Мир ИТ продолжает меняться. Сейчас главным двигателем перемен стали облачные технологии. О том, как эти перемены отражаются на деятельности вендоров, их партнеров и пользователей, научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказал генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России и СНГ Виталий Фридлянд.
PC Week: Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке инфраструктурных ИТ-решений — в мире и в России?
Виталий Фридлянд: Тенденции в мире и в России одни и те же. Первая из них связана с переходом предприятий от собственной ИТ-инфраструктуры к такой организации ИТ, которая не видна потребителю. Ведь сейчас подавляющее число людей пользуются холодильником и телевизором, не зная, как они работают. То же самое произойдет с ИТ. Не должен начальник цеха думать о том, какой ЦОД функционирует на его заводе. Не нужно на каждом предприятии держать сисадминов. Идеальной является такая ИТ-инфраструктура, которая не видна потребителю.
Вторая тенденция — она, как я полагаю, проявится в 2012—2013 гг. — касается спада начальной эйфории от облачный технологий. Ведь какие бы облака ни строились — частные, публичные или гибридные, в реальной жизни будет использоваться некоторая комбинация между инфраструктурой, находящейся на предприятии, и облаком. Дело в том, что с тем зоопарком приложений, который накопился за много лет, невозможно быстро и легко перейти на облако. И хотя компаниям это выгодно, такой переход сопряжен с рисками. Например, провайдер, предоставляющий облачные услуги, может обанкротиться, в результате чего заказчики останутся без ИТ-инфраструктуры. Другой риск заключается в том, что затраты на перевод всего зоопарка в облака очень велики. Поэтому руководители предприятий должны заранее просчитать вероятность окупаемости таких инвестиций и эффективность новой ИТ-инфраструктуры. Это лишь некоторые из рисков, а всего их сотни.
Третья тенденция связана с тем, что разница в стоимости клиентских ИТ-устройств высшего и начального ценового классов становится несущественной как для потребителей, так и для предприятий. Происходит эрозия цен, и отсюда возникает серьезный тренд, когда качественные характеристики клиентских устройств определяются не возможностями “железа”, а тем, какие приложения с его помощью можно выполнять.
Четвертая тенденция заключается в том, что объем неструктурированного контента каждый год удваивается. Возникает потребность в таких комплексных решениях, которые обеспечивают быстрый поиск информации и оптимальную глубину архивации. Другими словами, требуются механизмы, обеспечивающие доступ к нужным данным в нужном количестве и качестве тогда, когда это необходимо. Примерно так работает память у человека — поиск информации идет по ассоциативной модели. Это в корне отличается от принципов работы нынешних систем хранения данных. Но уже ясно, что необходимы перемены, так как невозможно бесконечно наращивать емкость систем хранения. Начинают появляться первые ИТ-решения на базе ассоциативного поиска и нечеткой логики.
Пятая тенденция отражает перемены на ИТ-рынке. Здесь, с одной стороны, происходит диверсификация игроков, а с другой — консолидация, когда несколько гигантов занимают львиную долю рынка. Именно это наблюдается в России: ведущих игроков не так много, они работают уже давно, а новых китов не появляется. В такой ситуации у небольших ИТ-компаний остается лишь две возможности: либо найти свою нишу (например, обслуживать два-три крупных предприятия), либо стать филиалом ИТ-гиганта. То же самое происходит во всем мире.
PC Week: Замечаете ли вы спрос на сервис “инфраструктура как услуга” (IaaS) — в мире и в России? Какие заказчики у вас преобладают — крупные или небольшие, частные или государственные, из каких отраслей?
В. Ф.: Мы работаем по двум направлениям. Во-первых, Fujitsu сама предлагает сервис IaaS. Есть пять ЦОДов, которые обслуживают клиентов по всему миру. Но в России этот сервис пока на самой ранней стадии развития и заказов еще нет. Я считаю, что среди крупных предприятий такие услуги вряд ли будут востребованы, но со стороны среднего и малого бизнеса, возможно, будет спрос в ближайшие год-два. Должно пройти время для наработки необходимых правил. На Западе существует такая же проблема.
