О перспективности продуктов Open Source Software (OSS) на рынке средств управления корпоративным контентом (ECM) эксперты начали говорить еще в первой половине прошлого десятилетия, но довольно долгое время все это направление проходило в аналитических исследованиях как перспективные, обычно даже без упоминания конкретных поставщиков. И только в последние два-три года потенциал открытых моделей материализовался в заметные успехи и в качестве наиболее активного OSS/ECM-игрока приводится Alfresco. Так, Gartner впервые включила эту компанию в магический ECM-квадрант в 2008 г., и с тех пор Alfresco не очень быстро, но постоянно повышает свой рейтинг на рынке, закрепившись в составе сегмента провидцев.
Разговоры об использовании ПО Alfresco в России начались примерно два года назад, когда ее имя прозвучало в представлении ряда реализованных в нашей стране проектов. Тогда же появилось несколько новостей о первых российских партнерах компании, но потом наступило информационное затишье. И вот, кажется, можно говорить о начале более целенаправленного продвижения решений Alfresco в России: компания НЦПР (Национальный центр поддержки и разработки), занимающая реализацией проектов с ориентацией преимущественно на свободное ПО и имеющая статус эксклюзивного дистрибьютора Alfresco в России, провела в феврале в Москве семинар “Формирование рынка Alfresco в России”. Мероприятие было посвящено представлению продуктов и стратегии их продвижения на местный рынок существующим и потенциальным партнерами-внедренцами подобного ПО.
Любопытный факт: само появление Alfresco Software во многом стало результатом двух ключевых тенденций развития ИТ-рынка последнего десятилетия — роста популярности модели Open Source и консолидации рынка бизнес-систем: компания была создана в 2005 г. сооснователем компании Documentum (приобретённой в 2003-м корпорацией EMC) Джоном Ньютоном и работавшим тогда главным исполнительным директором компании Business Objects (поглощённой в 2007 г.корпорацией SAP) Джоном Пауэллом. Решив побороться на динамично растущем ECM-рынке и пригласив на технические должности специалистов из Documentum и Oracle, они сделали ставку на создание свободной альтернативы ведущим мировым проприетарным системам (Documentum, Open Text, IBM FileNet, MS SharePoint). По утверждениям руководства компании, их разработка позволяет заказчикам снизить расходы на ECM на 96%, хотя многие эксперты ставят под сомнение эти оценки и саму методику расчёта.
Вспомнив об этой истории, региональный директор по работе с партнерами Alfresco (EMEA & APAC) Мишель Бирк сообщил, что в настоящее время компания имеет 2500 заказчиков в 55 странах, более 250 партнеров по всему миру, а бесплатная версия Community была скачена свыше 3,5 млн. раз. Из российских клиентов были упомянуты сеть розничной торговли “Лента” и правительство Самарской области, при этом было отмечено, что наиболее перспективными для бизнеса Alfresco в нашей стране выглядят финансовый и государственный секторы. Компания предлагает набор разных вариантов поставок продукта: начальная версия Community распространяется бесплатно, остальные по подписке с нарастающей стоимостью по мере расширения состава поставляемых компонентов и перечня услуг (см. рисунок).
Строго говоря, СПО-решением является только Community, остальные — не бесплатны и далеко не во всех компонентах открыты. Так, вариант Team ориентирован на применение отделом или небольшими организациями (цена годовой подписки от 1950 до 15 800 долл., с наличием ограничений по объему документов и числу пользователей, без кастомизации и дополнительных модулей), Standard предполагает за 930 тыс. руб. в год возможность работы на одном сервере (один процессор, не более 4 ядер, по оценкам экспертов — 200—300 пользователей), Enterprise — включает два рабочих сервера, средства для разработки и тестирования (2,5 млн. руб. в год), а также возможности расширения за дополнительную оплату.
При этом, по словам г-на Бирка, стоимость даже версии Alfresco Enterprise существенно ниже ее проприетарных конкурентов. Но, по его мнению, при этом цена является не единственным преимуществом этого ПО, возможно более важным является эффективная архитектура и нацеленность системы на использование современных технологий и моделей, в том числе поддержку социальных сетей, мобильных средств и облачных вычислений.
В настоящее время весь программный комплекс Alfresco переживает момент перехода к новой версии 4.0, в которой существенно переработана архитектура, что позволило повысить производительность и масштабируемость системы, реализовав при этом ряд серьезных функциональных расширений. Так, осенью прошлого года были выпущены мобильные приложения (для iPad, планируется также для Android) и началось распространение Alfresco Community 4, в нынешнем феврале была выпушена Alfresco Enterprise 4. В настоящее время идет стартовавшее в самом начале года бета-тестирование облачного сервиса Alfresco Cloud, который должен начать функционировать в рабочем режиме (заменив сегодняшний вариант Alfresco Team) уже весной. На лето запланирован ввод в действие корпоративного сервиса Alfresco Enterprise Cloud Sync.
Рассказывая о планах работы в России, коммерческий директор НЦПР Алексей Асафьев подчеркнул, что Alfresco — это не готовое решение, которое можно просто перепродать заказчику, а технологическая платформа, которая, имея большой наборов функциональности, позволяет создавать системы для хранения и обработки всех типов документов организации, обеспечивая при этом возможность интеграции уже используемых на предприятии систем и приложений (в том числе ECM-продуктов других поставщиков). Соответственно в настоящее время основные усилия НЦПР будут направлены на создание партнерской сети Alfresco, предоставляя им необходимый спектр информационной и технической поддержки.