Давние партнеры, корпорации Intel и Microsoft, сплотили свои силы с целью уменьшить к середине 2013-го рыночную долю iPad с текущих 70 до менее чем 50%. Обе компании тесно сотрудничают с производителями ПК первого эшелона, такими как HP, Dell, Lenovo, Acer, Asus и Toshiba, разрабатывающие новые планшеты на базе Windows 8/RT. Как сообщили ресурсу DigiTimes тайваньские контрактные производители, к концу этого года на рынок будет поставлено не менее 30 моделей планшетов, работающих под управлением Windows 8.
Напомним, что Microsoft подготовила две редакции своей ОС для планшетов. Версия Windows RT, ранее известная как Windows on ARM, предназначается для планшетных устройств, работающих исключительно на ARM-архитектуре. Данная редакция будет поставляться в предустановленном виде, а привлекательности ей добавит наличие настольных версий приложений Word, Excel, PowerPoint и OneNote, оптимизированных под сенсорный интерфейс (офисный пакет Office 15).
Вторая редакция, собственно Windows 8, будет работать на планшетах, укомплектованных x86/x64-процессорами Intel. Обе редакции обладают интерфейсом Metro с видоизмененным меню Start и поддерживают магазин приложений Windows Store, в котором пользователи смогут приобретать приложения через Интернет. По неподтвержденной информации, Windows 8 дебютирует на рынке к сентябрю этого года, в то время как Windows RT — в начале следующего.
Как сообщается, Lenovo и Acer планируют выпустить линейки планшетов на базе Windows 8, стоимость которых будет варьироваться в пределах от 300 до 1000 долл., причем модели начального уровня призваны конкурировать с Android-планшетами, а более дорогие составят конкуренцию iPad.
DigiTimes владеет сведениями, что особый интерес для Intel представляет второй по значимости в мире производитель ПК, компания Lenovo, имеющая значительный вес, в том числе как поставщик планшетных устройств для корпоративной и образовательной среды на крупнейшем в мире рынке Китая. Это обстоятельство может сыграть ключевую роль для Microsoft при выпуске Windows 8 на глобальный рынок.
Такой интерес Intel легко объясним, поскольку ее процессорная платформа на рынке планшетов представлена лишь ограниченным (1,5% мирового рынка) сегментом устройств на базе Windows 7/XP. Не менее символическое положение у Intel и на рынке смартфонов, но здесь ситуация вскоре может измениться, так как после череды неудач мобильная платформа компании под названием Intel Medfield наконец-то готова к выходу на массовый рынок.
В случае удачного выхода на эти рынки Intel сможет составить достойную конкуренцию безоговорочному лидеру смартфонно-планшетного рынка — компании ARM. Но не стоит забывать, что не так давно Intel фактически инициировала создание целого нового рынка — ультрабуков, с которым компания связывает свое финансовое благополучие и который, по замыслу её руководства, должен как минимум замедлить мировые продажи планшетов.
А что касается Microsoft, то эта корпорация, видимо, не пожелавшая ограничивать свою новую ОС поддержкой только Intel-архитектуры, чтобы снизить риски при выходе на рынок Windows 8, была вынуждена разработать и ARM-редакцию своей системы, что, по всей вероятности, позволит планшетам под ее управлением иметь время автономной работы, сопоставимое с iPad.
В любом случае Microsoft успешно уменьшила риски, будучи представлена своей ОС сразу на обеих процессорных платформах. С большой долей вероятности можно допустить, что процессорные решения под Windows 8 реализуют также AMD и VIA.
И хотя мнения экспертов по поводу принятия рынком новой ОС Microsoft разделились (особенно нерадостную картину для Microsoft нарисовали в IDC, утверждая, что Windows 8 рискует повторить судьбу Windows Vista), бессмысленно оспаривать тот факт, что у корпорации есть значительные шансы существенно сократить присутствие на рынке планшетов конкурирующих платформ — iOS и Android.
Но это возможно лишь при одном условии: планшеты с Windows 8 должны выйти на рынок не позже октября. Аналитик из Gartner Майкл Гартенберг отмечает, что Microsoft необходимо успеть к началу сезонных октябрьских праздничных распродаж в США, где, как известно, iPad в этот период становится очень желанной покупкой: “Если они не уложатся в сентябрьско-октябрьские сроки, то застрянут совсем, потеряв возможность продать что-либо в этом году. Самой худшей для Microsoft может оказаться ситуация, когда планшеты с Windows не появятся вовремя и новый iPad получит все шансы стать бестселлером сезона распродаж”.
Альянсу Microsoft — Intel предстоит разрешить еще одну серьезную дилемму, чтобы успешно закрепиться на планшетном рынке. Несмотря на тесное сотрудничество этих компаний, все тот же DigiTimes располагает информацией, полученной в виде утечки от тех же тайваньских производителей, о неоправданно высоких затратах Intel и Microsoft на разработку и производство своей продукции, что в дальнейшем чревато высокой стоимостью планшетов.
При этом ни та, ни другая компания не готова пойти на уступки поставщикам и снизить цены на процессоры (Intel) и ПО (Microsoft). Дело в том, что как Intel, так и Microsoft проявляют беспокойство по поводу того, что если они уменьшат стоимость своих компонентов для планшетов, то это же они вынуждены будут сделать и для ПК, которые оснащаются аналогичными компонентами, в результате чего компании понесут серьезные финансовые потери в традиционном для них бизнесе.
Нежелание Intel и Microsoft снижать цены на свою продукцию в конечном счете может вынудить производителей планшетов отдать предпочтение процессорам, работающим на ARM-архитектуре.
Не лишне напомнить и о том, как будет выглядеть рынок планшетов в обозримой перспективе. По прогнозам Gartner, в текущем году будет продано около 103 млн. планшетов, но уже к 2015-му это количество увеличится более чем втрое — до 326,3 млн.
Таким образом, рынок планшетов будет демонстрировать постоянный прогрессирующий рост как минимум до 2015 г., в то время как мировой рынок ПК еще не стагнирует, но уже замедляет свой рост, что делает его все менее привлекательным в качестве источника прибыли как для Microsoft, так и для Intel.
До выхода Windows 8/RT сложно выстроить какие-то прогнозы о ее принятии рынком, но уже ясно, что с появлением этой ОС ландшафт планшетного рынка изменится навсегда.