“Облако” (cloud) — кажется, именно это слово было самым часто используемым в лексиконе выступающих (во всяком случае, ключевых) на ежегодной конференции Microsoft Convergence 2012, которая традиционно прошла в конце марта, на этот раз в Хьюстоне (США). Отметим сразу, что после облаков по рейтингу упоминаний следовали “большие данные”, “социальность” и “мобильность”. Интересно, что, хотя мероприятие было посвящено деловому (ERP и CRM) программному обеспечению корпорации (подразделение Microsoft Business Solutions, торговая марка Microsoft Dynamics), по сути в основных докладах речь шла о стратегии компании в целом, а Dynamics-решения выступали, скорее, как конкретный пример ее реализации.
В общем потоке платформы Microsoft
Именно в таком плане говорил на открытии Convergence главный директор по операциям Microsoft Кевин Тернер. Ключевая идея его выступления заключалась в том, что переход к облачным моделям — это общая объективная тенденция развития ИТ и что все участники рынка, и потребители и поставщики, рано или поздно в большей или меньшей степени будут их применять. Как выполнять этот переход и в какой мере использовать облака — это должны решать сами заказчики. Задача же Microsoft – предоставить клиентам возможность выбора подходящих средств, (правда, ее можно сформулировать и несколько иначе — какой бы дорогой компании не шли, лишь бы это делалось с помощью средств Microsoft).
“Мы не пытаемся затащить вас в наше облако. Мы просто говорим, что какой бы вариант вы не выбрали — создание собственного облака, использование хостинг-партнера или сервисы от Microsoft – мы готовы помочь вам в этом”, — подчеркнул Кевин Тернер, обращаясь к десяти тысячами собравшимся (примерно поровну партнеров и заказчиков) в конгресс-центре Хьюстона. Нетрудно заметить, что такая позиция — разные модели использования ИТ — была сформулирована Microsoft в 2007 г. в самом начале формирования онлайновой стратегии в виде идеологии (Soft+Service, тогда и слово “облако” на рынке еще не использовалось).
И еще один традиционный для Microsoft момент: продвижение семейства Dynamics идет в контексте развития всей программной платформы корпорации, включающей облачную ИТ-инфраструктуру (Windows Server, Hyper-V, Windows Azure), клиентскую ОС (Windows 7 и Windows 8) и офисный программный комплекс (Office 2010 и Office 365). Было сказано, что в ближайшие полтора года Microsoft намерена обновить все компоненты своей программной системы. Для реализации этих планов только в текущем финансовом году компания намерена вложить 9 млрд. долл. в исследования и разработки. Кевин Тернер также сообщил, что в корпорации уже ведется работа по переводу управления всеми ее операциями на платформу Dynamics, в том числе на систему управления отношениями с клиентами.
Облачное будущее Dynamics
Состояние дел и планы непосредственно в ERP-направлении раскрыл президент MBS Кирилл Татаринов, который также сделал акцент на добровольности использования облаков и на возможности выбора, отметив при этом, что конкурентным преимуществом Dynamics будет (как это есть сегодня у CRM-решения) наличие разных вариантов развертывания — онпремис, у независимого хостинг-провайдера и в облаке самой Microsoft. Реализуя озвученные еще год назад планы, компания уже в недалеком будущем начнет миграцию своих ERP-решений в облачную среду Windows Azure. Роль первопроходцев тут отведена продуктам Dynamics NAV и Dynamics GP, новые версии которых под номером 2013 (NAV 2013 ранее была известна под своим порядковым номером 7) были впервые публично представлены на нынешней конференции. Было сказано, что уже в этом мае выйдут бета-версии этих решений на платформе Windows Azure, а в конце года на рынке будут доступы международные варианты продуктов в окончательном виде.
Однако уже сейчас Microsoft анонсировала подготовку набора различных вертикальных решений на базе систем NAV и GP 2013 для Windows Azure. Их созданием заняты партнеры — независимые разработчики, которые и предложат заказчикам эти специализированные решения для разных отраслей, от производства индустриального оборудования до ритейла. Разумеется, кроме перевода в облачную среду продукты Dynamics будут развиваться и в функциональном направлении, и тут в первую очередь говорилось о расширении возможностей бизнес-аналитики, в том числе в варианте работы с большими данными. Было также сказано об интеграции решения с Office 365 и поддержке клиентcких рабочих мест на будущей Windows 8.
