Подготовка консолидированной отчетности согласно МСФО, страхование опасных промышленных объектов (ОПО), организация работы операторов техосмотра в соответствии с новым законодательством — насущные проблемы российского страхового рынка. Стабильно актуальны интеграция корпоративных информационных систем при слияниях и поглощениях, использование современных технологий для предоставления клиентам (юридическим и физическим лицам) конкурентных услуг, внедрение в практику облачных сервисов. Все эти и многие другие направления деятельности страховых компаний требуют соответствующей ИТ-поддержки. Актуальные темы использования высоких технологий в практике страхового бизнеса обсуждались на VIII Форуме “Информационные технологии в страховании”, проведенном AHConferences.
Стандарты ИБ для автострахования и не только
Алексей Ткаченко, начальник управления информационных технологий Российского союза автостраховщиков (РСА), напомнил, что, согласно закону № 170-ФЗ о техосмотре транспортных средств, вступившему в силу с 1 января текущего года, технический осмотр теперь будет проводиться операторами техосмотра, которые должны быть аккредитованы в РСА. При заключении договора о страховании с владельцем транспортного средства, сведения обязательно должны быть внесены в единую систему техосмотра. Автоматизированная информационная система, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные сведения по обязательному страхованию упоминается и в законе № 40 об ОСАГО. С целью скорейшего создания автоматизированной системы (сроки очень жесткие — с 1 января 2013 г. она уже должна заработать) сейчас в РСА вырабатывается техническое задание. Уже в ближайшие месяцы будет проведен открытый тендер, на котором и будет выбрана компания-разработчик системы. В планах РСА стоит и комплексная автоматизация взаимодействия со своими компаниями — членами и государственными органами, включая замену бумажного документооборота на электронный.
Еще одна актуальная задача РСА — разработка и утверждение отраслевых стандартов информационной безопасности и защиты персональных данных для страховых организаций — членов РСА. Стандарты, отметил докладчик, разрабатываются таким образом, что в них учитываются не только ОСАГО, но и другие виды страхования, поэтому в перспективе они, возможно, станут общеотраслевыми стандартами информационной безопасности страхового бизнеса.
Три портала для взаимодействия с клиентами
Евгений Есаулов, ИТ-директор российской страховой компании “Авива” (дочерняя структура работающей в 28 странах мира, в том числе в России, глобальной компании Aviva), выступил с докладом, в котором поделился опытом ИТ-решений для пенсионного страхования и страхования жизни сотрудников компаний и банков. Конкуренция на этих сегментах большая, и высокотехнологичные решения, поддерживающие предоставление страховых услуг, помогают делать более привлекательные предложения. И первое такое решение — пенсионный портал, запущенный еще в 2008 г. Портал позволяет застрахованным сотрудникам самостоятельно контролировать состояние своего индивидуального пенсионного счета, видеть суммы начислений, которые производит компания-работодатель, получать выписки по счету и информацию о движении по счету посредством SMS на мобильный. Для самой компании-работодателя тоже предусмотрены дополнительные сервисы — например, личный кабинет сотрудника HR-отдела, разнообразные отчеты. Количество пользователей портала на сегодня приближается к 30 тыс.
Корпоративный портал — решение, запущенное в промышленную эксплуатацию в 2011-м. При помощи портала сотрудники отдела кадров получают удаленный доступ к коллективному договору по страхованию, а также ключевой информации о договоре со страховой компанией (риски, участники, платежи, убытки), осуществляют перенос на портал наиболее востребованных отчетов и выгрузок, которые часто запрашиваются по почте, способны контролировать информацию об увольнениях, приеме новых сотрудников. В числе прочего кадровик может, по выражению докладчика, “симулировать” некоторые действия — например, смоделировать изменение условий договоров по страхованию.