Во-вторых, мы предлагаем решения, с помощью которых наши партнеры предоставляют заказчикам облачные услуги. Такие решения были анонсированы полтора года назад, первые проекты начались в 2011-м, и сейчас их уже более десятка. Они очень интересны и разнообразны: в одних речь идет об обслуживании сотни рабочих мест, в других — о хостинге инфраструктуры огромного предприятия, включая серверы и системы хранения.
Представителей малого и среднего бизнеса среди заказчиков пока нет, но это тренд ближайшего времени. Думаю, что кризис их подстегнет. Ведь помимо чисто денежной выгоды есть еще и вопрос ответственности. А что будет в случае сбоя или катастрофы? Управлением облачной инфраструктурой занимаются профессионалы, решающие эти вопросы.
Так что сейчас заказчики — это в основном крупные коммерческие компании. В России мне неизвестно ни одного ИТ-решения для государственного учреждения, в котором была бы полностью реализована облачная технология, хотя кусочки уже встречаются. Объясняя нежелание госструктур переходить на облака, все обычно ссылаются на проблемы информационной безопасности. Но на самом деле причина в необходимости изменения сложившихся схем приобретения ИТ-продуктов.
Что касается отраслей, то, как известно, в России наиболее продвинутыми в плане ИТ являются финансовый, нефтегазовый и телекоммуникационный сегменты. И в сфере облачных услуг они тоже являются передовиками.
PC Week: Как реализован сервис IaaS, где находятся вычислительные мощности, кто их обслуживает?
В. Ф.: Сервис в основном реализуют наши партнеры на своих площадках. Помимо решений мы также предоставляем им услуги консалтинга, проектирования, а иногда и обслуживания. У нас есть мощная инженерно-техническая команда, обладающая всеми необходимыми знаниями для настройки, поддержки сервисов и управления ими. Fujitsu много инвестирует в это направление. В 2012 г. количество сотрудников в нашем российском офисе увеличится в несколько раз.
При этом мы не конкурируем с партнерами, а предоставляем им возможность предлагать услуги на базе наших решений. Что касается нашего собственного сервиса, то поскольку в России таких заказчиков пока нет, то нет и конкуренции.
PC Week: А как обстоят дела в других странах?
В. Ф.: В конечном итоге все договариваются. Можно разделить сферы деятельности с партнерами, и тогда возникнет кооперация. Например, Fujitsu предоставит серверы, системы хранения данных, средства телекоммуникации, виртуальные клиентские места, системы управление кластеризацией и т. д., а за партнерами останется обследование объекта, подготовка проекта, анализ информационных потоков и интерфейсов, клиентские приложения и их настройка. Такая кооперация необходима, потому что ни один вендор в мире не выживет без партнеров. Конечно, есть компании, которые выполняют функции и вендора, и системного интегратора, — например, IBM. Но и в этом случае возникает вопрос: а кто будет делать настройки и клиентские приложения для всех заказчиков?
PC Week: Насколько сильна конкуренция на рынке IaaS?
В. Ф.: Сейчас все ведущие вендоры продвигают решения для предоставления инфраструктуры в качестве услуги. У Fujitsu есть все составляющие — и серверы, и системы хранения, и клиентские устройства. Но я не считаю, что это дает конкурентное преимущество, потому что сейчас вендоры могут вступать в альянсы. Стандартизация и совместимость оборудования дают возможность создавать ИТ-инфраструктуру из устройств разных поставщиков, как из кирпичиков.
Конкуренция идет не на уровне продуктов, а на уровне глубины, простоты и дешевизны самих решений, так как заказчики ищут тех, кто может поставить такие решения, которые будут дешевле, интереснее и проще с точки зрения настройки и внедрения. Так что конкуренция происходит на уровне сервис-провайдеров. Провайдеры и обслуживающие их вендоры борются за улучшение сервиса и повышение его рентабельности. Ведь можно предложить очень дешевое решение, но оно будет требовать сложной настройки, или наоборот — недешевое, но легко настраиваемое.
