Выживет ли индустрия свободного ПО без денег государства? Использует ли СПО корпоративный сектор? Какова экономия от внедрения СПО? На эти и другие вопросы директор по стратегическому развитию сообщества Siberium (Siberium — это сообщество, состоящее из предприятий и частных лиц, которое занимается внедрением свободного ПО и ведет консолидированный учет по всем своим проектам) Алексей Сорокин ответил нашему обозревателю Сергею Голубеву.
PC Week: Начну с главного. Можно ли заработать денег на СПО без помощи государства? Если да, то не могли бы вы привести в пример какие-нибудь конкретные проекты Siberium?
Алексей Сорокин: Да, конечно можно. Практически все проекты Siberium именно такие. Наши клиенты — это полностью частные отечественные и зарубежные компании, собственник которых либо CEO, либо президент.
Рассказывать обо всех могу долго, поэтому остановлюсь на самых главных.
Мы внедрили Adempiere ERP\CRM в сети дистрибуции автомобильных запчастей (мультибренд, отечественные и импорт). Это привело к сокращению у клиента складских запасов на 10—15%.
Второй наш заказчик занимается производством, дистрибуцией, гарантийным и послегарантийным обслуживанием электронного оборудования. У него был внедрен целый спектр продуктов: JOSSO, Adempiere ERP\CRM, Alfresco, Zimbra, OTRS и Asterisk. В результате внедрения Adempiere ERP складские запасы сократились наполовину, а перевод на СПО всей информационной инфраструктуры предприятия снизил затраты на ИТ — в 2,5 раза, уровень простоя по наиболее критическим сервисам сейчас составляет не более получаса.
Также было крупное внедрение Adempiere ERP на openSUSE Linux в компании — поставщике лабораторного оборудования с клиентской сетью по всей стране. В результате был полностью сокращен отдел программирования для “1С”, ежемесячный бюджет которого составлял более 400 тыс. руб., а администрирование Adempiere ERP осуществляет один подготовленный бизнес-консультант за 100 тыс. руб. в месяц. Суммарная экономия на серверных платформах составила 100%, на десктопных — 85%.
PC Week: То есть получается, что большинство рабочих станций было переведено на Linux? Это тоже реальная задача? И как же теперь сотрудники живут без “ворда-екселя"? Скажите честно, хотя бы сначала бунты были?
А. С.: Да, в рамках большинства комплексных проектов осуществлялся перевод части пользователей на Linux. Также были выделенные проекты перевода инфраструктуры и пользователей на Linux.
Задача реальная, но как и в любом проекте, важна воля руководства довести дело до конца. Проблема “я не могу работать с этим” решается административным ресурсом вплоть до разъяснения персоналу существующей ситуации на рынке труда и перспектив ознакомления с этой ситуацией лично в качестве безработного.
А проблема “эти программы неудобны” — обучением персонала. Очень важно для разработки адекватного плана обучения провести предварительную оценку персонала и анализ функциональных обязанностей сотрудников. Так что тут до ультиматумов руководству не доходило.
Что касается бунтов — были. Расскажу о реальном случае.
Жесткую реакцию вызвал перевод почтовой службы на веб-интерфейс Zimbra и запрет POP- и IMAP-соединений. Вплоть до угроз уволиться всем отделом, если уберут Outlook. Когда провели анализ причин недовольства выяснилось, что неформальный лидер-бунтарь попросту “сливал” коммерческую информацию из переписки простым копированием на флэшку pst-файлов. Я понимаю, что это пример относится, скорее, к вопросам информационной безопасности и тем “дырам” которые были в этом вопросе. Кстати это стало решающим аргументом в пользу увольнения ИТ-директора и перехода компании на полный аутсорсинг.
PC Week: Сейчас много разного говорят об экономическом эффекте внедрения СПО. В том числе и то, что он может быть отрицательным. Возможен ли вообще какой-то однозначный ответ на этот вопрос? Можете ли вы утверждать, что переход на СПО выгоден всегда или в действительности все обстоит сложнее?
А. С.: Однозначного ответа, естественно, нет. Переход на СПО далеко не всегда выгоден. На ROI подобных мероприятий влияет множество факторов. Но исходя из опыта, могу однозначно констатировать — быстрорастущим СМБ-компаниям выбор решений на СПО можно рекомендовать.
