В целом ряде отраслей, связанных с большим объемом логистических операций, эффективная автоматизация бизнес-процессов невозможна без интеграции в ИТ-инфраструктуру специальных решений на базе современных технологий. К таковым, в частности, относятся технологии радиочастотной идентификации объектов (RFID), активно применяемые в развитых странах, — мировой рынок RFID-решений уже превысил, по разным оценкам, 5,6 млрд. долл. Как данные технологии развиваются в России? Об этом — беседа с Никитой Кожемякиным, директором по развитию бизнеса быстро растущей компании ISBC Group, в число основных направлений деятельности которой входят дистрибуция RFID-оборудования и технологический консалтинг в этой сфере.

Расскажите о вашей компании и ее роли в RFID-отрасли

Наша компания уже более девяти лет успешно работает на рынке смарт-карт и RFID-оборудования в качестве дистрибьютора и технологического провайдера.

На протяжении этого времени мы являемся официальным партнером более чем десяти вендоров и производителей данных отраслей, в том числе FEIG Electronic, Convergence Systems Limited (CSL), IDBLUE, Confidex, Sitronics, ACS, Identive Group, KYTronics, Digital Identification Solutions AG и др., предлагая системным интеграторам спектр продуктов для построения решений под любые вертикальные рынки. Принципиальные моменты при выборе партнеров для ISBC — уровень экспертизы и ассортимент продукции в конкретной отрасли. Так, например, у компании FEIG Electronic линейка RFID-продукции охватывает практически все сферы применения данной технологии, а сама компания является одним из ведущих разработчиков RFID-стандартов.

Совмещая опыт зарубежных партнеров и наши знания в области RFID-технологий, мы создали ряд рабочих решений, применимых в России.

Средства радиочастотной идентификации были отмечены среди приоритетных направлений технологического развития страны. С вашей точки зрения, послужило ли это импульсом к развитию RFID-направления?

Уверен, что да. Прежде всего именно благодаря госинвестициям у нас теперь есть завод “Ситроникс”, где производятся RFID-метки. Кроме того, сейчас готовится к запуску производство RFID-продукции на заводе “Галилео Нанотех”. Наличие двух крупных производственных предприятий стимулирует внутреннюю конкуренцию и активное развитие рынков сбыта. Соответственно стоимость RFID-меток будет снижаться, что отразится на итоговой стоимости проектов, ведь соотношение стоимости меток к оборудованию — 3:1 (по данным агентства ABI Research по итогам 2009 и 2010 гг.). Такое снижение позволит автоматизировать процессы, особенно чувствительные к количеству используемых RFID-меток. Но еще большие перспективы сулит проект универсальной электронной карты, функциональность которой включает в себя бесконтактный интерфейс, — это позволяет не только использовать ее на транспорте, но и развивать на ее основе множество дополнительных RFID-сервисов разного назначения. За этим проектом потянется реальный бизнес: ритейл, транспортные услуги, платежные системы, информационные терминалы, индустрия развлечений и т. д.

На какие прогнозы развития данного направления в России вы ориентируетесь?

Наши ориентиры — это прогнозы международных агентств, внутренние исследования поставщиков и информация от наших партнеров и экспертов рынка.

По совокупным данным, в настоящий момент объем российского RFID-рынка составляет от 1 до 3% от мирового, в то же время темпы внутреннего роста превышают общемировые показатели приблизительно на 5—10%.

Однако мы считаем, что в период становления RFID в России наиболее важными и актуальными являются качественные показатели, как, например, проникновение RFID-технологий в различные отрасли. В ближайшей перспективе мы ожидаем государственных инициатив по внедрению RFID в ряде сегментов, где требуются контроль и учет активов в больших объемах.

Например, в США, Австралии, Канаде и Европе идентификация животных является неотъемлемым элементом госрегулирования в животноводстве. Там животных маркируют RFID-чипами с целью ведения единых баз данных для контроля за качеством продукции. В России этого нет. Однако на прошедшем недавно форуме Rusnanotech '2011 госсектор к нашей искренней радости проявил живой интерес к RFID-решениям для автоматизации животноводческой отрасли, что позволяет надеяться на позитивные изменения в этом секторе.

В коммерческом секторе, по прогнозам наших партнеров — системных интеграторов, особенностью развития RFID в России станет упор на противокражную функцию.

Есть ли серьезные препятствия для распространения RFID, включая законодательные?

В области законодательства существуют ограничения на использование радиочастотных технологий согласно мировым стандартам. Но это не является препятствием для внедрения RFID-систем, важно понимать эти стандарты и пользоваться только тем оборудованием, применение которого вписывается в заданные условия. В России действуют те же нормы, что и в Евросоюзе, где RFID успешно развивается уже более двадцати лет.

Однако до сих пор не хватает ряда внутренних отраслевых стандартов, закрепленных законодательно, на которые можно полагаться как на руководство к действию. В этой ситуации системным интеграторам необходим экспертный консалтинг по целесообразному применению RFID-технологий.

