Небольшая угольная шахта — тоже, по сути, предприятие топливно-энергетического комплекса, но, как правило, ТЭК ассоциируется с масштабным, сложным, технологически разнообразным и сверхприбыльным бизнесом. Все перечисленное (масштаб, сложная и разноплановая технологическая цепочка, финансовая состоятельность) диктует соответствующие параметры ИТ-проектов, делая компании отрасли очень выгодными заказчиками, но сами проекты при этом — сложными и долгосрочными в реализации. Какие направления деятельности современного российского предприятия ТЭК являются приоритетными в плане внедрения ИТ? Насколько востребованы решения в сфере бизнес-аналитики и ИТ-аутсорсинг? Какие решения станут актуальными с перспективе? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили экспертов — специалистов ИТ-компаний.

Спектр актуальных ИТ-решений для ТЭК

Спектр уже работающих на предприятиях отрасли информационных систем и технологий, как свидетельствуют наши эксперты, очень широк — начиная с традиционных систем, автоматизирующих бухгалтерский учет, складскую логистику и управление предприятием и продолжая такими новинками, как телематические сервисы. Многие эксперты выделяют особую актуальность бизнес-аналитики.

Елена Гуцева, заместитель генерального директора по бизнес-приложениям компании “АйТи”, отмечает, что предприятия ТЭК относятся к разряду крупнейших в стране и задача информатизации в этой индустрии всегда была более приоритетной, чем для других отраслей российской экономики. “В большинстве крупных компаний ТЭК уже внедрены масштабные ERP-решения, в основном на платформе SAP, — констатирует г-жа Гуцева. — В настоящее время практически на всех таких предприятиях идут проекты по разработке, внедрению и тиражированию типовых решений для различных видов бизнеса или вертикально-интегрированных решений, корпоративных хранилищ данных и построению на их основе аналитической отчетности для принятия управленческих решений”. Программные решения в области бизнес-аналитики сейчас наиболее востребованы, уточняет специалист, так как “…позволяют холдингам более качественно проводить планирование и бюджетирование, анализировать состояние основных производственных объектов и соответственно необходимость инвестиций в то или иное направление, тем самым оптимизируя затраты компании в целом”. Эксперт говорит и об актуальности проектов по разработке и внедрению решений класса ЕСМ на платформах ведущих мировых лидеров (Open Text, EMC Documentum, FileNet и др.), для которых также характерно стремление к типизации и стандартизации, к разработке типовых, шаблонных решений для головной организации с их последующим тиражированием на дочерние компании.

Михаил Федоров, руководитель направления корпоративных решений компании “Прогноз”, констатирует, что информатизация предприятий ТЭК востребована по различным направлениям: от учетных и планово-бюджетных задач до анализа и прогнозирования показателей деятельности. Состояние автоматизации отрасли на сегодняшний день таково, поясняет эксперт, что на предприятиях, как правило, уже успешно автоматизированы общие задачи учета (бухгалтерский, кадровый учет) и начинают прорабатываться более узкие участки управления предприятием — управление техническим обслуживанием и ремонтами, материально-техническим обеспечением. Михаил Федоров подтверждает рост спроса со стороны заказчиков на решения класса BI. “Говоря о системах бизнес-аналитики, мы подразумеваем функциональность этих систем в широком смысле, — уточняет специалист. — Это не только оперативный анализ данных, формирование аналитической отчетности и аналитических панелей, но и автоматизация задач бюджетирования, консолидация отчетности, сбор данных из подотчетных структур”. Направлениями деятельности предприятий, где наиболее востребована бизнес-аналитика, эксперт считает бюджетирование (включая охват уровня первичных бюджетных заявок), оперативное финансовое планирование и калькулирование себестоимости продукции по местам возникновения затрат, сбор и консолидация отчетности, стратегическое прогнозирование ключевых показателей деятельности, доступ к отраслевой и статистической информации из внешних российских и международных источников. Перечисляя требования, предъявляемые заказчиками к инструментальным возможностям систем класса BI, Михаил Федоров делает акцент на обеспечении адаптивности системы как на ключевом, по оценке эксперта, запросе клиентов. Это означает, что система должна обладать возможностями гибкой перенастройки справочников, алгоритмов расчета, регламентов обработки информации, процедур загрузки, запросов, отчетов, панелей и другого контента под изменения финансовой структуры компании, направлений бизнеса, довольно часто происходящие в российских компаниях.

