Если год назад основной круг вопросов, рассматриваемых в рамках специализированной конференции “ИТ для предприятий металлургии”, был связан с задачами стратегического планирования инвестиций на этапе восстановления экономики после кризиса, то сегодня организаторы данного мероприятия — журнал “Металлоснабжение и сбыт” при поддержке Российского союза поставщиков металлопродукции — решили под новым углом зрения взглянуть на управление производством.
Производственные подразделения, генерирующие основную прибыль, являются в то же время самыми затратными. Именно поэтому центральной темой прошедшей в конце 2011-го 6-й ежегодной конференции для представителей металлургических и металлоторговых компаний стала тематика сокращения затрат. Как снизить операционные расходы в долгосрочной перспективе и вместе с тем повысить эффективность своей деятельности — вот тот вопрос, которым в последние годы в основном задаются владельцы и руководители бизнеса. В качестве возможных путей решения данной задачи на мероприятии рассматривались внедрение MES-систем и систем документооборота, усовершенствование процессов управления, применение бизнес-аналитики. Особое внимание было уделено опыту успешной реализации ИТ-проектов.
Металлургии нужны инновации
На конференции были представлены результаты исследования компании IBS, целью которого являлась оценка текущей ситуации и перспектив развития интеллектуальных технологий, автоматизации и ИТ в металлургической отрасли. В исследовании приняли участие 150 топ-менеджеров и ИТ-директоров металлургических предприятий, которые поделились своим видением важнейших задач развития бизнеса в ближайшее время. По мнению опрошенных, эти задачи связаны с модернизацией и увеличением производственных мощностей, с развитием человеческого капитала. Среди главных проблем отрасли были названы рост цен на производственные ресурсы (в первую очередь на энергетическую и транспортную составляющие) и сырьё, а также кадровый дефицит. При этом почти каждый пятый респондент указал на недостаточный уровень автоматизации производства, а практически все опрошенные эксперты согласились с тем, что развитие металлургического бизнеса по большинству направлений требует внедрения инноваций.
Вместе с тем исследование показало, что топ-менеджеры и ИТ-директора металлургических компаний расходятся в определении приоритетных зон для инвестиций на ближайшую перспективу. Если первая группа называет такие направления, как управление производственной эффективностью (45%) и система стратегического планирования (36%), то вторая акцентирует внимание на управлении финансовыми потоками (49%) и документооборотом (49%).
Как отмечается в исследовании, на большинстве предприятий металлургической отрасли уже выполнены проекты автоматизации документооборота (56%), управления человеческими ресурсами (44%) и финансовыми потоками (33%). Прочие проекты реализованы меньше чем на четверти предприятий. Реже всего говорилось о системах стратегического планирования и управления рисками.
И наконец, более половины опрошенных в обеих целевых группах указали, что в ближайшие годы их предприятия планируют реализацию крупных ИТ-проектов, причем 39% топ-менеджеров и 55% ИТ-директоров планируют это с большой долей вероятности. В целом же в металлургических компаниях остается значительный нереализованный потенциал дальнейшей автоматизации.
Интеграция процессов управления
Результатом проекта, реализованного компанией Ernst&Young в крупном российском металлургическом холдинге, стало создание интегрированной логистической системы, обеспечивающей управление материально-техническими ресурсами (МТР). Вопрос закупок для металлургии является ключевым, поскольку стоимость закупаемых сырья, материалов, электроэнергии, запчастей и пр. может достигать 70% в себестоимости готовой продукции. “Требовалось максимально избежать влияния человеческого фактора в этой сфере деятельности, — рассказал партнер практики управления цепочками поставок и снабжения в компании Ernst&Young Сергей Карминский. — Целевые функции закупщиков не всегда совпадают с целями предприятия, поэтому необходимо было минимизировать количество принимаемых сотрудниками решений, но таким образом, чтобы это не сказывалось негативно на процессе производства”.
Цель проекта заключалась в поиске правильного баланса между оптимизацией снабженческих затрат и рисками снабжения, которые несёт с собой оптимизация. Внедрение методов оптимизации логистических ресурсов и соответствующих ИТ-решений в практику бизнеса позволяет ускорить оборачиваемость капитала, сократить операционные издержки, контролировать себестоимость продукции и операционные риски, эффективно управлять уровнем запасов, считают в компании Ernst&Young.
