Усилия федерального правительства по автоматизации государственного аппарата России привели к существенному ускорению процессов внедрения ИТ в органы власти и управления страны. Изменился не только масштаб, но в значительной степени и сам характер решаемых задач. О происходящих изменениях в этом важном направлении отечественного ИТ-рынка рассказывает генеральный директор компании “АйТи. Ведомственные системы” (ГК “АйТи”) Вадим Деянышев.
Когда образовалась ваша компания, чем она занимается?
Проекты для государственных заказчиков “АйТи” выполняла всегда, фактически с момента создания более двадцати лет назад данная сфера была одной из основных для компании. Но как самостоятельный бизнес она сформировалась в отдельную структуру несколько лет назад. Сначала это было внутреннее подразделение, потом — автономная компания “АйТи. Ведомственные системы”, образованная в 2008 году. Мы не просто работаем в госсекторе (в этой сфере в “АйТи” трудятся многие), мы специализируемся на полном цикле создания и сопровождения информационных систем ведомств, начиная от аудита существующих регламентов, их доработки, формирования технических требований, создания и сопровождения информационной системы и заканчивая обучением сотрудников. В наших проектах обычно решаются не очень стандартные задачи, порой даже просто уникальные, со значительной долей интеграционных аспектов. При этом мы в минимальной степени привязаны к продуктам, в том числе к разработкам “АйТи”, и практически не занимаемся вопросами аппаратной инфраструктуры и поставкой техники.
Что, на ваш взгляд, изменилось в реализуемых вами ведомственных проектах за последние годы?
Наверное, нужно сказать о росте масштабности и сложности проектов, уровня их ответственности. Но все же главное изменение видится в другом: раньше все проекты почти исключительно носили внутриведомственный характер, теперь же государство сформировало стандарты межведомственного взаимодействия. Во многом это произошло из-за реализуемого правительством курса на переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Облегчение взаимодействия между ведомствами дает мощный толчок к модернизации и самих информационных систем ведомств, что в конечном итоге поднимает производительность труда чиновников.
Наблюдатели отмечают, что, несмотря на внедрение такой автоматизации, с точки зрения пользователя почти ничего не меняется: например, как был срок выдачи нового паспорта один месяц, так и остался.
Не могу согласиться с такой оценкой. В рамках реализации ФЗ-210 задача сбора документов, необходимых для предоставления той или иной услуги, поэтапно перекладывается с гражданина на ведомство, и личное время точно экономится. При этом число операций у ведомства растет, а срок оказания услуги пока задается старыми регламентами. Ускорить этот процесс как раз и должна система межведомственного взаимодействия, но о реальном сжатии конечных сроков предоставления услуг можно будет говорить только после полной автоматизации регламентов. По крайней мере, для меня уже четко просматривается перспектива оказания ряда госуслуг без личного визита гражданина в то или иное ведомство. Например, таких как замена водительских прав при утере, их перевыпуск по истечению срока годности, отправление их заказным письмом, как это происходит в “глубоко информатизированных” европейских странах.
Можно уверенно предположить, что процесс такой автоматизации деятельности ведомств не очень прост и для них самих, и для вас, как исполнителя. Какие проблемы здесь выявились и как они решаются?
Проблем действительно много, и они непростые. Но главное — они действительно решаются, и можно точно сказать, что ситуация в целом становится лучше. Если еще полтора года и даже год назад представителям некоторых ведомств казалось, что перед ними ставят просто невыполнимые задачи, то сейчас практически все, несмотря на сложности, видят, что они реализуемы. Государство в лице Минкомсвязи сформировало понятные правила игры, которые существенно экономят время, затрачиваемое на организацию межведомственного взаимодействия.
Пока, правда, все это отрабатывается на уровне федеральных ведомств, но процесс уже смещается на региональный и муниципальный уровни. И сейчас главная проблема заключается как раз в необходимости такого перехода. Здесь возникают некоторые сложности, в том числе из-за того, что количество переходит в некое новое качество. Ведь если раньше речь шла о десятках ведомств, то теперь число взаимодействующих сторон на порядок больше за счет включения в диалог региональных и муниципальных ОИВ. К тому же нужно учитывать расширение географии проектов. В ряде регионов до сих пор еще есть проблемы с организацией связи между различными органами госвласти.
