В апреле компания Cisco Systems объявила, что начинает продажи в нашей стране маршрутизатора Cisco 2911R российской сборки. Его выпуск налажен в Твери на базе контрактного производителя. Маршрутизатор 2911R стал уже третьим по счету продуктом в линейке оборудования Cisco, изготавливаемого в России. С прошлого года у нас выпускаются аппаратный VPN-модуль и цифровые телевизионные приставки компании, предназначенные для передачи видеоконтента и новых телевизионных услуг по сетям IPTV.
И хотя этот проект реализуется в рамках договоренностей о поддержке инновационного развития российской экономики, достигнутых в июне 2010 г. на встрече главы Cisco Джона Чемберса и президента РФ Дмитрия Медведева, меня все-таки смущают некоторые аспекты этого сотрудничества. Я задаю себе вопрос: что связывает между собой такие изделия, как VPN-модуль и ТВ-приставка? Да ничего! А что связывает ТВ-приставку и маршрутизатор 2911R? Тоже ничего! Это какой-то набор случайных продуктов. В чем здесь помощь инновационному развитию России? Непонятно!
А что, изделие Cisco 2911R является последним “писком” сетевого оборудования, или это вершина сетевой техники? Тоже нет. Это давно и хорошо известная на российском рынке модель, которая пользуется здесь стабильным спросом. Более того, это совсем не вершина телекоммуникационной техники, а всего лишь младшая модель маршрутизатора, на которую можно поставить сервисные модули. Хороший типовой продукт — масштабируемый, с модульной архитектурой. И что будет делаться в России? Сборка из привозных компонентов, тестирование и упаковка. В дальнейшем в рамках локализации обсуждается возможность покупки корпусов и блоков питания российских поставщиков.
Что дает открытие локального производства в России? Например, упрощение логистики и ускорение поставок этих самых маршрутизаторов. Будут ли они дешевле из-за того, что собраны в России? Нет, цена не изменится. Так что говорить об экономической выгоде от проекта не приходится. Скорее это своего рода политес, соблюдение неких правил игры, принятых или обсуждаемых на местном рынке. А впереди маячит уже четвертая группа продуктов. Она будет освоена через год, но американской компании пока не ясно, что еще можно предложить российскому рынку. Рассматриваются разные направления. Одна из возможностей — привязать продукт к тематике НИОКР, которые будут проводиться в рамках центра R&D Cisco в Сколкове. Возможно, это будет что-то из области Smart Grid.
Производство телекоммуникационного оборудования в стране осуществляется под эгидой департамента радиоэлектронной промышленности (РЭП) Минпромторга РФ. В прошлом году был подписан совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития России, определяющий критерии телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Ведущим разработчиком этой темы был Минпромторг, а главным заинтересантом — департамент РЭП. Документ этот рождался очень тяжело, на его разработку было потрачено несколько лет. И что же, каков результат? А никакого. Об этом документе даже не упомянули на отчетном собрании департамента РЭП по итогам года.
Невольно напрашивается сравнение с другой отраслью экономики — автомобилестроением. Здесь ситуация иная. По данным Минэкономразвития, в прошлом году в России было продано 2,5 млн. легковых автомобилей, из которых 1,7 млн. собрано в стране. То есть 70% авто было собрано работающими на территории страны автозаводами, в том числе и иностранными. Рынок автокомплектующих вырос до рекордных 37,6 млрд. долл. Минэкономразвития подписало со 178 компаниями — производителями компонентов почти 400 соглашений о промышленной сборке. По оценке Boston Consulting Group, из сорока крупнейших глобальных производителей автокомпонентов у двадцати двух уже есть свои предприятия в России.
Таким образом, здесь в работе департамента автомобильной промышленности Минпромторга видна четная государственная политика в области автомобилестроения. А что же происходит в соседнем департаменте РЭП того же Минпромторга? Там виден “хороший”, полноценный застой и отсутствие серьезной госполитики в сфере радиоэлектроники. Их вполне устраивает псевдосборка и упаковка простеньких зарубежных маршрутизаторов и телевизионных приставок на нашей территории. Но соответствует ли такая практика стимулированию отечественных разработок, трансферту передовых зарубежных технологий и переносу операций с высокой добавленной стоимостью на территорию РФ? Боюсь, что нет. Российская индустрия телекоммуникаций явно нуждается в новой, национально ориентированной технической политике.