Прошло уже три года после премьеры программно-аппаратного комплекса Oracle Exadata Database Machine. Российские заказчики, скажем прямо, не были в числе первых покупателей этой “машины баз данных”, но сейчас дело сдвинулось, а некоторые компании не только приобретают подобные комплексы, но и готовы рассказывать о проектах, в которых они используются. В конце января мы узнали о проекте такого рода в “Лоялти Партнерс Восток” — управляющей компании программы лояльности МАЛИНА.
Напомним, что МАЛИНА — одна из крупнейших коалиционных программ лояльности, объединяющая более двадцати известных российских брендов. Особенностью бизнеса управляющей компании является зависимость всех ее основных бизнес-процессов от информационных технологий. Ежедневно осуществляются прием и обработка более 700 000 транзакций (в пиковые периоды до 6 млн.), инициируемых в более чем 900 точках продаж партнеров программы. Общее число транзакций, зафиксированных в ее базах данных, превышает 2 млрд. В настоящее время хранятся и обрабатываются данные более чем 5 млн. клиентов. Годовой оборот по картам программы в 2011 г. превысил 1,5 млрд. долл.
В рамках программы лояльности запускаются всевозможные промоакции, условия проведения которых (от 200 до 300 одновременно действующих правил) должны учитываться при обработке каждой транзакции. В “Лоялти Партнерс Восток” указанную функциональность обеспечивает CRM-система Comarch, разработанная одноименной польской компанией. Это приложение взаимодействует с оперативной БД, развернутой на RAC-кластере серверов стандартной архитектуры. Кроме того, на выделенном сервере поддерживается аналитическое хранилище данных, в которую загружается информация из оперативной БД с помощью ПО Informatica PowerCenter. Аналитическая обработка осуществляется с использованием инструментов IBM Cognos и SPSS (PASW). Все данные хранятся на дисковых массивах разных вендоров, объединенных в сеть SAN.
Что же побудило “Лоялти Партнерс Восток” перейти на Oracle Exadata? Как рассказал операционный директор этой компании Александр Приезжев, по мере роста числа участников и потока транзакций все острее вставал вопрос повышения производительности ИТ-инфраструктуры и более эффективного управления лояльностью держателей карт. Недостаточная дисковая производительность традиционной СХД, ограничения скорости передачи по сети SAN и нехватка дискового пространства в совокупности снижали скорость обработки данных. Модернизация системы посредством закупки новых компонентов разных вендоров была сопряжена с ростом расходов на поддержку, но при этом проблемы производительности и масштабируемости принципиально не решались. Кроме того, принималось во внимание, что в случае аварийного сбоя традиционный RAC-кластер СУБД Oracle способен возобновить работу через 15—30 минут, а в Oracle Exadata это происходит практически мгновенно.
Еще одной важной причиной перехода на Oracle Exadata было принятое руководством компании решение о смене CRM-платформы, которая перестала удовлетворять требованиям, предъявляемым современными моделями ведения этого бизнеса. В качестве новой CRM-системы будет использоваться продукт Oracle Siebel CRM, в котором, как утверждает Александр Приезжев, 90% применяемых в его компании бизнес-процессов реализовано в базовой версии, а кроме того, заложены богатые коммуникационные возможности, поддерживаются промоакции, основанные на событиях, обеспечивается взаимодействие с социальными сетями, имеются библиотеки шаблонов правил (в том числе иерархических). А поскольку продукт Oracle Siebel CRM сертифицирован для работы на платформе Exadata, существенно упрощаются сопровождение и поддержка системы.
К настоящему времени подрядчиком — компанией “Инфосистемы Джет” — выполнена первая часть проекта: перевод СУБД на платформу Exadata (в конфигурации 1/4 стойки). На ней теперь функционирует как оперативная БД, так и аналитическое хранилище. Благодаря поддержке в Exadata технологии гибридного колоночного сжатия существенно снизились требования к емкости дисковой системы хранения. Перед тем как переносить СУБД на новую аппаратную платформу, специалистами “Инфосистем Джет” был осуществлен ее апгрейд с версии 10g на 11g, потребовавший дополнительного тестирования совместимости с CRM-системой Comarch. По словам Александра Приезжева, его компании удалось частично сохранить инвестиции, сделанные в предыдущую версию Oracle Database: стоимость новых лицензий была скорректирована с учетом уже имеющихся. В результате миграции на Exadata в 10 раз увеличилась скорость обработки операций оплаты в точках продаж, втрое меньше времени отнимает ETL-загрузка данных в аналитическое хранилище и в семь раз быстрее выполняется генерация отчетов. И хотя сам акт переноса БД на Exadata занял всего три дня, весь проект, включая процедуры планирования и тестирования, длился семь месяцев.
Срок немалый, особенно если принять во внимание, что в этом проекте развертывалась конфигурация, в полной мере отвечающая новой парадигме вендора — “Oracle on Oracle”. Этот слоган недавно сменил более многословный “Hardware and Software, Engineered to Work Together”, подчеркивавший преимущества платформы, программная и аппаратная части которой изначально проектировались для совместной работы. Как пояснил начальник группы системной архитектуры “Инфосистем Джет” Павел Зеленский, такой срок вполне обычен при обновлении версии СУБД Oracle, если при этом требуется еще и обеспечить корректную работу внешнего приложения базы данных. Если бы таким приложением была уже сертифицированная на платформе Exadata CRM-система Oracle Siebel, времени на миграцию ушло бы меньше. Внедрение Oracle Siebel CRM началось в этом году и, как предполагают в “Лоялти Партнерс Восток”, будет завершено в течение полугода.