В январе этого года группа компаний “АйТи” объявила о создании новой компании “Логика бизнеса 2.0”, объединившей в себе всё направление ECM (управление корпоративным контентом) холдинга. В нее вошли существовавшие ранее компании “АйТи. Информационный менеджмент” и “БОСС-Референт”, а также команда ведущих консультантов, много лет занимавшихся продвижением и внедрением средств управления бизнес-процессами (BPM), в том числе в составе работавшей на российском ИТ-рынке еще десять лет назад компании “Логика бизнеса”.

В “АйТи” считают, что такая реорганизация усилит бизнес-блок решений в области процессного управления и информационного менеджмента (BPM&ECM), который является одним из самых динамично развивающихся направлений бизнеса группы. Генеральным директором компании “Логика бизнеса 2.0” назначена Мария Каменнова, которая также вошла в совет директоров ГК “АйТи”. Мария Каменнова, по праву считающаяся в нашей стране одним из пионеров продвижения и реализации идей процессно-ориентированного управления, ответила на ряд вопросов.

Возникновение во второй половине 1990-х самой концепции ECM во многом изначально базировалось на идеях повышения эффективности бизнес-процессов и использования методологии BPM. А идеи тесной интеграции BMP-подходов и технологий управления документами пытались реализовать в России еще на рубеже столетий. Почему же тогда эти намерения не смогли реализоваться, и сейчас требуется сделать попытку “номер два"?

— Да, связь ECM и BPM была всегда, первая попытка их интегрированного продвижения в России была сделана более десяти лет назад, но тогда не получила широкого распространения. Объяснить это (хотя все относительно — успехи тоже были) можно неготовностью рынка к использованию таких концепций. Это было связано и с особенностью развития экономики страны в целом, в том числе в плане перехода предприятий к новым, процессным методам управления, и со спецификой использования ИТ российскими компаниями. Ни для кого не секрет, что Россия все же отставала в обоих направлениях от передовых стран. Тогда, в конце 1990-х, нам казалось, что страна уже готова к восприятию методических и технологических инноваций, но наш оптимизм был преждевременным. К тому же в экономике страны как раз в то время были серьезные структурные проблемы.

Одной из причин было еще и то, что страна в конце 1990-х в целом не очень нуждалась в решении задач, связанных с управлением контентом. Гораздо более актуальной темой для отечественных предприятий была тогда автоматизация учетных задач, внедрение ERP-систем. В это время уже было востребовано повышение эффективности бизнес-процессов. Именно поэтому консалтинговая BPM-команда, сформированная во второй половине 1990-х в рамках компании “МетаТехнология”, была сконцентрирована на применении BPM при внедрении ERP-систем. Этим же она занималась и в образованной в 2002 г. “Логике бизнеса”, ставшей в 2005 г. российским подразделением IDS Scheer, а позднее — Software AG. Это была одна из ключевых тем нашего бизнеса — процессно-ориентированное внедрение системы SAP.

Чем же сегодня ситуация на рынке отличается от положения дел двенадцатилетней давности? На чем основана ваша уверенность, что версия 2.0 будет успешной?

— Изменилось очень многое, и есть все основания для такой уверенности. Изменились потребности заказчиков и предлагаемые технологии. Уверенность в успехе “Логики бизнеса 2.0” базируется еще и на том, что компания начинает действовать не с нуля, а на мощном фундаменте ГК “АйТи” — одного из признанных лидеров российского рынка ECM.

Сейчас вполне определенно можно сказать, что этап широкого внедрения ERP, автоматизации учетных задач российскими предприятиями пройден. Хотя еще многое нужно сделать, совершенствовать, развивать. И тем не менее, основной потенциал повышения эффективности работы организаций сегодня лежит в сфере управления неструктурированной информацией. Решение задач класса ECM напрямую связано с необходимостью совершенствования, а порой и радикального пересмотра деловых процессов и даже всей системы управления организацией.

Тенденция развития управленческих технологий заключается в вовлечении в процесс управления, помимо узкого круга старших менеджеров, все большего числа сотрудников, которые раньше рассматривались как исполнители приказов и поставленных сверху задач. Сейчас уровень принятия решений опустился на 1—2 ступени ниже. Компании вынуждены были это сделать для повышения скорости принятия решений и более быстрой реакции на запросы потребителей и вызовы рынка. Необходимо также обеспечить более быструю обратную связь руководства с сотрудниками, оперативнее отвечать на инициативы снизу, использовать знания всего персонала организации. А расширение числа лиц, принимающих решения, неминуемо требует изменения в системе управления. Поэтому ранее используемая схема, когда, сотрудники разных отделов взаимодействовали через некую общую структуру (скажем, канцелярию), уже не оптимальна, а часто — и вовсе неработоспособна. Нужно обеспечивать возможность прямых взаимосвязей, реализацию сквозных бизнес-процессов. Такая схема управления отличается от традиционной и выглядит более сложной как по числу участников, так и по структуре. Еще один важный момент — система управления должна эффективно и гибко работать в условиях высокой динамики изменения самих бизнес-процессов и появления новых. Второй аспект проблемы в том, что совершенствование работы предприятий все больше связано с необходимостью управления их неструктурированными информационными ресурсами, с интеграцией деловых процессов и их участников с разнообразной информацией.

Да, наверное, наша экономика в целом отстает по уровню востребованности эффективных методов управления от Запада, но общемировые тенденции работают и у нас. Подвижки в этом направлении есть и можно с определенной уверенностью говорить о том, что в сфере решения задач повышения эффективности бизнеса всю страну ожидают серьезные перемены. Именно поэтому я уверена, что спрос на наши (BPM&ECM) предложения на российском рынке уже сейчас значителен и будет только возрастать.

Какие изменения в постановке задач можно ожидать в плане именно ECM?

— На самом деле мы в России только в последние годы подошли к пониманию важности ECM и решению задач этого класса. Этот термин появился у нас еще в начале столетия. Но потом он ушел в тень, а на первом плане оказалось понятие СЭД. Уже давно не секрет, что за этими многообещающими словами подразумевалась автоматизация лишь узкого круга задач управленческого, организационно-распорядительного документооборота (ОРД). Часто речь шла не о внедрении новых методов управления (в том числе, использовании электронных документов), а о поддержке традиционных “бумажных” методов. Даже в направлении ОРД переход к электронным документам находится еще в начальной стадии. Но при этом перед организациями реально встают и качественно новые для них задачи из области ECM: управление финансовой документацией, создание и поддержка электронных архивов, управление знаниями, использование социальных сетей в корпоративной среде и т. д.

В этой ситуации на передний план выходят задачи совершенствования бизнес-процессов за счет эффективного использования контента в ходе их выполнения, а, следовательно — в плане реализации конкретных проектов — консалтинга в области управления бизнес-процессами и управления корпоративным контентом. Именно поэтому новая компания “Логика бизнеса 2.0”, хотя и включает в себя опытные команды по разработке и внедрению ПО класса ЕСМ, но все же мы позиционируем свою компанию как консалтинговую. Мы хотим перейти от решения задач СЭД к решению задач ECM. А это в свою очередь приведет нас к задачам управления бизнес-процессами и интеграции технологий ЕСМ и BPM. В этом контексте мы должны предлагать новые решения, подходы и лучшие практики, вести за собой заказчика, т. е. довольно серьезно поменять акценты по сравнению с внедрением классических СЭД, когда исполнитель проекта в значительной степени идет за заказчиком, автоматизируя существующие бизнес-процессы.

Что нового вы предложите заказчикам в плане технических средств?

— В направлении управления контентом мы будем опираться на представительную линейку продуктов “БОСС-Референт” на платформах IBM Lotus, IBM FileNet, JBOSS, Microsoft SharePoint, iOS. Все это будет усилено BPM-решениями. В рамках проекта “Логика бизнеса 2.0” мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве с немецкой компанией Metasonic, предлагающей действительно инновационные технологии в области BPM. И сейчас мы выводим на российский рынок новейшие инструменты управления бизнес-процессами класса BPM 2.0, позволяющие автоматически конвертировать модель процесса в работающее приложение. Это новое поколение продуктов называется субъектно-ориентированным (subject-oriented) BPM, поскольку основной акцент делается на участников процессов. Эти продукты значительно ускоряют автоматизацию бизнес-процессов и проведение изменений в них, что существенно повышает эффективность и адаптивность бизнеса.

СПЕЦПРОЕКТ