На автоматизации бизнес-процессов предприятий ТЭК в первую очередь остановился и Константин Чермак, руководитель направления компании DIRECTUM. “Мы выделяем несколько направлений автоматизации бизнес-процессов, связанных с движением документов, которые определяются профилем предприятия, — говорит он. — Добывающие и генерирующие компании особое внимание уделяют управлению качеством, для компаний переработки и торговли, а также энергосбытовых особо актуальна договорная деятельность и общение с контрагентами, для управляющих компаний критически важен бизнес-анализ, проектным институтам важен проектный документооборот и взаимодействие с подрядчиками”. Солидарен Константин Чермак с коллегами и в оценке популярности бизнес-аналитики. Помимо собственно BI-решений, дополняет эксперт, актуальной в последнее время становится задача интеграции системы электронного документооборота и управления взаимодействием (ECM-системы) со средствами моделирования бизнес-процессов (ARIS, Business Studio). В результате интеграции реализуется полный цикл процессного управления, включающий такие этапы, как проектирование модели бизнес-процессов организации и распределение ответственности за их выполнение на уровне проекта организационной структуры; внедрение созданной бизнес-модели за счет формирования основных регламентирующих документов организации, согласование, утверждение, хранение которых, а также ознакомление с которыми осуществляется в ECM-системе; исполнение процессов в соответствии с регламентирующими документами; сбор статистики, контроль и анализ исполнения процессов (и основных показателей по ним). В целом, отмечает представитель DIRECTUM, ТЭК является одним из самых технологичных и наукоемких секторов экономики и потому наиболее быстро усваивает современные технологии.

Дмитрий Токарев, заместитель директора по работе с нефтегазовыми компаниями компании АСКОН, отмечает, что для разработки проектно-конструкторской документации предприятиями используются системы класса САПР (системы автоматизированного проектирования), которые широко представлены на рынке — есть и российские, и зарубежные решения. Фиксирует Дмитрий Токарев и возрастающую потребность в ИТ-системах управления проектными и изыскательскими работами (ПИР), которыми по состоянию на сегодня рынок “гораздо менее насыщен”, чем САПР. Если инструментальные средства (САПР) уже закрепились в инженерных службах ТЭК (“за кульманами давно никто не работает”), говорит эксперт, то управление инженерными бизнес-процессами, создание распределенных электронных архивов технической документации, инженерный документооборот — это вопросы, к которым предприятия “только подошли”. Проектные организации ТЭК, поясняет специалист, имеют несколько ключевых задач, которыми и определяется развитие технологии автоматизации ПИР. В числе этих задач — необходимость сделать процессы ПИР прозрачными и прогнозируемыми, сократить сроки их выполнения (одновременно повысив качество и удешевив), получить возможность оперативно управлять человеческими и финансовыми ресурсами, максимально упростить и автоматизировать передачу проектной документации в Главгосэкспертизу РФ (в перспективе — в электронном виде с ЭЦП).

Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка компании МТС, отмечает растущий спрос со стороны предприятий ТЭК на телематические сервисы, обусловленный, по его словам, необходимостью в экономии ресурсов. “Наиболее эффективной является автоматизация ресурсоемких процессов с помощью технологии Machine-to-Machine, — поясняет эксперт. — Эта технология позволяет интегрировать датчики практически в любой процесс (мониторинг работы сетей, сбор информации с датчиков тепла и воды) и контролировать его в автоматическом режиме по беспроводным каналам сотовой связи”. Сегодня рынок телематики в России демонстрирует уверенный рост, констатирует представитель МТС и приводит данные по рынку в целом (не только ТЭК, но и включая сферу ЖКХ, транспорт). По его данным, в России для оказания телематических сервисов используется порядка 2—2,5 млн. SIM-карт.

Точки роста

Чтобы не ограничиваться общими оценками рынка актуальных технологий и ИТ-решений и получить более детальную картину процесса информатизации отрасли, мы попросили экспертов рассказать о некоторых наиболее интересных с их точки зрения ИТ-проектах .