Какие именно проблемы возникают? Как они проявляются?
Например — существенно разный уровень готовности ведомств или регионов к внедрению ИТ. Раньше государство фактически не имело системы измерения автоматизации того или иного ведомства и региона — это было отдано на откуп конкретному руководителю. Сейчас появились требования, в соответствии с которыми органы исполнительной власти различных уровней предоставляют информацию друг другу в электронном виде, а это позволило практически сразу выявить большинство недостатков внутренней автоматизации, которые теперь, естественно, необходимо устранять.
Одна из реальных проблем — нехватка кадров, особенно в регионах, где ИТ были не в особом фаворе. Оказалось, что деньги-то можно найти, в конце концов, “выбить” у федерального центра, а вот материализовать финансы в специалистов — сложно и долго. В результате мы видим на собственном опыте, как некоторые регионы существенно пересматривают свою политику в плане подготовки кадров и поддержки местной ИТ-отрасли.
Еще один актуальный вопрос — снижение стоимости проекта, трудоемкости работ. Поначалу главная задача для ведомства состояла в том, чтобы уложиться с решением задачи в заданный срок. И при этом, что называется, “не жалеть патронов”. А сейчас нужно не просто достичь цели, но и уложиться в разумные ресурсы, минимизировать их. Путь для ИТ хорошо известен: переход от заказных проектов к использованию тиражных решений, еще лучше — коробочных. Но для многих ведомств и регионов такой подход в значительной степени еще в новинку. К тому же, чтобы перейти к тиражным решениям, им самим нужно порой серьезно перестраивать свои бизнес-процессы, точнее, если говорить на языке госструктур, — регламенты.
Расскажите, как все это выглядит на вашем опыте работы.
Мы как раз сейчас закончили проект, начатый менее полугода назад. Он является очень характерным и актуальным для многих жителей Москвы, а именно для автовладельцев. Речь идет об автоматизации всего комплекса услуг столичной ГИБДД, в том числе по постановке ТС на учет, выдаче ВУ, прохождению ТО, оплате штрафов. Сейчас проект уже работает в пилотном варианте в одном из крупных отделений города, потом будет распространен на все остальные. Задача была непростой, поскольку нужно было решить много вопросов по организации взаимодействия с другими ведомствами, в том числе и за рамками МВД.
Должен сразу сказать, что успех проекта (а пять месяцев — это очень короткий срок) был во многом обеспечен заинтересованностью в его реализации со стороны руководства московской ГИБДД, которое не просто исполняло указание сверху “перевести в электронный вид”, а усмотрело в нем реальную пользу и для всего ведомства, и для себя как начальства. В частности, руководители сразу поняли, что повышается прозрачность всех процессов с точки зрения управления и оптимизации внутренних ресурсов. И за счет этого они получают новый инструмент реального управления своими сотрудниками, позволяющий существенно снизить трудоемкость операций, нагрузку на сотрудников ГИБДД и в конечном итоге повысить производительность труда и снизить коррупционную составляющую.
Вы сказали, что проект сделан для Москвы. Но ведь точно такие же задачи стоят по всей стране.
В том-то и дело! Сейчас задача автоматизации государственных структур заключается как раз в переходе с федерально-столичного уровня на более массовый регионально-муниципальный. И одна из проблем — сокращение расходов на проекты, переход на тиражные или хотя бы тиражируемые решения. Разумеется, московскую систему можно будет применять и в других субъектах федерации. Хотя при этом возникает довольно парадоксальная задача “антимасштабирования”: все же Москва — это регион-гигант, для других нужны несколько иные, более простые технологии.
В нашем арсенале уже есть такие решения. Разработана информационная система “Полтава-Госуслуги”, которая обеспечивает решение задач по переводу государственных, региональных и муниципальных услуг в электронный вид и обеспечению межведомственного взаимодействия между федеральными и региональными уровнями в обоих направлениях, а также межрегионального уровня. Сейчас мы активно предлагаем их заказчикам, демонстрируя при этом, как они могут существенно сократить сроки и средства при реализации своих ИТ-проектов.
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “АЙТИ. ВЕДОМСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ”