Несмотря на заверения Google в лице патентного поверенного Тима Портера о том, что позиция интернет-гиганта состоит в том, чтобы агрессивно защищать своих партнеров и экосистему Android в целом, активность Motorola (процесс слияния которой с Google находится в завершающей стадии) на правовом поле более напоминает больше атаку, чем оборону.
В частности, Motorola инициировала обширный международный патентный спор, в котором Apple обвиняется в том, что при создании своего облачного сервиса iCloud ею были нарушены некоторые запатентованные технологии синхронизации. По данному иску Motorola пытается взыскать с Apple 2,25% всех ее доходов от продаж беспроводных устройств (а это ни много, ни мало, начиная с 1997 г., 93 млрд. долл.!) в обмен на лицензирование технологий с использованием отраслевого беспроводного стандарта 3G, основанного на запатентованных Motorola открытых (но не бесплатных) отраслевых спецификациях UMTS.
Патент, который предлагает лицензировать Motorola, на самом деле защищен условиями FRAND (“справедливое, разумное и недискриминационное”), а это означает, что компания должна обеспечить его беспрепятственное лицензирование всем конкурентам, которые попросят об этом.
В этой связи интересно мнение известного патентного эксперта Флориана Мюллера, который утверждает, что если в итоге окажется, что Motorola неправомерно распоряжалась своими FRAND-патентами, то компании придется столкнуться с расследованием со стороны антимонопольных органов Евросоюза, что уже происходит с Samsung, которая является объектом официального расследования на предмет законности использования ею FRAND-патентов.
Проблема состоит в том, считает Мюллер, что Motorola в настоящее время ведет патентные войны, которые превращают в насмешку само понятие FRAND-лицензирования.
В другом случае, с деталями которого разбирался патентный эксперт, компания Motorola затребовала ту же ставку роялти — 2,5% — с Microsoft за лицензирование одного из 17 патентов, связанных со стандартом сжатия видео H.264. Это выглядит довольно странно, особенно в той связи, что сама же Google “объявила войну” патенту на этот видео-стандарт в начале прошлого года, назвав его врагом открытого распределения видео и отраслевым бременем. Впоследствии, когда Google обвинили в его неправомерном использовании, с ее стороны начались жалобы в адрес Apple, Oracle и Microsoft за то, что они применяют патент как конкурентное оружие, которое мешает нормальному развитию инноваций.
По подсчетам Мюллера, компания Motorola требует от Microsoft за пользование одним патентом, имеющим отношение к H.264, в 146 раз больше, чем от фирмы MPEG LA за пользование той же технологией, так как этот патент предложен Microsoft для лицензирования только в составе патентного пула. Требования роялти в таких размерах является безосновательным, более того — они противоречат каждой букве аббревиатуры FRAND.
Обязательные условия FRAND-лицензирования предназначены для того, чтобы все участники патентного пула (по использованию видеостандарта H.264, к примеру) выплачивали справедливую пропорциональную долю коллективного роялти, общий размер которого также должен варьироваться в разумных пределах.
В обоих случаях (с Apple и Microsoft) Motorola должна была бы предоставить эти патенты (UMTS и H.264) на условиях FRAND-лицензирования, при этом условия лицензирования никак нельзя назвать “справедливыми, разумными и недискриминационными”. В Motorola же считают, что стоимость лицензирования одного FRAND-патента, который входит в патентный пул (как в случае с UMTS и H.264) складывается с учетом использования всего патентного портфеля, так как именно этот один патент и является “пулей, которая убивает”.
Motorola рассуждает следующим образом: любой стандарт, описанный в патенте, принадлежащем компании, должен иметь отдельную стоимость в каждом отдельном лицензионном соглашении с отдельной компанией. Именно против этого выступила Apple, начав обвинять Samsung и Motorola в действиях, предпринимаемых с целью монополизации рынка при помощи патентов с отраслевыми стандартами, которые фактически должны быть защищены условиями FRAND-лицензирования.
Но в то же время, как утверждает Bloomberg, Google сейчас пытается заверить европейские регулирующие органы и управления стандартизации в том, что она будет продолжать лицензировать патенты Motorola на тех же “справедливых, разумных и недискриминационных условиях”, какие Motorola предлагает всем прочим участникам отрасли. Это ли не лицемерие, вопрошает Мюллер?
Сейчас Google находится на завершающей стадии поглощения Motorola, потратив 12 млрд. долл. на покупку компании, которой принадлежит 17 тыс. патентов. Изначально было заявлено, что главная цель данного поглощения — защита экосистемы Android, хотя фактически у Motorola нет ценных “оборонительных” патентов на технологии, применяемые в современных смартфонах.
Мюллер считает, что Motorola использует свои FRAND-патенты с отраслевыми стандартами в исках против Apple и Microsoft для получения прибыли от владения технологиями, которые не имеют прямого отношения к платформе Android.
По материалам appleinsider.com, fosspatents.blogspot.com.