Елена Гуцева констатирует, что в силу масштабности и комплексного подхода все проекты в сфере ТЭК по-своему интересны и уникальны. “В конце 90-х и начале 2000-х наиболее интересными были проекты в Сургутнефтегазе, Лукойле, Роснефти, — напоминает эксперт. — Сейчас поражают масштабом и комплексностью проекты Газпрома, ТНК-ВР и Газпромнефти”. В области ЕСМ-решений она отметила проект по внедрению на платформе EMC Documentum автоматизированной системы управления документами в ООО “Газпром добыча Ямбург”. В ходе его реализации была выполнена интеграция системы с КИС предприятия на платформе SAP, объединены в единый корпоративный блок порядка двух тысяч территориально удаленных пользователей.

Константин Чермак выделил проекты своей компании, связанные с внедрением ECM-систем, автоматизацией документооборота и соответствующих бизнес-процессов. Так, в рамках проекта в компании “Русснефть” (200 пользователей, включая высшее руководство) была автоматизирована работа с исходящей и входящей корреспонденцией, управление организационно-распорядительным документооборотом, регистрация и согласование договоров и сопутствующих документов, организована синхронизация данных систем DIRECTUM и “1С:Предприятие” 8. При внедрении решения DIRECTUM в “ТНК-Нягани” (650 пользователей) переведены в электронный вид регистрация, хранение и рассылка входящей и исходящей корреспонденции, а также создание, согласование, визирование распорядительных документов (приказов, указаний и протоколов), ознакомление с ними и контроль их исполнения; автоматизирована работа со служебными записками, поручениями, внутренними нормативными документами, производственными контрактами и заявками.

Михаил Федоров в числе наиболее значимых внедрений компании “Прогноз” на предприятиях ТЭК назвал ряд проектов в “одном из крупнейших российских нефтегазовых холдингов”. В их рамках автоматизирован комплекс задач, связанных с формированием и контролем исполнения планов и бюджетов по производственной, финансово-экономической и инвестиционной работе, с расчетом плановой и фактической себестоимости по видам деятельности, с формированием корпоративной отчетности, управлением финансовыми заимствованиями и финансовыми рисками, аналитическим обеспечением руководства. Большинство разработанных систем, уточняет эксперт, введено в промышленную эксплуатацию.

Сергей Иревли рассказал о проекте в сфере мониторинга расхода энергоресурсов, в рамках которого МТС и Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) с 2009 г. создали успешно функционирующую единую автоматизированную систему контроля и учета передачи тепловой энергии и горячей воды. Для этого МОЭК установила 47 тыс. счетчиков потребления в муниципальных домах и объектах социальной сферы, около половины узлов учета оборудовано SIM-картами МТС, которые непрерывно передают данные на сервер Центральной системы учета энергоресурсов МОЭК. Другой проект реализован МТС в Кургане, где для безопасной передачи информации с подстанций ОАО “ЭнергоКурган” в диспетчерский пункт управления используются SIM-карты, с помощью которых с узлов учета электрической энергии в диспетчерский центр в режиме онлайн поступает информация об объемах потребления электроэнергии на подстанции. На автозаправочных комплексах Роснефти в Липецкой области внедрена система мониторинга топлива, позволяющая оперативно отслеживать уровень топливных запасов на заправочных станциях и своевременно направлять транспорт для их пополнения в случае необходимости. Реализация подобных проектов, поясняет эксперт, приводит к снижению издержек на логистику и хранение топлива на каждой заправочной станции, а также к увеличению оборота компании за счет отсутствия простоев в работе АЗС. На ряде предприятий ТЭК внедрены решения МТС для мониторинга автотранспорта, которые при помощи GPS-спутников и телематических устройств, передающих данные по сети МТС, могут определять точное местоположение выездных бригад, получать данные о скорости передвижения автомобилей, о расходе топлива и другие сведения. Этот функционал позволяет компаниям оптимизировать маршруты, сократить расход топлива и проводить своевременную проверку и ремонт транспорта.

Дмитрий Токарев в качестве показательного примера работы АСКОН с заказчиками нефтегазовой отрасли привел автоматизацию управления инженерными процессами в ОАО "Татнефть". Корпоративная система охватывает инженерные подразделения всех 9-ти нефтегазодобывающих управлений нефтяной компании и управления «Татнефтегазпереработка», проектную часть института «ТатНИПИнефть». Автоматизирована разработка проектно-сметной документации; распределенный электронный архив и управление проектными, строительными и эксплуатационными работами ведутся в системе ЛОЦМАН:PLM.

