющий потребность бизнеса в BPM-системах — необходимость формализовать бизнес-процессы, чтобы избежать дублирования, назначить ответственных лиц, а также получить возможность оценить эффективность нового бизнес-процесса на стадии его разработки. Система управления бизнес-процессами Progress Savvion BPM позволяет управлять “конвейером бизнеса”, коллективно разрабатывать новые процессы и внедрять их как веб-приложения. В числе интеграционных инструментов г-н Туркин выделил, в частности, интеграционную шину предприятия Sonic ESB, использование которой дает возможность развивать сервисы как для конечных пользователей, так и для прикладных систем, входящих в корпоративную информационную систему. Решения данного класса, пояснил докладчик, обычно сталкиваются с двумя основными проблемами — с необходимостью постановки под единый контроль локальных прикладных систем, образующих распределенную корпоративную инфраструктуру, и с проблемой устойчивости, которую следует обеспечивать даже в случае отказа некоторых компонентов. Сервисная шина Sonic ESB, подчеркнул докладчик, — мощная промышленная платформа, способная обеспечить непрерывную обработку сообщений вне зависимости от местонахождения систем.
Еще один интеграционный модуль — DataXtend Semantic Integrator — отвечает за смысловую интеграцию данных, позволяя тем самым бизнес-аналитикам, архитекторам системы и разработчикам работать на основе общей модели и в сервисно-ориентированной архитектуре (SOA).
Интеграционные проекты — банковский опыт
Владимир Крылов, начальник отдела интеграции департамента ИТ ВТБ24, рассказал о современном состоянии проекта по интеграции работающих в банке систем на основе сервисной шины Sonic ESB, стартовавшего в банке семь лет назад. Сегодня в рамках проекта интегрировано 37 систем, нагрузка — 3500 запросов в минуту, причем основные генераторы запросов — АБС “БИСКВИТ” (по признанию докладчика, данная система “давно уже работает на пределе своих возможностей”), карточный процессинг и платежи внешним провайдерам. Взаимодействие между системами разделено, фактически под каждый процесс создается свой брокер сообщений, общее количество которых в интегрированной системе — 48. Шина Sonic ESB, отметил докладчик, — принципиально децентрализованное решение, позволяющее использовать множество java-машин и обеспечивать “капиллярное” прохождение задач, так что выход из строя одной из машин не приведет к серьезным проблемам.
На вопрос из зала, каковы основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться, г-н Крылов ответил, что возникали проблемы с устойчивостью — при синхронном обмене между системами одна из систем могла выйти из стабильного состояния, а торможение одной из них приводило к торможению другой. На поиск решения данной проблемы ушло два года, пояснил докладчик. Не гладко проходило и внедрение технологии отказоустойчивости системы — пришлось отказаться от помещения в кластер связки “брокер — резервный брокер”, поскольку данная технология давала сбои при отказах.
Олег Кононов, представитель департамента архитектуры “АКБ “РосЕвроБанк”, рассказал о недавно стартовавшем в их организации проекте внедрения модуля управления транзакциями Actional. Одна из основных задач, которые ставились перед данной системой, — мониторинг процессов (например, процесса прохождения через систему платежных документов с определением их количества и анализом “волн сезонности”). Система позволяет отслеживать в режиме реального времени “активности” по различным вызовам — количество инициированных вызовов, завершенных, перенесенных на следующий день, время отклика на конкретное событие.
Следующая важная задача системы — мониторинг активности сервисов с выявлением в бизнес-процессах банка узких мест. Система в рамках конкретного процесса позволяет наблюдать, как сообщения переходят от одного сервиса к другому, что дает возможность проанализировать правильность организации бизнес-процесса. В числе задач Actional — формирование и отслеживание политик, позволяющих задавать критерии нарушения некоего набора условий, благодаря чему можно автоматизировать мониторинг. В “РосЕвроБанке”, например, внедрены политики на превышение работы бизнес-процессов и на появление сообщений по конкретным адресам, т. е. об ошибках. В числе важных проблем, с которыми команда столкнулась при внедрении системы Actional, докладчик назвал отсутствие возможности строить графики на основе произвольных метрик и недостаточную гибкость нотификации, а именно — ограничение штатной нотификации двумя уровнями (warning — внимание и alarm — тревога).
О бизнес-процессах и красивых квадратиках
Безусловно, одна из привлекательных сторон современных BPM-систем — возможность создавать бизнес-процессы специалистами, не являющимися сотрудниками ИТ-подразделений. При этом сами бизнес-процессы в этом случае изображаются как красивые и понятные блок-схемы с нарисованными логическими связями. Практика бизнеса, конечно, сложнее. Так, по мнению представителя ВТБ 24 Владимира Крылова, рисовать “красивые квадратики” для серьезных процессов не получается — нужно программировать, причем платформа должна позволять отладку программ в тестовом режиме. Согласен с коллегой и Виктор Галактионов, директор департамента управления архитектурой АКБ “РосЕвроБанк”. По его мнению, использование, например, решения Actional требует участия серьезных программистов, а изменение штатных настроек системы осуществляется непосредственно в промышленной среде, тогда как для этих целей необходима тестовая.
Вместе с тем формализация бизнес-процессов в компании, возможность оперативного управления ими — это веяния времени, а соответствующие решения, как видим, востребованы и в мире, и в России. Так что дальнейшее совершенствование BPM-систем, их приближение к реалиям бизнеса — вопрос времени… и бюджета заказчика, разумеется.