Я недавно наблюдал жесткую конкуренцию между нашими партнерами за один облачный проект. Сейчас провайдеры инвестируют в развитие облаков, поскольку видят реальный спрос.
PC Week: Какие препятствия затрудняют продвижение IaaS в России и как их можно преодолеть?
В. Ф.: Главное препятствие — зоопарк приложений. Перенести старые приложения на новую инфраструктуру зачастую бывает невозможно, потому что на них нет даже документации.
Другая проблема связана с менталитетом. Но со временем она будет преодолена, так как станет понятно, что пользоваться ИТ в облаках удобно. А как только решится проблема последней мили, решится и проблема надежности. Ведь когда инфраструктура становится кластеризованной, не нужно задумываться о том, вылетел ли сервер или доступен ли диск, другими словами — инфраструктура становится прозрачной для пользователя.
Есть и проблема безопасности. Но в основном она связана не с технологиями, а с человеческим фактором. Предприятие может все держать у себя за сетевым экраном, но все равно будет не в состоянии уберечься от вероятных негативных последствий влияния человеческого фактора. Иначе откуда берутся в продаже диски со всевозможными личными данными?
Так что проблема безопасности существует в любой инфраструктуре. Обычно она решается с помощью прав доступа. Кроме того, должна существовать защита от катастроф и сбоев. Это все обеспечивают вендор и провайдер услуг — например, средства защиты от катастроф предоставляет вендор, а восстановление приложений в случае отказа диска — поставщик услуг.
Облачные технологии и расширение круга инфраструктурных услуг — это очередной виток спирали развития ИТ. Все это было и раньше, но на другом уровне. Еще в 1980-х существовали средства перераспределения ресурсов и хостинг при решении задач межмашинного обмена. Но сейчас технологии вышли на новый уровень благодаря развитию средств связи, обеспечению безопасности, совместному использованию информации, виртуализации и т. д. Появился синергетический эффект, и оказалось, что людям не нужна ИТ-инфраструктура рядом с собой.
Облака стали модными и востребованными, потому что появились новые возможности. В результате ИТ-инфраструктура станет со временем менее заметной для заказчиков, так как ею будут заниматься профессионалы. Те компании, которые успеют, поедут в этом поезде, а кто не успеет — останется на обочине. Но это, конечно, изменит жизнь людей и предприятий. Для них доступ к ИТ станет просто коммунальной услугой.
PC Week: Какие изменения произойдут в бизнес-модели вендоров в связи с их выходом на рынок услуг? Что меняется, когда вендор становится и поставщиком услуг, и поставщиком оборудования?
В. Ф.: Я не вижу здесь какого-либо противоречия. Бизнес делают люди, а люди могут договариваться. На российском рынке обязательно нужны дистрибьюторы и реселлеры, так как именно они обслуживают малый и средний бизнес. Я не считаю, что в ближайшие годы дистрибьюторы вымрут. Такие разговоры идут уже давно, но дистрибьюторы продолжают успешно работать. Правда, в России небольшие ИТ-компании не могут быть одновременно и дистрибьютором, и реселлером, и системным интегратором. В конечном счете всем придется определяться: либо диверсифицироваться, либо входить в состав крупной компании.
Развитие облачных технологий только углубит консолидацию на ИТ-рынке. Ведь небольшая компания со штатом в 50 человек вряд ли сможет обслуживать частное облако огромного металлургического комбината. Но это по силам крупному интегратору, который на базе своего ЦОДа готов предоставлять этому комбинату не только инфраструктуру как услугу, но также и приложения.
PC Week: Готова ли российская коммуникационная инфраструктура к облачным услугам? Ведь для этого нужны очень широкие каналы связи.
В. Ф.: Я много езжу по стране, и вижу, что ситуация неплохая. Покрытие у нас одно из самых мощных в Европе — 51 млн. пользователей, и хотя широкополосный доступ есть еще не везде, эта проблема, наверное, будет решена в течение двух-трех лет.
PC Week: Спасибо за беседу.