Довольно странно, но почему-то в Хюстоне на конференции Microsoft Dynamices Convergence 2012 совсем не прозвучала тема десятилетия ERP-направления в составе Microsoft. Хотя, конечно, когда именно нужно отмечать “день рождения”, не очень-то понятно. Ведь о намерении заняться новым для себя бизнесом — разработкой и продвижением ERP-решений — корпорация заявила в апреле 2001 г., сразу после приобретения американской компании Greate Plaines Software. А отдельное подразделение Microsoft Business Solutions появилось в составе Microsoft только год спустя, после покупки другого перспективного ERP-разработчика — европейской Navision.
Но как бы то ни было, о юбилее все же полезно вспомнить, потому что путь, проделанный MBS за этот в общем-то не такой уж большой срок, очень интересен как в плане анализа развития всей системы ПО Microsoft (не только ERP), так и в плане понимания того, куда и как она может двигаться дальше. Прежде всего нужно сказать, что появление в начале прошлого десятилетия в составе Microsoft нового направления деловых приложений было встречено на ИТ-рынке, да и в самой корпорации, далеко не однозначно. С одной стороны, ERP-тема в тот момент была одной из самых “громких” и перспективных, а с другой, — как-то не очень вписывалась в традиционную стратегию компанию и вносила некоторую сумятицу в ее систему партнерских отношений с разработчиками ПО.
Мнения высказывались разные, но в целом было понятно, что появление такого игрока, как Microsoft, должно серьезно повлиять на расстановку сил в ERP-сегменте, а сама корпорация имеет все шансы стать одним из его лидеров. Правда, никаких быстрых прорывов в этой сфере со стороны Microsoft не наблюдалось. И причиной тому было во многом то, что компания потратила около пяти лет на выработку стратегии своего ERP-развития.
В этой связи нужно вспомнить, что поначалу Microsoft, кажется, вообще хотела ограничить свое присутствие на данном рынке ролью поставщика сугубо технологической платформы (таинственный проект Green по созданию Business Framework, о котором в течение двух лет шли дозовые утечки в СМИ), делегировав разработку и продвижение готовых продуктов партнерам. Но потом, объявив осенью 2005 г. о формировании новой торговой марки Dynamics, компания представила свою официальную стратегию, нацеленную на поставку именно бизнес-решений. Но как раз тогда в качестве цели была сформулирована идея объединения четырех приобретенных ERP-продуктов (AX, NAV, GP и SL) в некий единый ERP-комплекс примерно к 2010—2011 гг.. Однако спустя еще два года, осенью 2007-го, Microsoft фактически отказалась от намерений такой интеграции своего ERP-хозяйства, сообщив, что давно существующие ERP-решения будут продолжать развиваться самостоятельно.
Трудно сказать, была ли эта коррекция курсов спланирована изначально или она объяснялась изменением рыночной конъюнктуры, но надо признать, что к этому моменту Microsoft смогла развести позиционирование на рынке своих ERP-решений, которые до этого конкурировали, в том числе и друг с другом (внося некоторую сумятицу в ряды заказчиков и партнеров). При этом стоит вспомнить, что, кажется, у компании были серьезные намерения, в частности относительно того, как нужно развивать (и нужно ли) продукт Dynamics NAV, отражением чего стала небольшая чехарда с планами обновления этого решения в 2006—2008 гг., но потом стало понятно, это данное ПО заняло четкую позицию в ERP-семействе Microsoft (NAV остался в своем сегменте малых и средних компаний, а его конкурент еще со времен 1990-х -- AX -- пошел в сторону все более крупных заказчиков).
Кроме того, почти сразу после создания в начале века подразделения MBS в составе его продуктов появилось CRM-решение (полностью собственная разработка Microsoft), которое стало весьма динамично развиваться и, более того, заняло особую позицию в долгосрочном развития ПО корпорации в целом. Речь идет о реализации облачно-сервисной стратегии Microsoft, первые объявления о которой были сделаны в 2006—2007 гг. и в которой именно продукту Dynamics CRM отводилась важная роль первопроходца (в 2007-м был запущен первый вариант Microsoft Dynamics Live CRM, а затем появилась новая версия Dynamics CRM 5.0 с полностью переработанной архитектурой, нацеленная на облачное применение).
Конечно же принципиально важным является то, что семейство Dynamics — это интегрированная часть всей программной платформы и общей стратегии развития Microsoft. Dynamics работает на продвижение всей платформы, а все компоненты платформы — на Dynamics. Это особенно хорошо видно на примере таких “других” продуктов, как SQL Server, Office, SharePoint. Судя по всему, сейчас Dynamics должна, со своей стороны, поучаствовать в продвижении на корпоративный рынок новой планшетно-ориентированной Windows 8. Некоторые первые прототипы рабочих мест под новой ОС демонстрировались на нынешней Convergence 2012. Правда, тут нужно вспомнить, что разговоры о ERP-применении планшетов в мобильных вариантах работы велись еще шесть-семь лет назад; пропагандой этих идей тогда занимался сам Билл Гейтс.
Так или иначе, но сейчас можно вполне определенно говорить о том, что MBS вполне вписалось в структуру и стратегию корпорации в целом. Хотя финансовые итоги деятельности этого подразделения компания в своих годовых отчетах отдельно не выделяет (в 2007 г. она сообщала, что перешагнула рубеж в 1 млрд. долл. дохода от продаж продуктов Dynamics), показателем важности этой структуры служит тот факт, что ее начальник Кирилл Татаринов (он был назначен на пост президента MBS летом 2007 г.) подчиняется непосредственно главе Microsoft Стиву Баллмеру. Нeзависимые исследования говорят о том, что бизнес-решения Microsoft входят в лидирующую группу на мировом ERP-рынке, особенно в его среднем сегменте.
Развитие данного направления хорошо видно и по ежегодным конференциям Convergence. В нынешнем форуме, шестнадцатом по счету (первый прошел в 1997 г. под эгидой Great Plains), принято участие рекордное число слушателей — более 10 тыс. представителей заказчиков и партнеров из почти 50 стран мира (правда, кажется, компания перестала проводить европейские конференции, которые проходили в 2007--2010 гг.). Конференция Convergence 2012 стала самым масштабным мероприятием среди всех проводимых сейчас Microsoft.