Компания “Прогноз” — один из немногих игроков российского рынка Business Intelligence (BI), продвигающих собственную платформу. О том, как меняется рынок BI, какие требования выдвигают заказчики, и помогают ли компании ее российские корни, рассказывает Максим Балаш, первый заместитель генерального директора компании “Прогноз”.

Какие тенденции наблюдаются на мировом рынке бизнес-аналитики в последнее время?

На глобальном рынке BI наряду с внедрением комплексных сложных аналитических систем наметился серьезный спрос на BI-продукты нового поколения — модульные, простые в установке и понятные конечным пользователям.

Стоит отметить, что подобную эволюцию переживают и требования пользователей к заказным корпоративным решениям: заказчики стали более щепетильно относиться к уровню сервиса по настройке, технической поддержке и сопровождению BI-систем. Если обобщить современные ожидания от бизнес-аналитики, то эти системы должны быть настолько функционально гибкими, простыми в использовании и адаптируемыми под требования конечных пользователей, чтобы люди могли максимально сосредоточиться на решении своих непосредственных аналитических задач. Так что сейчас рынок BI переживает второе рождение.

Кроме того, в числе последних трендов — тесная интеграция BI с бизнес-процессами, информационными источниками, порталами и социальными сетями, наличие мобильных приложений, предоставление аналитических инструментов по модели Software-as-a-Service (SaaS), использование продвинутых алгоритмов аналитической обработки данных, прогнозирования, углубленный анализ данных (Data Mining).

Как развивается рынок BI в России? Что является основными движущими силами? Есть ли конкуренция?

Спрос на BI-решения в нашей стране растет, но в то же время растет и конкуренция. Заказчики в последние годы уделяют большое внимание тому, чтобы BI-платформа позволяла гибко достраивать и масштабировать приложения. Их предпочтения определяются также возможностями поставщика BI-решения обеспечить требуемый уровень интеллектуального содержания приложений. При выборе разработчика учитывается наличие опыта, отраслевых компетенций, накопленной библиотеки типовых моделей, в том числе учитывающих национальные особенности. Именно в этом сильна компания “Прогноз”.

Наши разработки опираются на научную школу и двадцатилетний опыт работы по созданию аналитических систем. Имеется центр экономического моделирования и прогнозирования, который накопил комплекс готовых моделей, что позволяет быстро встраивать модели в BI-системы для решения специфических аналитических и прогнозных задач.

Какие заказчики превалируют в России — государственные организации или частные компании? Какие отрасли лидируют с точки зрения спроса на BI? Какие задачи бизнес-аналитики сейчас наиболее востребованы в нашей стране?

В России значительную роль в развитии и продвижении BI-решений играют государственные органы: в рамках бюджетных программ они размещают заказы на разработку сложного и высокотехнологичного ПО. В частности, такие работы связаны с реализацией концепций “электронное правительство”, “умный город ” (например, для администрации Москвы мы уже осуществили несколько подобных проектов), разработкой различных отраслевых систем, средств оценки социально-экономического развития регионов и т. п. К примеру, в числе самых продвинутых наших решений в сфере прогнозной аналитики — проекты для Минэкономразвития РФ.

В бизнес-сегменте подобные системы могут позволить себе только крупные компании, такие как энергетические и нефтегазовые холдинги. Также традиционно активными заказчиками бизнес-аналитики являются банки. С их стороны постоянно растет спрос на наши разработки, например в области риск-менеджмента, учитывающие международные стандарты работы.

Что касается среднего бизнеса, то здесь востребованы компактные решения, связанные с планированием, бюджетированием, формированием отчетности, мониторингом, моделированием и прогнозированием ключевых показателей деятельности. Им подходят типовые и коробочные решения.

Получает ли “Прогноз” преимущества за счет того, что является российским разработчиком, учитывающим национальные особенности?

Действительно, многим заказчикам нужны встроенные в BI-решения методики и алгоритмы, отражающие особенности и изменения российского законодательства и правила ведения бизнеса. У нас они есть, но мы не делаем ставку на российское происхождение наших систем как на ключевое преимущество, а активно движемся к тому, чтобы конкурировать с ведущими BI-разработчиками на международном рынке, развивая свою продуктовую линейку. И в этом отношении Россия для “Прогноза ” такой же рынок, как, например, европейский, китайский или американский.

