Академик Леонид Витальевич Канторович (1912—1986) — основоположник линейного программирования, единственный советский лауреат Нобелевской премии в области экономики*. Он создал математические и вычислительные методы в экономике, назвав их “экономическая кибернетика”, и впервые установил взаимную зависимость оптимальных систем цен и оптимальных производственных и управленческих решений.
Канторович развивал взгляды П. Л. Чебышева на математику как единую дисциплину с особой ролью в развитии науки, техники, производства и экономики.
Родился он 19 января 1912 г. в Санкт-Петербурге в семье врача. Отец умер в 1922 г., и Леонида воспитывала мать — Полина Григорьевна Закс. В 14 лет (1926 г.) он поступил в Ленинградский университет (ЛГУ), в 1930-м окончил математический факультет и остался в аспирантуре, в 1932-м начал преподавать (к изумлению студентов), в 1934-м (в 22 года) стал профессором, а в 1935 г. доктором физико-математических наук без защиты диссертации и до 1960 г. оставался профессором ЛГУ.
Тогда в СССР, США, Нидерландах и Японии занялись новым математическим инструментом – “функциональным анализом”, а Канторович стал пионером “функциональных пространств” и переписывался с Яношем (Джоном) фон Нойманом, Г. Биркхофом, А.В. Такером и другими знакомыми по Московскому международному Топологическому конгрессу 1935 г.
Интерес к прикладным задачам в годы индустриализации логичен, а кроме того, он “чувствовал приближение войны, хотел сделать что-то «конкретное»”.
Новые методы срочно требовались именно в экономике — негативные последствия неадекватного хозяйственного управления отмечали даже на специальных правительственных конференциях. Он принял активное участие, направив в Верховный совет СССР свой “математический меморандум” — метод научной организации книготорговли. Правда, без особого эффекта.
В 1938 г. его пригласили консультировать Ленинградский фанерный трест по эффективному использованию лущильных станков. Авиационная фанера — сырье для самолетостроения, фактически — стратегический материал.
Экономически задача производства фанеры состояла в первоначальном распределении сырья, обеспечивавшем максимальный рабочий эффект заводского оборудования при учете реальных ограничений. Конечная производительность зависела от того, какой материал обрабатывался каким станком.
Математически, она сводилась к максимизации линейности многих переменных при больших ограничениях формы линейных равенств и неравенств. Модифицировав метод Лагранжа, он увидел, что такие задачи типичны для огромного количества экономических проблем, а созданные им методы пригодны для рациональной разрезки металла, распределения транспортных потоков, организации “человеческого потенциала” и т. д.
В целом работа позволила составить математическую модель производства. Этим Канторович заложил основы линейного программирования, что надо понимать не как “написание” вычислительных программ, а, скорее, как их “планирование”.
В октябре 1938 г. он доложил результаты на научной конференции, отметив, что трудности состояли только в параллельной учебной нагрузке и… подготовке к свадьбе (он вскоре женился на молодом враче Наташе Ильиной, с которой и прожил всю жизнь).
В 1939 г. ЛГУ издал его брошюру “Математические методы организации и планирования производства”. В ней описывались экономические задачи, решаемые его методами, практическая полезность которых была столь очевидной, что ЛГУ сразу разослал 1000 брошюр в 50 союзных министерств и ведомств. Увы, широкой научной огласки работа не получила.
Из лучших побуждений ее распределяли по административным каналам, забыв что чиновники — не ученые. Но, в то время математические методы “допускались” в экономику только на Западе — в новшествах 26-летнего профессора политически ангажированные управленцы и иные ученые заподозрили некую “идейную неустойчивость”. А вскоре начались война и блокада.
В самый тяжелый блокадный год, до осени 1942-го, Леонид Канторович преподавал в Ленинградской военно-инженерной академии. Потом их эвакуировали в Ярославль. Там он продолжал преподавать и подготовил свой выдающийся труд “Экономический расчет оптимального использования ресурсов”. С 1943 г. он также участвовал в московском семинаре профессора Л. Люстерника по вычислительным методам и технике, где и познакомился с вычислительными машинами.
В 1944 г. Канторович вернулся в ЛГУ и параллельно в Институт математики АН СССР, занявшись математическими методами в экономике, назвав их “расчетами для бухгалтерии”. Понятия “экономика” и “математика” по-прежнему официально “не сочетались”, а его работу по оптимизации использования ресурсов Госплан отклонил, невзирая на поддержку члена Верховного совета академика С. Л. Соболева и военных специалистов.
В 1948-м Канторович участвовал в математических расчетах атомного оружия и придумал метод “простых параллельных вычислений” для ручного программирования на коммутационной панели.
В конце 1940-х его открытие линейного программирования повторили в США: голландец Тьяллинг Купманс и отдельно Дж.Б. Данциг, опубликовавший книгу вместе с Л. Р.Фордом и Д. Б. Фулкерсоном. Долгое время Данцига и называли пионером и разработчиком линейного программирования (любопытно, что отец Данцига, Тобиас Данциг родился и вырос в Российской империи, в Риге).
Канторович создал оригинальный метод программирования, назвав его “крупноблочное программирование”, по ассоциации с “нейтральным” строительством. Компенсируя различия математического и программного языков, он ввел набор укрупненных законченных математических процедур — “строительных блоков”, (интегральных величин) ставших таким образом элементами самого языка, которым для вызова в программе присвоили “инвентарные номера”. Он же сконструировал и релейный калькулятор “Вильнюс”, выпускавшийся в Вильнюсе до появления первых микрокалькуляторов.
К концу 1950-х отношение к экономике изменилось, математические методы признали, а Л. В. Канторовича в 1958 г. избрали в АН СССР.
В 1960–1971 гг. он трудился в Новосибирском отделении АН СССР и сам разработал архитектуру одного из первых суперкомпьютеров АМ (арифметическая машина) с очень высоким уровнем специализации арифметических устройств. Машину запатентовали и в 1968-м успешно испытали пробный экземпляр. Однако в серию АМ не пошла из-за принятия государственной программы ЕС ЭВМ.
С ним активно сотрудничал Тьяллинг Купманс, приезжавший в СССР в 1965 и 1970 гг. Купманс организовал за рубежом публикацию его книг по линейному программированию и оптимальному использованию ресурсов, а в 1975 г. они разделили Нобелевскую премию.
*В. В. Леонтьев – второй русский экономист – Нобелевский лауреат 1973 г., с 1931 г. жил в США