Несмотря на большое число претендентов, вышедших на рынок планшетов в 2011 г., Apple iPad остается основным выбором для корпоративных и частных покупателей планшетов. Однако 2012 г. может стать годом начала масштабных изменений ландшафта этого рынка: если все пойдет по плану, Microsoft выпустит Windows 8 для планшетов и классических ПК и Apple будет гораздо труднее сохранить лидирующие позиции на данном рынке.
Безусловно, Apple начала 2012 г., занимая очень прочные позиции на корпоративном рынке. По данным исследовательской компании IHS iSuppli, на долю компании на конец IV квартала 2011-го приходилось 65,6% глобального рынка планшетов. Во время беседы с аналитиками о результатах IV финансового квартала Apple заявила, что 93% компаний из списка Fortune 500 в настоящее время либо тестируют, либо уже внедряют планшеты iPad.
Тем временем основные соперники Apple на корпоративном рынке планшетов, включая Research In Motion (RIM), продолжают страдать от низкого спроса на их продукты. Во время встречи с аналитиками 15 декабря 2011 г. официальные представители RIM сообщили, что в IV квартале прошлого года объем продаж планшетов PlayBook составил около 150 тыс.
Принеси свое устройство
Растущий спрос на планшеты iPad стимулируется в том числе и набирающей силу тенденцией предоставления сотрудникам права использовать собственные устройства для работы в корпоративной ИТ-инфраструктуре. Этот тренд получил название “Bring Your Own Device” (“принеси свое устройство”), или BYOD. В то же время эта практика влечет за собой и некоторое возрастание расходов, поскольку ИТ-администраторы вынуждены прилагать дополнительные усилия для интеграции личных устройств сотрудников в корпоративную сеть и соблюдения при этом общих требований корпоративных политики и стандартов. “Огромное число ИТ-администраторов хотело бы запретить применение iPad в качестве терминала доступа к корпоративным ресурсам, и были приложены определенные усилия, чтобы преодолеть это сопротивление, — отметил Курт Румер, главный специалист по стратегической безопасности компании Citrix Systems. — Им потребовалось найти способы обеспечения допустимого уровня безопасности при работе с потребительскими электронными устройствами”.
Большинство этих организаций к настоящему времени успешно решили все проблемы безопасности и совместимости. Значительную роль в этом сыграли продукты и услуги третьих фирм, стремящихся получить свою долю прибыли от быстрорастущего спроса на планшеты iPad. Компании Salesforce.com, Citrix и др. достаточно быстро представили iOS-приложения для корпоративных пользователей, причем каждый разработчик реализовывал в таком клиенте свой спектр функциональных возможностей. “Сегодня планшеты представляют собой новый способ взаимодействия практически с чем угодно, — считает Питер Коффи, вице-президент и руководитель платформных исследований компании Salesforce. — Планшеты сейчас не просто заменяют собой традиционные ПК. Это универсальная отмычка, с помощью которой мы собираемся открыть доступ к данным и функциям практически любой среды, которую можно представить”.
Погоня за своим куском пирога
Сочетание этих факторов делает Apple серьезным оппонентом для любого изготовителя планшетов, стремящегося получить значимую долю рынка в 2012 г. Однако Microsoft и ее OEM-партнеры собираются предпринять такую, пусть и несколько запоздалую, попытку с помощью широкого спектра планшетов, работающих под управлением Windows 8.
Планшеты, использующие Windows 7, сейчас занимают специализированные ниши: по данным исследовательской компании Strategy Analytics, во II квартале 2011 г. их доля на глобальном рынке не превышала 5%. Однако корпоративные пользователи, сотрудникам которых требуется работа с Windows-приложениями, продолжают сохранять интерес к таким устройствам. “Мы хотим найти устройство, которое было бы легким и удобным для переноски”, — указал Джон Титус, ИТ-менеджер компании Hospice & Palliative Care (г. Кейп-Код), в которой сейчас используется 30 планшетов Fujitsu Stylistic Q550 под управлением Windows 7. Важным фактором также является безопасность данных. “Все наши диски зашифрованы, и все эти планшеты оснащены биометрическими устройствами”, — добавил Титус.
Microsoft с помощью Windows 8 надеется расширить занимаемую сейчас нишу до чего-то более существенного. Компания Acer, как сообщается, планирует представить до конца 2012 г. по крайней мере одну модель планшета под управлением Windows 8, хотя точные планы Acer остаются неизвестными. Одновременно Мег Уитман, исполнительный директор Hewlett-Packard, сообщила журналистам, что ее компания (уже выпускающая сенсорные устройства под управлением Windows 7) непременно примет участие в производстве планшетов с Windows 8. Почти очевидно, что Acer и Hewlett-Packard будут не единственными участниками гонки. Вопрос в том, имеют ли Microsoft и ее операционные системы Windows все необходимое для создания планшета-хита.
Пользовательский интерфейс Windows 8 разделен на две отдельных, пусть и взаимосвязанных части: одна наполнена разноцветными плитками, связанными с конкретными приложениями (предположительно идеальный вариант для планшетов), другая оформлена в виде более традиционного рабочего стола, хорошо знакомого пользователям Windows. Плиточный интерфейс выполнен в соответствии с правилами того же языка разработки Metro, который применялся при создании Microsoft Windows Phone и панели управления Xbox Live.
Это, в свою очередь, породило слухи о планах Microsoft попытаться объединить свои несопоставимые платформы в одну взаимодействующую экосистему. В любом случае, Microsoft пообещала, что Windows 8, появление которой наиболее вероятно в конце года, предложит “бескомпромиссную” рабочую среду, даже на тонких и легких устройствах, таких как планшеты. В случае осуществления этих планов Windows 8 сможет еще лучше подчеркнуть, как планшеты могут использоваться для повышения производительности и улучшения коммуникаций.