Первым шагом реализации проекта стала разработка стратегии снабжения, включающей набор предопределенных унифицированных правил, по которым осуществляется снабжение. “Стратегия — это не документ, который можно изучить и положить на полку. Это должен быть некий алгоритм, дающий ответы, как предприятию нужно реагировать на ту или иную ситуацию в сфере снабжения. В сегодняшние сложные времена, когда цена на металл не растет, этот алгоритм со стороны ИТ-службы мог бы стать хорошим подспорьем бизнесу, способствуя повышению его эффективности”, — пояснил г-н Карминский.
В ходе первоначального исследования процессов снабжения специалисты Ernst&Young выяснили, что рост запасов МТР носит контролируемый характер. То есть у любого предприятия имеются нормативы для данного показателя, но в реальности они не учитываются, а учитываются только те показатели, которые носят макроэкономический характер (например, рост тарифов на электроэнергию). Более того, подход к работе с запасами носит недифференцированный характер (когда, скажем, применяется единый для всего предприятия поправочный коэффициент), тогда как точное прогнозирование должно строиться на более “тонких” расчетах.
Помимо этого планирование потребности в МТР базируется на годовом планировании и не носит скользящего характера; уточнения проходят тяжело. При этом отсутствует единый орган, отвечающий за управление запасами, весь процесс “размыт” по разным подразделениям и тесно увязан с бюджетным процессом, который также вносит свою лепту в неэффективность снабжения.
Все эти факторы приводят к удлинению процесса закупки. Так, согласно данным, приведенным Сергеем Карминским, сегодня средний цикл закупки для российских компаний составляет три месяца, тогда как у ведущих западных металлургических холдингов — порядка 45 дней. И наконец, у отечественных компаний, как правило, нет эффективных средств принятия решения о закупках, следствием чего является отсутствие у руководства актуальной информации о поставках, в том числе о товарах, находящихся в пути.
Решением проблемы с закупками, по мнению специалистов Ernst&Young, должно стать взаимодействие всех подразделений предприятия, а связкой между ними — три потока (денежный, материальный и информационный). Если первые два уже давно отлажены, то информационный поток зачастую “хромает”: когда данные смежных подразделений между собой несопоставимы, информация теряется. Но при этом именно информационный поток имеет наиболее значимую, интегрирующую функцию, позволяющую усовершенствовать процесс снабжения за счёт обмена информацией между подразделениями.
Важно также, что сторонние контрагенты и структурные подразделения предприятия должны рассматриваться как участники единой системы, связанные в интегрированном процессе управления денежными, материальными и информационными потоками. “Взаимодействие всех участников логистической системы повышает качество планирования и исполнения работ, даёт возможность правильно провести оптимизацию затрат и контролировать риски не в отдельных звеньях, а по всему процессу целиком, а также поддерживать необходимый и достаточный уровень запасов МТР”, — подчеркнул Сергей Карминский.
В итоге благодаря внедрению интегрированной логистической системы в металлургическом холдинге сегодня все решения о закупках ресурсов принимаются автоматически на основе предустановленного алгоритма в зависимости от того, какие атрибуты были привязаны к поставщику (монопольный, конкурентный, низкоконкурентный) и МТР (негабаритный, разный срок годности и т. д.). Тем не менее, по словам г-на Карминского, человеческий фактор, конечно, полностью исключить нельзя. В департаменте закупок есть специально выделенный ключевой сотрудник, который постоянно просматривает полученные результаты и в случае возникновения нестандартной ситуации вносит корректировку в сформированную компьютером стратегию закупок.
Инновационные решения в металлоторговле
На конференции были представлены два проекта, демонстрирующие внедрение инновационных технологий. О создании калькулятора металлопроката для мобильных устройств рассказал председатель совета директоров компании “София-Металл” Андрей Зацарин. Эта компания, работающая на рынке металлопроката Санкт-Петербурга и северо-западного региона, осуществляет поставки широкого ассортимента металлопрокатной продукции примерно на 5 тыс. российских предприятий.
“Наши специалисты вынуждены ездить по всей стране от Калининграда до Хабаровска, что, естественно, сопряжено с рядом сложностей, — отметил г-н Зацарин. — Раньше для того, чтобы правильно рассчитать, сколько весит тот или иной вид проката, и вести переговоры со снабженцами, им приходилось возить с собой специальную литературу”.
