Кажется, что я пишу о мобильных технологиях и об их невероятных возможностях и огромных способностях, которые могут изменить этот мир, уже пару десятилетий. На прошлой неделе я был в Нью-Йорке и звонил по мобильному телефону с заднего сидения лимузина, проезжая по шоссе Франклина Делано Рузвельта. За 10 мин звонок прерывался три раза. Так что, скорее, сделать еще предстоит много…
Давайте представим на мгновение, что операторы решили свои крупные текущие проблемы, обеспечив надежное и повсеместное покрытие, достаточную для мультимедийных сервисов полосу пропускания и адекватную цену на данные сервисы.
Что именно мы сможем делать с развитыми мобильными технологиями? Интересной возможностью кажется соединение изображения (практически каждый телефон оснащен камерой), определения местоположения (через GPS) и данных (что именно видит камера). “Дополненная реальность” — идеальный термин для этой технологии, а ее возможности поистине потрясающи.
Другие сценарии использования мобильности в среде потребителей продолжают развиваться: например, сканирование штрих-кода для того, чтобы найти более низкую цену продукта и приобрести товар в альтернативном магазине, а также другие опции для электронной торговли. Легко представить, что эта технология разовьется настолько, что будет применима, скажем, к недвижимости. Приложение MLS может указать вам адрес, а когда вы приедете, отобразить данные об объекте, историю ценообразования и т. д., а также предложит вам похожие объекты в том же районе. А может, во время похода за продуктами вам понравится какое-то место. В этом случае приложение предложит вам похожие варианты того вида, который “видит” ваша камера, а также запланирует просмотр по пути домой. Вариантов множество.
То же самое применимо при покупке чего угодно: машин, холодильников, услуг ландшафтного дизайна. Везде, где вы видите изображение чего-либо, что вам нравится, получите данные, посмотрите варианты, примите решение, действуйте — и готово. Даже платите на месте за некоторые вещи.
Для бизнеса тоже возможно множество сценариев. То есть смысл снова в том, чтобы соединить легкодоступное изображение (сохраненное или сделанное в текущий момент камерой) с данными о том, что изображено на картинке, и отобразить результат в реальном времени, когда бы вам это ни понадобилось, и на любом устройстве, которое может обработать это изображение.
Этот тип распределенной архитектуры не нов, но обеспечить его стабильную работу непросто. Потребуется кэширование некоторых данных на случай неоднородного сетевого покрытия территории и различий в возможностях беспроводных сетей. Степень взаимодействия пользователя с приложением (т. е. возможности модификации изображения или правки отображаемых данных) нужно тщательно продумать.
Ниже приведен список вопросов, которые стоит задать, но они составляют только вершину айсберга мобильных технологий.
- Нужно ли хранить данные на устройстве как для оптимизации производительности (обработка данных на устройстве имеет смысл, когда пропускная способность сети ограничена), так и для работы вне сети?
- Если это так, то как будет работать синхронизация?
- Как обеспечить согласованность видов, если многие пользователи получают доступ к одним и тем же данным, но с различных точек зрения (то же место, но другое изображение)?
- Как работает аудит данных, если важно знать, на основе какого изображения принималось то или иное решение или предпринимались те или иные действия?
- Как быть с безопасностью?
- Что произойдет, если соединение по какой-то причине будет разорвано?
- Как работает восстановление данных?
Как это часто бывает в случае с бизнес-приложениями, множество нефункциональных требований имеют такое же значение, как и то, что конкретно делает данное приложение и как оно работает.
Несмотря на это, открываются действительно захватывающие возможности. Чем больше мы снабжаем бизнес инструментами, снимающими ограничения по времени, местоположению и портативности используемых устройств (вы же не можете носить с собой все на все случаи жизни), тем более эффективным он становится. Чем менее мы привязаны к месту (и электропитанию, и сети), тем более гибко мы реагируем на открывающиеся возможности.
А теперь я попытаюсь поговорить 10 мин по телефону в Манхэттене без прерывания связи…