И наконец, третье ИТ-решение, о котором рассказал Евгений Есаулов, как и корпоративный портал реализованное в 2011 г., — портал для безопасного обмена информацией, причем обмен возможен не только между страховщиком и компанией, застраховавшей своих сотрудников, но и со страховыми брокерами. На сегодня порталом пользуется около 100 компаний. Через него осуществляется обмен конфиденциальной информацией (паспортные данные, информация о зарплатах, суммы перечислений на индивидуальный пенсионный счет, страховые выплаты и т. д.). Канал в целях обеспечения соответствия с законом № 152-ФЗ “О защите персональных данных”, защищен при помощи системы криптозащиты информации КриптоПро CSP 3.6.
Евгений Есаулов особенно подчеркнул, что в российской компании “Авива” сознательно ушли от пакетных закрытых решений, поначалу навязанных штаб-квартирой (компания возобновила работу на российском рынке в 2006 г., после 88-летнего перерыва). Речь идет о западной системе, являющейся корпоративным стандартом Aviva, и вместе с тем, по словам докладчика, — негибким и дорогим продуктом с невыгодными условиями лицензирования. Сегодня все решения российской страховой компании “Авива” строятся на открытых технологиях (СУБД Oracle 11g, платформа ASP.NET FrameWork 3.5, веб-сервер Microsoft Internet Information Services 7.5), что позволяет привлекать для их разработки квалифицированных сторонних специалистов, а для сопровождения задействовать своих инженеров.
О роли ИТ в слияниях и поглощениях
Доклад Сергея Конюхова, заместителя директора департамента ИТ “АльфаСтрахование”, был посвящен ИТ-аспектам при слияниях и поглощениях на страховом рынке. В связи с огромной ролью, которую играют сегодня ИТ-решения для успеха бизнеса в целом, в западной практике принято привлекать ИТ-департамент к процессу уже на этапе предварительной всесторонней проверки покупаемого объекта (т.н. due diligence — “должная добросовестность”). Докладчик с сожалением отметил, что на российском рынке роль ИТ в процессах M&A не столь значительная, как на Западе. На нашем рынке ИТ-составляющая имеет в процессах интеграции скорее поддерживающую роль, а не определяющую. И подтверждение тому — ситуация, описанная самим докладчиком: в СК “АВИКОС-АФЕС”, приобретенной недавно СК “АльфаСтрахование”, все ИТ-услуги оказывались компанией, с которой на этапе покупки никаких договоров не было заключено, что добавило впоследствии при интеграции ИТ-систем двух компаний множество проблем, которых можно было избежать.
Внедрение МСФО
Одна из все более актуальных проблем российских компаний — требования российского законодательства по применению МСФО. В частности, согласно закону № 208 от 27 июля 2010 г. страховым компаниям (а также — кредитным организациям и другим российским юридическим лицам, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах) уже в текущем году необходимо начать работу над составлением консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а с января 2013 г. — предоставлять ее регулирующим органам и публиковать. Упомянутый закон — не единственный документ, вводящий в российскую практику принципы МСФО. Есть еще приказ Минфина № 160-н от 25.11.2011 о введении в действие 37 международных стандартов и 26 разъяснений МСФО, которые уже опубликованы на сайте Минфина, что означает одно — они уже вступили в действие.
Навруз Бурибаев, начальник управления ИТ СО “Сургутнефтегаз”, отметил, что общеприняты два подхода к решению проблемы получения консолидированной отчетности по МСФО — путем трансформации из традиционной отчетности по правилам РСБУ либо ведение параллельного учета по российским и по международным стандартам. Первый метод дешев, но не эффективен, поскольку полученная таким образом отчетность по МСФО целиком зависит от сроков получения РСБУ и обладает “высокой долей погрешности”. Поэтому вряд ли такая отчетность может выполнить свое основное назначение — обеспечение качественной, актуальной и достоверной информацией инвесторов на международном рынке, а также упрощение порядка составления отчетности эмитентом, чьи ценные бумаги обращаются на международном рынке. При параллельном учете сроки получения отчетности совпадают с получением отчетности по РСБУ, она максимально точна, но этот путь связан с привлечением дополнительных трудовых ресурсов и, следовательно, означает дополнительные затраты.