Аутсорсинг для технической поддержки

Аутсорсинг еще не превратился в массовое явление в российском бизнесе, но уже перестал быть и экзотикой. Постепенно приходит понимание, что передача некоторых функций “на сторону” не обязательно влечет удешевление сервисов, что главная задача аутсорсинга скорее в том, чтобы избавить бизнес от непрофильных функций и тем самым дать ему возможность максимально сосредоточиться на том направлении, где удается извлекать наибольшую прибыль. В топливно-энергетическом комплексе уже есть примеры масштабных проектов по использованию аутсорсинга: компания ТНК-BP в прошлом году передала на аутсорсинг службу полевых инженеров, но столь крупные проекты пока еще редкость. Мы попросили оценить экспертов, насколько востребован аутсорсинг в отрасли в целом.

Аутсорсинг “безусловно, востребован” предприятиями ТЭК, подтверждает Константин Чермак. “В отношении документооборота в настоящее время спросом пользуется в основном аутсорсинг в областях технических средств и хранения документов, — поясняет эксперт. — Главными задачами аутсорсера в этом случае являются соблюдение надлежащего уровня безопасности и качества хранимых документов, оперативность представления электронных документов организации”. Константин Чермак отмечает преимущества такого подхода: “Не нужно создавать или расширять штат администраторов, которые будут сопровождать хранилище, заботиться о безопасности, тратить временные и финансовые ресурсы на процедуры преобразования, хранения, представления электронных документов”. Однако здесь есть и отрицательная сторона, подчеркивает специалист: стоимость данных услуг и требования высокого уровня предоставляемой безопасности. Принимая решение об аутсорсинге, каждая компания должна определиться с его экономической целесообразностью.

Елена Гуцева уверена, что аутсорсинг должен быть востребован отраслью и в первую очередь — при технической поддержке бизнес-решений, что во многом связано с большой территориальной распределенностью предприятий ТЭК.

Прогнозы

Константин Чермак выделяет такие перспективные направления, как виртуализация, консолидация (перевод ИТ-решений на один сервер), разумная кастомизация систем (выделение типовых решений, которые можно автоматизировать стандартными средствами, и минимизация нетиповых, заказных разработок, что позволяет упростить сопровождение системы). Все более актуальным специалист считает и использование планшетов, которые “из “модной фишки” давно превратились в рабочий инструмент, в том числе в руках руководителей среднего звена и проектных менеджеров”. Причем пользователям планшетов уже не хватает только базовых функций — например, в отдельных случаях возникает необходимость в ЭЦП при работе на планшетах. Технической возможности для этого, по мнению эксперта, пока нет, а потребность уже назрела.

Михаил Федоров еще раз подтверждает смещение фокуса интересов заказчиков в сторону BI-решений. По его мнению, в ближайшей перспективе потребность в системах бизнес-аналитики будет только усиливаться, причем как в технологическом плане (в первую очередь в связи с серьезным развитием и распространением мобильных технологий), так и в контексте перехода к более глубокому интеллектуальному анализу данных с применением серьезного математического аппарата, к решению задач моделирования и прогнозирования.

Елена Гуцева согласна с коллегой из компании “Прогноз” — по ее оценке, в ближайшие годы “по-прежнему будут актуальными решения в области аналитики”, а также системы по управлению техническим обслуживанием и ремонтом, промышленные ЕСМ-решения от ведущих вендоров, а также проекты по интеграции ERP-систем и АСУТП.

О необходимости модернизации

Модель современной экономики является настолько зависимой от энергоносителей, что в случае даже временного их дефицита ей грозит глобальный крах. Так что одно очень известное изречение можно, казалось бы, смело перефразировать: “Кто владеет энергоносителями, тот владеет миром”. Однако экономическая история часто свидетельствует об обратном: владение большими запасами нефти и газа развращает национальную экономику, дестимулирует развитие остальных ее секторов — в силу значительно меньшей привлекательности с точки зрения прибыли и значительно больших затрат, финансовых, временных, интеллектуальных. В нашем ТЭКе ситуация в целом складывается еще более непросто: согласно данным, приведенным Дмитрием Токаревым, износ основных фондов по отрасли примерно оценивается на уровне 50%, а в нефтепереработке достигает 80%. “Старение производственных фондов — это не только низкая конкурентоспособность предприятия, но и рост аварийности и производственного травматизма. Помимо этого отрасль нефтепереработки характеризуется неэффективной территориальной структурой размещения мощностей. Поэтому активной модернизации мы ожидаем в первую очередь в нефтепереработке”,— констатирует эксперт.