Забавная вещь произошла в процессе внедрения виртуализации: множество ИТ-менеджеров вдруг обнаружило, что вместо того, чтобы упростить создание и обслуживание дата-центров, эта технология, наоборот, сделала всё намного сложнее. Конечно, количество физических серверов сократилось, затраты на электроэнергию снизились, потребность в площадях для размещения оборудования уменьшилась — и всё это благодаря виртуализации.
Тем не менее многое усложнилось, и управление средой виртуализации превратилось в крайне непростую задачу. В результате ожидания заказчиков не оправдываются, рождаются различные технологические мифы, а хуже всего то, что возникает мнение, будто выигрыш от виртуализации не оправдывает связанных с нею затрат.
В конце концов, для большинства ИТ-служб главная цель заключается в том, чтобы делать больше с меньшими усилиями, а не наоборот, а виртуализационные платформы как раз увеличивали затраты времени на управление, а также накладные расходы. И даже при всем этом популярность виртуализационных решений расширяется, так же как растёт неудовлетворённость полученным экономическим эффектом.
Правда заключается в том, что здесь нет технологической проблемы, но есть проблема управления. К счастью, она может быть решена опять же с помощью технологий — специальных средств управления виртуализацией. Однако прежде чем мы затронем эту сторону виртуальной среды, следует ознакомиться с конкретными фактами и мифами в области виртуализации.
Это не быстрое решение
Первое, что должен усвоить ИТ-менеджер: развертывание виртуализационной платформы ни в коем случае не означает быстрого решения всех остальных проблем.
Фрэнк Маршалл, директор глобальной розничной службы поддержки The Estée Lauder Companies, убедился на своем опыте, что внедрение виртуализационных технологий не обходится без определенных проблем.
“Виртуализация может породить такое же количество новых вызовов, какое с ее помощью удается преодолеть, — рассказывает Маршалл. — Управление инфраструктурой усложняется в силу особенностей использования гипервизора и изменений в платформе и компонентах, необходимых для построения виртуализационной платформы. Чтобы выжать максимум из того, что может дать виртуализация, требуется целостный подход к ее внедрению, предполагающий мониторинг виртуальных машин, управление ими, а также их сопровождение”.
В своей недавней презентации аналитик из Gartner Томас Битман утверждал: “В 2011 г. будет внедрено виртуальных машин больше, чем было установлено с 2001-го по 2009-й”. Битман предупреждает, что очень уж неторопливый подход к внедрению виртуализации не позволит получить потенциально возможную выгоду, а слишком рьяный приведет к беспорядочному росту числа виртуальных серверов, к перерасходу средств и техническим перебоям.
Поверьте на слово: в условиях беспорядочного роста числа виртуальных серверов управление ими превратится в одну из самых больших проблем ИТ-службы. Битман утверждает, что управление — это ключ к достижению максимального эффекта от внедрения виртуализации в дата-центре.
С ним согласен и Шринивас Раманатан, CEO компании eG Innovations, разрабатывающей ПО для управления виртуализацией: “Вы можете очень быстро растерять все преимущества виртуализации, если недостаточно тщательно контролируете виртуальную среду и управляете ею”.
Самое главное — ИТ-администратор должен показать, в чем заключается экономия. ИТ-отдел просто обязан быть в состоянии измерить эффект, а это требует управленческого подхода, который предполагает способность отслеживать изменения и воздействовать на них на каждом этапе внедрения виртуализации.
Это значит, что ИТ-отделы должны уметь количественно оценивать нагрузку, ресурсы, потребности в ресурсах и их использование, а также отслеживать тенденции в изменении всех этих параметров. Проблема же, по мнению Раманатана, заключается в том, что большинство инструментов управления, поставляемых вместе с виртуализационным ПО, лишено критически важных функций, и это вынуждает тех, кто стремится к подобному целостному подходу, переключаться на сторонние решения независимых фирм.
“В некоторых случаях управление оказывается даже более хитроумной задачей, — отметил Эд Лацинский, вице-призидент по облачной стратегии и архитектуре в компании Datapipe, являющейся провайдером управляемых услуг. — Например, когда вы выходите на новый уровень и предоставляете компаниям, не желающим фокусироваться на технической рутине, виртуализацию как сервис и инфраструктуру как сервис”.
Эффективное управление имеет критически важное значение для ИТ-отделов, которые должны показывать хорошую экономическую отдачу от инвестиций компании в технологии. Gartner пришла к мнению, что эффективное использование виртуализации может уменьшить потребление электроэнергии на 82%, а также снизить потребность в площадях под оборудование на величину до 86%.