За счет чего удается противостоять крупным зарубежным вендорам?

В первую очередь за счет высокого уровня клиентоориентированности. Заказчики, в том числе и зарубежные (МВФ, Всемирный банк, Coca-Cola и др.), отмечают нашу компетентность в анализе и выстраивании бизнес-процессов, в инструментальной поддержке решений разнообразных аналитических задач: от работы со статистикой и формирования отчетности до прогнозирования и управления рисками. Задача на перспективу — сделать эти инструменты максимально доступными для широкого круга бизнес-пользователей.

Кроме того, на нашей стороне — научная база. К примеру, у нас есть лаборатория Prognoz Risk Lab, исследующая вопросы риск-менеджмента в тесном взаимодействии с ведущими университетами и научными центрами мира.

Что затрудняет массовое распространение BI в России? Как их решить?

По нашему опыту, крупным заказчикам, которые созрели для работы с BI, бывает сложно быстро внедрить систему, так как нужно увязать на аналитическом уровне широкий круг первичных информационных источников, которые, как правило, слабо согласованны. Необходима серьезная подготовительная работа по выстраиванию информационных потоков, регламентов обмена данными, систематизации показателей, создания хранилища данных и его интеграции с системами-источниками.

Мы предлагаем заказчикам не дожидаться завершения масштабной подготовительной работы, а воспользоваться заранее подготовленными витринами из хранилища данных, которое ведет в регламентном режиме один из центров компании “Прогноз”. Доступ к хранилищу обеспечивается посредством легких BI-инструментов, что помогает быстро распространить систему среди широкого круга пользователей.

Для среднего бизнеса проблема увязки и интеграции многих источников не так актуальна. Им нужны преднастроенные типовые и коробочные решения, позволяющие решать конкретные отраслевые задачи.

За счет чего заказчики окупают внедрение BI?

На разных стадиях внедрения BI экономический эффект проявляется по-разному. Изначально минимизируются рутинные операции по подготовке аналитических отчетов, сокращаются временные и трудозатраты. На более зрелых стадиях эффект приобретает стратегический характер: выявляются узкие места управления, оптимизируются бизнес-процессы, выбираются наиболее эффективные и безопасные сценарии, что в результате выражается в минимизации рисков негативных последствий принимаемых решений. При необходимости в каждом конкретном случае эффект от внедрения BI-системы можно определить и непосредственно в денежном выражении.

Как ваша компания реагирует на последние тенденции в области BI?

Одно из наших основных направлений — развитие Prognoz Platform. В новой версии, которая появится в марте, мы расширили инструментарий моделирования и прогнозирования, нарастили библиотеку статистических методов, разработали веб-интерфейс к блоку моделирования. Помимо традиционного блока отчетности и OLAP-анализа, в составе платформы появился конструктор аналитических панелей и конструктор карт ключевых показателей в комбинации с современными средствами визуализации. Стоит отметить, что теперь платформа “бесшовно” интегрируется с приложениями Microsoft Office: например, можно не только экспортировать результаты аналитической работы в Excel, но и напрямую работать из Excel с хранилищем данных и функционалом платформы.

Следующий шаг — реализация на базе платформы легких в развертывании, гибких и функциональных программных продуктов, обладающих понятным и удобным интерфейсом и средствами визуализации.

Мы также создаем мобильные приложения (несколько наших разработок уже доступны на App Store) и реализуем SaaS-проекты, например, продукт PrognozDataPortal обеспечивает веб-доступ к статистическим показателям, накопленным в хранилище данных, формируемом в компании “Прогноз” из различных международных и российских источников.

Каковы планы компании на будущее?

Мы уже достигли той стадии развития нашей BI-платформы, когда можем продавать ее как самостоятельный продукт мирового уровня. Поэтому сейчас активно занимаемся созданием партнерской сети как в России, так и за рубежом, формируя инфраструктуру для поддержки сторонних разработчиков, которые будут создавать системы на базе нашей платформы.

СПЕЦПРОЕКТ