В качестве альтернативного и, по убеждению докладчика, оптимального варианта Навруз Бурибаев предложил метод максимального сближения РСБУ и МСФО на некоем предварительном этапе и лишь затем — трансформацию. На первичном этапе необходимо осуществить учет политики составления отчетности по РСБУ для всех компаний, входящих в группу компаний, а затем провести аналитическую работу по сближению методов учета. Ценным в предложенной методике является то, что она уже апробирована в самой компании “Сургутнефтегаз” (предварительный этап прошел с августа по декабрь прошлого года, с января текущего проект запущен).
Опыт облачных сервисов для страховых компаний
Григорий Атрепьев, директор по производству компании DataLine, имеющей, по словам докладчика, три московских дата-центра уровня Tier 3, сертифицированных по ISO 27001 и PSI DSS, рассказал собравшимся на форуме, для решения каких задач страховым компаниям могут пригодиться облака, привел примеры реализованных проектов.
По мнению представителя DataLine, при правильном и продуманном подходе использование облачных ресурсов позволяет снизить стоимость ИТ-ресурсов, повысить масштабируемость решений, гибкость и управляемость ИТ-инфраструктуры компании. Согласно статистике, приведенной докладчиком, сегодня уже порядка 50% страховых компаний прибегает к услугам ЦОДов. В качестве реального примера была приведена неназванная крупная страховая компания, входящая в российский ТОП-50 и имеющая в числе прочего программу страхования банковских кредитов. По внутренним расчетам этой компании 1 ч простоя приложения для взаимодействия с банками в рамках этой программы — 700 долл. Необходимо было обеспечить непрерывную работу этого приложения, устойчивость к пиковым нагрузкам, сохранность и конфиденциальность данных, а также оптимизировать затраты на ИТ. Компания решила поставленные задачи, разместив данное приложение и его базу данных в облаке, а также back-up базы данных в системе хранения данных ЦОДа. Другая российская страховая компания, входящая в ТОП-20 и имеющая более 400 отделений по всей стране, поставила перед собой задачу построить единое хранилище данных, обеспечив его масштабируемость, отказоустойчивость и сохранность данных. В результате текущая база данных компании (порядка 10 Тб) была перенесена в облако DataLine. В дополнение к собственной базе данных, компания получила возможность использовать систему хранения данных ЦОДа из расчета 2 Тб в месяц с возможностью самостоятельно наращивать используемые ресурсы в течение нескольких минут.
По мнению Григория Атрепьева, помимо хранения данных уже сегодня на базе облачной модели хорошо работают виртуальные рабочие места, корпоративная почта, интернет-порталы с высокой посещаемостью и тестовые среды для разработчиков ПО.
Вместе с тем, как и в случае любой другой технологии, к облакам важен взвешенный, продуманный подход. При планировании перехода на облачные сервисы страховой компании следует обратить внимание в первую очередь на сильную зависимость качества и надежности получаемых сервисов от телекоммуникаций. Это подразумевает наличие достаточно большой пропускной способности телекоммуникационных каналов и необходимость их резервирования. Не следует забывать о том, что вопросы получения лицензий на ПО рабочих станций (например, на Windows) остаются в ведении покупателей облачных сервисов, а не компании, предоставляющей сервисы. При создании систем хранения данных необходимо продумать технические и организационные моменты переноса данных в облако — будет ли это доставка на физическом носителе или выделена широкополосная связь.
Заключение
В этом небольшом материале затронута лишь часть докладов и тем, обсужденных на форуме. В заключение можно отметить ставшую привычной популярность решений компании “1С” — Ярослав Кайгородцев, заместитель генерального директора консалтинговой группы WiseAdvice, и Анатолий Куликов, директор по управлению проектами “Ортикон Групп”, представили участникам конференции продукты своих компаний на базе решений отечественного вендора — как уже созданные, так и находящиеся в процессе разработки. Используют российские страховые компании и западные системы. Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям “Росгосстраха”, рассказала об опыте перехода с системы урегулирования убытков крупнейшей российской страховой компании на базе известной американской системы Guidewire ClaimCenter, внедренной в промышленную эксплуатацию еще в 2008 году, на новую версию 6.0: миграция стартовала в июне прошлого года, планируется к завершению в апреле текущего.