Так родилась идея создания калькулятора металлопроката для мобильных устройств. Изучив рынок, специалисты “Софии-Металла” не нашли полноценного аналогичного решения. Да, сегодня есть множество разных калькуляторов, позволяющих вычислить массу, длину и площадь металлопроката, подобный сервис есть практически на каждом специализированном сайте. Несомненно, такие программы очень полезны, но при одном условии: если под рукой есть компьютер.
В результате “София-Металл” весной 2011 г. приступила к реализации проекта по разработке собственного калькулятора, который будучи установлен на смартфон может всегда находиться под рукой и не требовать соединения с Интернетом. К осени 2011-го калькулятор прочно вошел в работу специалистов “Софии-Металла”, а сегодня уже любой желающий может загрузить его с сайта компании. К настоящему времени зафиксировано около 6 тыс. скачиваний данного решения, в том числе и из-за рубежа — из США, Венесуэлы, Чили, Перу, Германии, Болгарии, что послужило толчком для его перевода на четыре иностранных языка.
Еще одна особенность калькулятора, которую отметил Андрей Зацарин, — это возможность работы с наиболее полным ассортиментом продукции. В последнюю версию калькулятора введено 14 типов металлопроката, 25 видов металла с возможностью вручную указывать плотность. Калькулятор позволяет выбрать размер по ГОСТ или задать произвольный, сохранить результаты расчетов и отправить их по электронной почте, управлять списком всех сохраненных расчетов.
В настоящее время калькулятор работает только на устройствах под управлением Android, но в планах “Софии-Металла” — перенести его на другие платформы, в частности iOS. Кроме того, предполагается внедрение этого калькулятора в качестве инструмента интернет-торговли металлом, несмотря на распространенную сегодня точку зрения крупных торговцев, что продажи мелалла через Интернет-— дело довольно бесперспективное и вряд ли в ближайшее время возможны большие закупки этим способом. Поэтому одновременно с данным направлением руководство “Софии-Металла” рассматривает идею привязки калькулятора к региональным металлоторговцам или большим сетевым компаниям, имеющим множество филиалов в разных городах.
Другой интересный проект, представленный на конференции, — создание интернет-магазина строительных и отделочных материалов, позволяющего оптимизировать каналы сбыта. Как рассказал генеральный директор группы компаний “Протэк” из Воронежа Лев Полянский, бизнес его предприятия начинался с торговли сварными трубами. Это узкий сегмент, и очень быстро стало понятно, что нужно развивать другие направления. Для динамичного развития и поддержания темпов роста компании была принята новая стратегия, внедрен ряд нестандартных решений. “В конце концов у нас получилось предприятие, полностью обеспечивающее строительные объекты всем необходимым, от спецтехники для разработки котлованов и до кровельных материалов, которые сейчас изготавливаются на нашем собственном производстве. А это в свою очередь вызвало необходимость создания некого информационного ресурса, доступного для всех: клиентов, поставщиков, сотрудников”, — пояснил г-н Полянский.
Проект стартовал в 2004 г. и к сегодняшнему дню прошел путь от онлайновой страницы с контактной информацией до информационной системы, включающей интернет-магазин и закрытый внутрикорпоративный портал, позволяющий оптимизировать взаимодействие руководства организации, производства и торговых менеджеров, оформление заявок на производство металлопродукции с функцией контроля исполнения заказа, а также проведение маркетинговых исследований рынка сбыта путем электронного опроса клиентов.
В настоящее время структура клиентской базы “Протэк” охватывает широкий диапазон покупателей — от частных застройщиков до крупных организаций, в том числе государственных. Говоря о способах привлечения новых клиентов, Лев Полянский отметил высокую роль интернет-магазина, число посетителей которого в 2011 г. составило около 30 тыс. человек. “Нужно, чтобы любой человек, который зашел на наш сайт, смог найти для себя информацию о нашей компании и о предлагаемой нами продукции. Тратить деньги на наружную рекламу бессмысленно, а газеты сейчас читают мало. Кроме того, необходимо предоставить клиенту возможность приобрести продукцию. И неважно, что интернет-магазин не продаёт большое количество металла, главное, что он работает”, — сказал в заключение г-н Полянский.