Если же говорить о таких сферах применения RFID, как управление складами, цепочками поставок, имуществом и т. д., то здесь сейчас широко используется конкурирующая технология на базе штрихкодов. В России она живет дольше, чем в других странах, и RFID-решениям противостоять ей довольно трудно. В настоящий момент только крупные компании обладают достаточным аналитическим ресурсом для того, чтобы просчитать эффективность от внедрения RFID-технологий и оценить их широкие функциональные возможности.

Как бы то ни было, в России пока считают не ROI, а стоимость начальных вложений, и это большая проблема с точки зрения продвижения технологии RFID, которая ориентирована прежде всего на снижение стоимости владения решением.

Можно ли утверждать, что применение RFID целесообразно лишь для компаний определенного масштаба?

Целесообразность использования RFID определяется не масштабом компании, а решаемой задачей. Например, для внедрения RFID-технологий в складской логистике и управлении цепочками поставок в случае, когда RFID-технологии используются для внутренней оптимизации, размер экономии напрямую зависит от размера компании. Вполне возможно, что до тех пор, пока компания не вырастет до некоторого масштаба, ей нет особого смысла в сложной автоматизации на любой технологии, в том числе RFID.

С другой стороны, в ритейле использование RFID-технологий — это один из трендов, который в скором будущем станет актуальным для компаний любых масштабов. Я имею в виду бесконтактные платежи при помощи банковских карт и NFC-телефонов, а также использование карт лояльности на бесконтактной технологии.

Существуют предприятия различного масштаба с замкнутыми бизнес-процессами, для которых автоматизация на RFID давно зарекомендовала себя по всему миру. Например, в библиотеках и архивах, где основной расходный материал — это метки, RFID не уходит из производственного цикла.

Как вы сегодня оцениваете уровень осведомленности потенциальных заказчиков вашей продукции о возможностях RFID-технологий?

Хотя большинство конечных клиентов слышали о самой технологии и ее эффективности, на этом их знания заканчиваются.

Учитывая, что системные интеграторы заинтересованы в RFID-технологиях как в источнике дополнительного заработка, их знания значительно выше, но зачастую ограничены специализацией конкретной компании. Еще несколько показателей развитости рынка — наличие отраслевых СМИ (и их качество), ассоциаций и утвержденных отраслевых стандартов.

Выше уже отмечалось, что российский RFID-рынок существенно отстает от мирового и находится на этапе зарождения. Одна из значимых проблем — отсутствие в достаточном количестве российских историй успешных внедрений RFID-технологий, а также недостаток грамотных специалистов, поскольку рынок еще невелик.

А уровень зрелости самих технологий уже достаточно высок?

Российская проблема состоит не в технологиях, а в зрелости отечественного рынка и его готовности применять RFID. Международное RFID-сообщество на основе созданных технологий совершенствует продукцию под различные отраслевые применения. Усилия направлены на решение таких проблем, как унификация и глобализация стандартов, борьба с контрафактной продукцией, поиск применений, способных улучшить качество жизни и др. С точки зрения технологий производители продолжают совершенствовать RFID-чипы и считыватели, улучшая их функциональные характеристики (чувствительность чипов, скорость и точность считывания, универсальные протоколы).

У RFID довольно много возможных применений, но какое направление могло бы стать локомотивом развития рынка в России?

Любые масштабные проекты, коммерческие или государственные, — основа для создания инфраструктуры, куда будет вовлечено огромное количество компаний. Обычно за такими проектами в отрасль приходят инвестиции.

Сегодня у нас наиболее широко RFID применяются на транспорте, и этот проект является одним из локомотивов, который потянул отрасль за собой.

Неважно, что будет следующим — первый в России “умный магазин”, успешно автоматизированное производство крупной нефтегазовой компании, платный участок федеральной трассы, универсальная электронная карта или RFID на фермах. За любым из таких проектов следует развитие отдельной отрасли, влекущее за собой приход в данную сферу новых компаний, которые встраиваются в эту инфраструктуру со своими решениями и предложениями, в результате чего формируется рынок.

Самое время уточнить, на какие направления сейчас ориентируется ваша компания и под какие формирует свои решения.

Всё то, что уже упомянуто: библиотеки, склады и инвентаризация, розничная торговля, транспорт, платные дороги и идентификация животных. И под все эти направления у нас уже подобраны технологии и оборудование, однако мы продолжаем искать альтернативные, более совершенные варианты.

Наша задача заключается в том, чтобы в тот момент, когда такие решения потребуются, у заказчиков не было проблем, где получить информацию и какое оборудование применять. Мы не такая большая компания, чтобы быть скованной бюрократическими механизмами, но в то же время достаточно крупная, чтобы инвестировать направления, которые могут не дать мгновенного эффекта. Мы хорошо понимаем, что срок внедрения масштабного RFID-проекта составляет от один-два года, и если ожидаем появления новых направлений в 2012—2013-м и хотим претендовать здесь на ведущие позиции, то должны готовиться к этому уже сейчас.

СПЕЦПРОЕКТ