Лацинский согласен с этими цифрами, но добавляет: “Без эффективного управления облачными и виртуализационными технологиями трудно обеспечить расчетный показатель возврата инвестиций, но еще труднее подсчитать его.”
Со своей стороны, Раманатан уверяет, что приведенные Gartner цифры — лишь верхушка айсберга. Он верит, что эффективное управление внедрением виртуализации дает дополнительную экономию за счет снижения нагрузки на администраторов, поскольку инструменты управления позволяют быстро развернуть решение и обеспечить повторяемость результата, упростить выявление конфликтных ситуаций, повысить коэффициент использования ресурсов и ускорить их консолидацию.
В сочетании с экономией электроэнергии и пространства это может дать дополнительный выигрыш.
Мифы в области управления
Несмотря на то, что виртуализация сулит серьезные преимущества, у нее есть и обратная сторона.
Первый миф, согласно Раманатану, заключается в том, что виртуализация упрощает управление инфраструктурой; такое ошибочное мнение вытекает из про стой арифметики: управлять приходится меньшим числом физических серверов. Однако на самом деле управление усложняется: хотя виртуализация снижает потребность в физических устройствах, она увеличивает число операционных систем и приложений, которыми также нужно управлять. Более того, виртуализированная среда сильно отличается от традиционной, а потому инструменты, спроектированные для управления физической инфраструктурой, оказываются малопригодными для виртуализованной.
Следующий миф гласит о том, что упростить управление виртуализацией можно через резервирование ресурсов. Другими словами, считается, что для предотвращения потенциальных конфликтов можно конкретным виртуальным машинам выделить свои конкретные ресурсы.
”Резервирование ресурсов для виртуальных машин может уменьшить риски, но требует более глубокого знания логической и физической инфраструктуры, а потому только усложняет всё”, — утверждает Лацинский.
В реальности резервирование ресурсов не всегда возможно и имеет мало общего с эффективностью. Хотя процессор и память могут быть статически привязаны к виртуальной машине, эти ресурсы эффективнее используются при динамической загрузке, позволяя избежать их расходования впустую. К тому же другие элементы, такие как жесткие диски и сетевое оборудование, не могут быть статически привязаны к виртуальной машине, что ещё больше усложняет управление.
Третий миф заключается в том, что реализованных в виртуализационной платформе метрик достаточно для эффективного управления ею. На самом же деле встроенные в платформы инструменты управления ориентированы исключительно на одно измерение — количество физических ресурсов, предоставленных в распоряжение виртуализационной платформе. В реальности, согласно Раманатану, нужно проводить мониторинг множества характеристик. В частности, надо знать, сколько процессорной мощности использует каждая индивидуальная виртуальная машина и какую часть ресурсов использует каждое отдельное приложение, запущенное в ней.
Для полноценного управления виртуализационным решением необходимо знать, что происходит в виртуализационной платформе, а также в каждой виртуальной машине, запущенной на этой платформе, и в каждом приложении, исполняемом виртуальной машиной, утверждает Раманатан. Эта информация критически важна для распределения ресурсов, масштабирования систем и управления используемым оборудованием, а в конечном счете для извлечения максимальной выгоды от использования виртуализации.
Еще один миф гласит, что виртуализация — это ещё одна вотчина ИТ. То есть эта технология оказывается полностью в руках ИТ-службы и отдается на откуп отдельной группе управления. В таком случае команда, отвечающая за виртуализацию, будет управлять виртуальными машинами независимо от тех, кто обеспечивает операционную деятельность предприятия.
Хотя некоторые полагают, что независимая группа управления может ускорить развертывание виртуализационной платформы, на самом деле виртуализация — это критически важная составляющая всей ИТ-инфраструктуры, и любая проблема с виртуальной инфраструктурой негативно сказывается на бизнес-сервисах. Это значит, что управление виртуализацией должно быть интегрировано с управлением всей инфраструктурой. Один из способов справиться со всем этим — реализовать облачную инфраструктуру, которую кто-то другой вроде упомянутой выше Datapipe обслуживает своими силами и на своей площадке.
“Провайдер управляемых услуг может обеспечить вам преимущества как физических, так и виртуальных серверов, не допуская разрастания количества последних и применяя наиболее подходящее для конкретного заказчика решение, — заявил Лацинский. — Лучше всего, когда бизнес не отягощен излишними техническими проблемами, а возлагает их на провайдера, хорошо разбирающегося в этих проблемах”.