Что касается флагманского решения Microsoft Dynamics AX, то еще осенью прошлого года была выпущена его версия 2012, в нынешнем феврале — его вариант для розничной торговли Dynamics AX 2012 for Retail. Сейчас ведется подготовка нового релиза Microsoft Dynamics AX 2012 R2, который появится на рынке до конца текущего года. В нем обещается много важных улучшений, в том числе интернет-витрины для ритейла, совмещающего различные каналы продаж, контекстная бизнес-аналитика для различных ролей сотрудников крупных организаций, новейшие технологии Microsoft SQL Server. Кирилл Татаринов заверил собравшихся, что следующая за AX 2012 R2 версия станет полностью доступной на Windows Azure (как и будущие варианты Dynamics SL), однако сроки этого события пока еще не определены. При этом руководитель MBS подчеркнул, что и после выпуска Azure-версий вся линейка продуктов Dynamics будет доступна в вариантах локального размещения у заказчика (онпремис) и через хостинг-партнеров. В то же время президент MBS призвал заказчиков, которые хотят уже сейчас внедрить AX 2012, не ждать выходе релиза R2, поскольку его установка не потребует дополнительных средств и усилий.
CRM-бизнес Microsoft представлен всего одним продуктом, но как раз на этом направлении корпорация, кажется, достигла наибольших успехов, став одним признанных мировых лидеров. По мнению аналитиков (в частности, Gartner), успех этот во многом определяется именно S+S-стратегией компании, наличием у нее двух вариантов предложений — опремис и онлайн, которые реализованы на единой программной основе. На конференции было объявлено, что сегодня решение Dynamics CRM в своей работе применяют 33 тыс. заказчиков (2,25 млн. рабочих мест) по всему миру. Еще ранее Microsoft анонсировала выход во II квартале обновления Microsoft Dynamics CRM, которое будет включать поддержку мобильных устройств и работу в разных браузерах. Было сказано, что такие обновления будут выполняться дважды в год, следующая модернизация состоится в IV квартале, в ней появятся функции для работы в социальных сетях и другие новые сервисы. По-видимому, реализация этих планов будет опираться на анонсированный на Convergence 2012 альянс с InsideView, разработчиком средств анализа социальных медиа.
Российский взгляд
На российском рынке продукты Microsoft Dynamics давно и хорошо известны. Axapta и Navision начали тут продвигаться с конца 1990-х, еще до того, как попали “под крыло” Microsoft. Направление это развивается в достаточно сложных условиях конкуренции с глобальными и местными поставщиками ERP-решений, и значительное, в целом негативное, влияние на этот процесс, безусловно, оказывает специфика российского учетного законодательства, которая сильнее всего проявляется в сегменте малых и средних предприятий, на котором в значительной степени и сосредоточены интересы MBS. Тем не менее Microsoft весьма оптимистично смотрит на перспективы своего Dynamics-бизнеса в России. Ее продукты заметно расширяют свое присутствие в нашей стране, и отражением этой тенденции стало участие в Convergence 2012 довольно представительной российской группы партнеров и заказчиков Microsoft.
В то же время нужно сказать, что в плане освоения технологических новшеств, в том числе облачных моделей, отечественные предприятия несколько отстают от процессов, которые можно наблюдать на Западе. Впрочем, это относится, конечно, не столько к ERP-решениям, сколько к ИТ в целом, и во многом определяется все теми же особенностями национального законодательства.
Российские участники нынешней конференции весьма позитивно восприняли планы развития Microsoft Dynamics. Так, руководитель отдела продвижения ERP-решений Microsoft в России Владимир Егоров считает, что доступность в России облачной платформы Windows Azure должна позволить партнерам Microsoft уже в ближайшее время приступить к освоению новой Dynamics NAV 2013: “Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы локализованный вариант системы появился на местном рынке с минимальной задержкой после выпуска международной версии продукта”.
По мнению генерального директора компании Navicon Group Даниила Моргалюка, сдерживающим фактором использования онлайновых версий Dynamics (по сути, речь шла только о CRM Online) являются не только организационно-финансовые проблемы с подключением к сервисам Microsoft, но ограничения по адаптации таких SaaS-решений под нужны конкретного клиента: “Уровень кастомизации в российских проектах внедрения довольно высокий, кажется, заметно выше, чем в тех же США. И это является серьезными препятствием для широкого перехода к использованию SaaS-моделей”. Именно поэтому он считает, что предстоящая реализация новой версии Dynamics NAV 2013 по схеме PaaS (а как раз такой вариант предполагается в Windows Azure), открывает возможности переноса в облако адаптированных под заказчика решений. “Наверное, нам также стоит уже сейчас начать думать о варианте создания в среде Azure специализированных отраслевых SaaS-решений для обслуживания определенных групп заказчиков”, — отметил руководитель российского партнера MBS.
Мнение независимого авторитета
Microsoft Convergence 2012 закрылась выступлением генерала Колина Пауэлла (в недалеком прошлом — председатель Объединенного комитета начальников штабов и государственный секретарь США), который очень четко сформулировал основную мысль: “Для опаздывающих нет будущего”.