Эти решения помогут им поставить рост под контроль, с затратами значительно меньшими, чем на проприетарное ПО. Причем не только без потери функциональности, но и с большим выигрышем в возможностях и при минимизации затрат. Как вы понимаете, я говорю не только о Linux, а о бизнес-приложениях в первую очередь. А главное, чтобы развитие ИТ осуществлялось не как “закупка железа и установка программ”, а в соответствии со стратегией в области ИТ, которая, в свою очередь, является частью общей стратегии развития бизнеса.
PC Week: Хотелось бы вернуться к началу разговора. Вы утверждаете, что на СПО заработать можно и, судя по всему, вполне неплохо. А вот генеральный директор компании Etersoft Виталий Липатов в своем интервью высказывал иную точку зрения на помощь государства. Не могли бы вы честно сказать про объемы собственных разработок Siberium? Хватает ли заработанных на внедрениях средств, чтобы делать что-то свое или принимать участие в уже существующих проектах?
А. С.: Начнем с вашего вопроса Виталию Липатову “А почему все-таки так мало бизнес-приложений, работающих в Linux?”. Мне он представляется крайне спорным, и вся наша деятельность основана на бизнес-приложениях, работающих под Linux.
Еще более спорной мне кажется формулировка г-на Липатова: “...импортзамещение программ...”. Рынок ИТ глобален и делить тут нечего. Мы одинаково успешно работаем как по заказу российских компаний, так и для компаний из Швеции и Голландии. Работают у нас исполнители из Казахстана и Латвии, а сами используемые приложение написаны поистине интернациональными командами, представляющими все населенные континенты планеты. На мой взгляд, “устанавливать национальные приоритеты” в чем бы то ни было в современном мире неактуально.
Наши собственные разработки, которые проводились за счет прибыли, касаются исключительно локализации продуктов, в частности — Adempiere. Локализация Adempiere еще продолжается, так как данный проект включает не только перевод интерфейса (который выполнен уже давно), но и приведение продукта к требованиям законодательства РФ в части бухгалтерского и налогового учета, кадрового учета и расчетов с персоналом.
Здесь впереди еще много работы, благо “родина помнит о нас” и постоянно подкидывает новые задачки. На сегодняшний день реализован учет в соответствии с упрощенной системой налогообложения и самые необходимые способы расчета заработной платы. Остальные разработки — учет товародвижения в Adempiere с помощью QR-кодов, интеграция Adempiere с Pentaho, интернет-магазин на интеграции Liferay и Adempiere и т. п. — выполняются в основном за счет заказчиков. Все они свободны, т. е. по условиям наших контрактов с заказчиками не являются исключительно их собственностью. Так что модель бизнеса позволяет жить без государственных инвестиций.
PC Week: Стало быть, без государственных денег жить можно. Но нужно ли? Будет ли, на ваш взгляд, реальная польза от госпрограмм по продвижению СПО? Или через несколько лет мы про них уже забудем по причине отсутствия внятного результата?
А. С.: Да, выжить конечно можно. Нужно ли — каждая компания решает для себя сама. Будет ли польза от госпрограмм? Я честно говоря, плохо понимаю, что такое “госпрограмма”. Я понимаю слово “проект”. Если государство в лице какой-либо своей структуры станет заказчиком проекта, то это будет самой лучшей помощью. Но только где внятные конкретные проекты, а не “Linux в школах”.
Примером такого проекта могла бы стать Олимпиада в Сочи. Но не в части информационного обеспечения соревнований (здесь у каждой федерации свои системы, спонсоры и т. д.), а в части управления инфраструктурой проведения (общий документооборот, волонтеры, материальное обеспечение, логистика и т. п.). Здесь за те годы, что идет подготовка к играм, сообщество могло бы создать НПП. Причем не на бумаге, а на деле...
Мы в середине 2009 г. по частным каналам обратились в оргкомитет “Сочи 2014”, но наша инициатива осталась, мягко говоря, без официального внимания. А по тем же каналам мы получили ответ, что имеется заинтересованность в применении проприетарного ПО.
Но раз “поезд в Сочи” уже укатил, таким “локомотивом” можно сделать проект построения информационной системы какой-либо госкорпорации. Например — судостроительной (это исключительно как пример). Отдельно встает вопрос об управлении подобным проектом, чтобы он не превратился в “Linux в школах”.
Если подобный проект будет реализован, то он даст те результаты, которые могут быть использованы другими участниками рынка и государством. И польза будет, и про результаты не забудут.
PC Week: Спасибо за беседу.