Разработка мобильных приложений — это не просто маркетинговые разговоры с целью надувания “ИТ-пузыря”, а реальное направление развития ИТ, открывающее возможности проявить себя молодым разработчиками ПО и выйти на быстрорастущий сегмент ИТ-рынка разного рода стартапам. И речь идет не только о перспективах вообще, в мировом масштабе, но и конкретно в нашей стране, для российского ИТ-сообщества. Эти тезисы были зримо видны на международном форуме разработчиков Apps4All, который прошел 6 апреля в московском конгресс-центре Digital October, собрав несколько сот представителей от разных категорий участников рынка: софтверных компаний и индивидуальных программистов, венчурных предпринимателей и компаний-заказчиков. “Бурлящий” характер формирующегося рынка мобильных приложений получил отражение в большом и весьма разнообразном списке спонсоров и партнеров мероприятия, среди которых были ведущие ИТ-игроки, гиганты телекома, общественные организации, правительственные структуры, СМИ и, конечно, компании-разработчики ПО.
Центральным событием конференции стало подведение итогов одноименного конкурса мобильных приложений. Собственно, все мероприятие стало производным от этого конкурса, объявленного в декабре 2011-го совместно компаниями “Эвотек” (услуги управленческого консалтинга со специализацией в области мобильных телекоммуникаций) и “Полилог” (услуги PR и маркетинга). Тогда, четыре месяца назад, инициаторы проекта, кажется, и сами не очень хорошо представляли себе, во что выльется их начинание. Тем не менее они не только создали сайт конкурса Apps4All, но и начали проведение в наступившем году с серии мастер-классов для студентов ряда ведущих вузов Москвы, к работе в которых подключились ведущие ИТ-компании и отдельные эксперты. Именно так, по ходу дела, стало формироваться сообщество (разработчики, заказчики, вузы, инвесторы, спонсоры), представленное сегодня помимо дуэта организаторов попечительским (оргвопросы) и экспертным (жюри) советами конкурса. А процедура подведения и объявления итогов конкурса вылилась в результате в полноценную конференцию, с работой четырех параллельных секций, с обсуждением широкого спектра вопросов от технологий разработки до создания и продвижения бизнеса.
В центре внимания конференции были такие темы, как “Мобильная разработка в России, тенденции и ожидания, перспективы рынка”, “Мультиплатформенная разработка”, “Сбор и обработка статистических данных использования мобильных приложений”, “Создание приложений и игр на основе технологии дополненной реальности”, “Угрозы для мобильных устройств” и ряд других вопросов. В ходе дискуссий участники мероприятия обсудили примеры использования мобильных приложений в рекламе, применение бесплатных кросс-платформенных движков для разработки мобильных игр, вопросы защиты прав на приложения и многое другое. “Лично мне очень понравилась “Битва-стартапов”, было интересно увидеть проекты других разработчиков и узнать, как люди мыслят и в каком направлении движутся”, — отметил руководитель направления стратегического развития бизнеса компании Intel в России и член экспертного совета Apps4all Вадим Сухомлинов.
И конечно, были оглашены итоги конкурса. В номинации “Лучший разработчик” победили компании “Мануфактура"(проект “MOSKVA.FM”), Mobiwolf (“Whiz Kid”), Polonium Arts (“Буддист”), On5 (“Spice Bandits”) и NTR Lab (“PepUp”). Лучшими мобильными приложениями были признаны: “Донор” Игоря Баринова, “Move Chat” Андрея Бердникова, “Я сам” Николая Панкратова. Приложение “Донор” помимо приза от Apps4all получило также специальный грант компании Microsoft. Кроме него этой награды удостоились Максим Приходько (“Университет в кармане”) и Сергей Каспаров (“Подбор автомобильных дисков и шин”). “Я предложил на конкурс несколько идей, но только одна из них выиграла. Не думаю, что это приложение сможет сделать донорство модным, но оно хотя бы поможет тем, кто уже этим занимается”, — прокомментировал свою победу Игорь Баринов.
По довольно единодушному мнению участников, конференция в целом оправдала ожидания в плане формирования новой площадки типа networking, где представители разных заинтересованных групп могут обменяться опытом, познакомиться и просто пообщаться, найти партнеров, заказчиков, исполнителей или инвесторов. Правда, при этом высказывались и пожелания в адрес организаторов по улучшению проведения таких встреч, но все же учитывался статус первого подобного мероприятия. Со своей стороны представители оргкомитета заверили, что конференция станет регулярной, с частотой проведения, возможно, раз в год или даже в полгода.