Конечно, некоторые продвинутые пользователи и ИТ-администраторы будут приветствовать возможность выполнения требовательных к ресурсам Windows-приложений в сочетании с интерфейсом, поддерживающим сенсорный экран лучше, чем Windows 7. Microsoft уже наращивает усилия вокруг Windows Store, давно ожидаемого магазина приложений для Windows 8. “Корпоративные разработчики давно спрашивают о возможности продаж приложений, выполненных в стиле Metro, — отметил 6 декабря в блоге Windows Store Тед Дворкин, менеджер партнерской программы для Windows Store. — А ИТ-администраторы также спрашивали о сценариях установки этих приложений и управления ими с целью удовлетворения требований по безопасности и обеспечения соответствия нормативным требованиям”. Стремясь еще больше привлечь внимание корпоративных пользователей планшетов, Microsoft собирается предоставить бизнес-заказчикам прямой контроль за установкой приложений, включая возможность запрета на скачивание сотрудниками определенных приложений.
Шансы Microsoft
Некоторые аналитики оптимистично оценивают шансы Microsoft на корпоративном рынке планшетов. “Microsoft, возможно, с помощью Dell, HP и других компьютерных компаний в состоянии добиться успеха в корпоративном секторе рынка планшетов, где Amazon [со своим Kindle Fire] и даже Apple испытывают недостаток опыта и компетенции в маркетинге и продажах”, — записал в своем блоге Эндрю Айзнер, директор по сообществу и контенту интернет-магазина Retrevo, специализирующегося на продаже потребительской электроники.
Другие видят задачу Microsoft как более трудную. “Я действительно думаю, что Microsoft сможет выпустить отличный по показателям планшет, — заявил Роб Эндерл, ведущий аналитик Enderle Group. — Вопрос в том, захотят ли пользователи его приобрести, и как это повлияет на продажи ноутбуков и настольных ПК, для которых эти [нацеленные на планшет] опции могут не сыграть такой же роли”.
Хотя Эндерл считает, что широкий выбор планшетов с Windows 8 на самом деле станет реальным не ранее 2013 г., “в зависимости от цен и возможностей, [Microsoft] сможет застать конец сезонного пика спроса в IV квартале ”. Тем не менее некоторые специалисты считают, что даже 2012 г. — уже слишком поздний срок для выхода Microsoft на рынок планшетов. “Для планшетов… Windows на самом деле не лучший вариант, — написал в корпоративном блоге аналитик Forrester Джей Пи Гоундер. — На самом деле это (в лучшем случае) пятый игрок после iPad, планшетов на Android (таких, как Samsung Galaxy Tab), ныне несуществующего планшета HP на webOS и планшетов BlackBerry PlayBook”. Он добавил также, что Windows 8 встретит ценовую конкуренцию со стороны недорогих моделей Amazon Kindle Fire и выпускаемого Barnes & Noble планшета Nook.
Наступление на iPad
Еще до того, как планшеты с Windows 8 начнут появляться на полках магазинов, другие планшеты будут в течение всего года пытаться потеснить iPad с позиции лидера продаж. В феврале RIM представит долгожданное обновление ПО для своих планшетов PlayBook. Они будут поставляться с интегрированной электронной почтой, новым магазином видеозаписей, календарем и системой управления контактами, а также улучшенной системой взаимосвязи между 7-дюймовым планшетом и смартфонами BlackBerry.
Неизвестно, позволит ли этот шаг планшетам PlayBook улучшить положение на рынке. RIM планирует появление в этом году нового поколения “суперфонов” BlackBerry, работающих под управлением ОС на основе QNX, похожей на используемую в PlayBook. Предположительно, RIM будет продвигать только что улучшенный планшет как часть всей своей обновленной экосистемы.
Некоторое консультационные компании прогнозируют значительное усиление в 2012 г. позиций выпускаемых Amazon моделей Kindle Fire на рынке планшетов на платформе Andriod. В своем декабрьском отчете компания IHS оценила долю Amazon на глобальном рынке планшетов в 13,8%, что намного больше, чем у Samsung (4,8%) и HTC (1,3%). При цене 199 долл. планшет Kindle Fire представляет собой первое мобильное устройство для чтения продаваемых Amazon в электронном виде книг и просмотра потокового контента. Хотя данный планшет может хранить и выводить документы, запускать прикладные программы из магазина приложений Android, он всегда продвигался в первую очередь как потребительское устройство. Таким образом, несмотря на миллионы вырученных за Kindle Fire долларов, представляется маловероятным, что ИТ-администраторы и специалисты по закупкам начнут в массовом порядке приобретать этот планшет для корпоративного применения.
Тем временем Samsung, Motorola и другие поставщики планшетов на платформе Android будут продолжать сражаться за свои позиции на рынке. Растущая коллекция прикладных программ делает Android более привлекательной платформой для делового применения и аналитики предсказывают, что общая доля рынка, приходящаяся на планшеты под управлением Android, будет расти в 2012 г. Однако следующая версия iPad, ожидаемая в начале этого года (если Apple окажется в состоянии выдержать свой график обновлений), может заставить многочисленных сторонников Android сыграть новый раунд игры в догонялки с агрессивным конкурентом.
“Я действительно думаю, что Microsoft сможет выпустить отличный по показателям планшет. Вопрос в том, захотят ли пользователи его приобрести”, — Роб Эндерл, Enderle Group