12 декабря в Москве с интернет-общественностью и журналистами встретился президент ICANN Род Бэкстром. Мероприятие прошло в рамках мирового тура представителей ICANN в поддержку программы новых доменов верхнего уровня общего пользования (gTLD). Россия стала 18-м и последним по счету государством, которое посетили международные чиновники.
По словам г-на Бэкстрома, прием первых заявок на новые домены начнется ровно через месяц — 12 января 2012 г. и продлится три месяца — до 12 апреля. Подать заявку может любая зарегистрированная организация, находящаяся в любой точке мира, уплатив за оценку 185 тыс. долл.
В ICANN пока затрудняются сказать, с каким количеством желающих обзавестись новыми доменами им придется столкнуться. Технически, как уверяет г-н Бэкстром, его организация в состоянии одновременно обрабатывать только 500 заявок (если их будет больше, образуется очередь). Минимальный срок обработки — 6 месяцев. Средний — ориентировочно от 9 до 19—20 месяцев в зависимости от возникновения спорных ситуаций, опротестований и пр.
ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) — это международная некоммерческая организация, созданная 18 сентября 1998 г. при участии правительства США для регулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и прочими аспектами функционирования Интернета.
До 1998 г. в Сети существовало только восемь gTLD, включая самый распространенный — .com. В 2000-м и 2004-м этот список пополнился еще семью и восемью доменами общего пользования соответственно. Сейчас же речь идет о том, что число gTLD вскоре начнет исчисляться сотнями.
По информации из открытых источников, в ближайшее время из России будет подано как минимум четыре заявки на новые домены. Речь идет о проектах “дети” Координационного центра, Skolkovo — одноименного фонда, а также "Москва" и Moscow — Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернет, заручившегося поддержкой столичного правительства.
На пресс-конференции в Москве представителям ICANN не удалось избежать традиционных обвинений в исключительной концентрации управления Интернетом, сосредоточенном, по убеждению общественности, в США. Однако, как утверждает член совета директоров ICANN Джордж Садовски, его организация подлинно интернациональна, хотя она и вынуждена где-то физически находиться.
Отвечая на вопрос, не представляется ли разумным перевод ICANN под юрисдикцию ООН или ЮНЕСКО, г-н Бэкстром отметил, что они сотрудничают с обеими этими организациями, а также со многими другими (Международным почтовым союзом, Интерполом и пр.). То есть ICANN, как и сам Интернет, и так тесно интегрирована в общество.
Зашла речь и о масштабном противодействии программе новых доменов. Уже несколько месяцев различные западные объединения рекламодателей тем или иным способом пытаются бороться с новшеством ICANN, считая, что тиражирование доменов верхнего уровня размывает идентификацию брендов и наносит ущерб как владельцам этих брендов, так и потребителям.
В контексте данного противостояния в конце ноября сразу 87 компаний и торговых групп создали “Коалицию ответственного надзора за интернет-доменами”. Движение возглавила Ассоциация национальных рекламодателей США, а в число борцов с новыми gTLD вошли такие гиганты, как Coca-Cola, Ford, Hewlett-Packard, Samsung и др.
Комментируя сложившуюся ситуацию, г-н Бэкстром заявил, что программа ICANN разрабатывалась международным сообществом в течение нескольких лет, но при этом не нужно забывать, что в мире уже порядка 2 млрд. пользователей и все они не могут быть единодушны. В любом случае, по его уверению, поиск консенсуса — один из основных приоритетов ICANN в любых спорных вопросах.