В прошедшем году навигационный рынок России продолжил расти опережающими темпами. Такой тренд во многом связан с развитием отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, которая укрепляет свои позиции как на территории РФ, так и на глобальном уровне. Мультисистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS фактически стало мировым индустриальным стандартом для оконечных навигационных устройств. Однако далеко не все ранее сделанные прогнозы относительно перспектив ГЛОНАСС оправдываются, так что впереди предстоит большая работа по “приземлению” космических технологий на необъятных просторах нашей страны и привлечению отечественного бизнеса в данный сектор экономики.
Об этом сообщалось на VI международном форуме по спутниковой навигации, проходившем в середине апреля в Москве. “Система ГЛОНАСС осуществляет глобальное непрерывное навигационно-временное обеспечение потребителей во всех точках планеты, — сказал руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. — Доступность навигационного поля ГЛОНАСС составляет 100% в глобальном масштабе”. Он напомнил, что 10 лет назад, когда начала действовать федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию ГЛОНАСС, доступность навигационного поля составляла 18%.
“В прошедшем году продолжился уверенный рост внутреннего навигационного рынка, — сообщил Александр Гурко, генеральный директор “Навигационно-информационных систем”. — Производство навигационных модулей ГЛОНАСС/GPS для автотранспорта выросло в 2,5 раза, до 270 тыс. шт. Соответственно возросли и темпы оснащения бортовыми терминалами ГЛОНАСС/GPS”. Драйверами роста здесь выступают крупные проекты внедрения ГЛОНАСС с участием государства, где счет идет на тысячи и десятки тысяч машин: система управления пассажирским транспортом Московской агломерации (из 22 тыс. единиц оснащено восемь тысяч), системы мониторинга транспорта “Почты России” (14 тыс. машин) и компании “Транснефть” (21 тыс.) и др.
Впереди такие масштабные проекты, как “ЭРА-ГЛОНАСС”, призванный охватить все российские дороги и весь автотранспорт (более 40 млн. машин). Это также проекты, связанные с созданием систем платности на основе спутниковой навигации на федеральных и региональных трассах, на первом этапе — для большегрузного транспорта (1,5 млн. машин). Это внедрение цифровых тахографов, создание систем управления наземным пассажирским транспортом, силами и средствами экстренных оперативных служб, автопарками крупнейших российских компаний. Без этих проектов российский навигационный рынок не обеспечит такого уровня ресурсной поддержки отечественным компаниям, который достаточен для противостояния глобальным конкурентам.
Однако даже на этой проторенной дороге успехи пока не особенно велики. Так, по данным руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзора) Александра Касьянова, в настоящий момент в России из 850 тыс. автобусов датчиками ГЛОНАСС пока оснащены лишь 100 тыс. Из 350 тыс. транспортных средств, перевозящих опасные грузы, лишь 10 тыс. сейчас оснащены такими датчиками.
Административный ресурс потребуется и в дальнейшем. Правительство России, заявил, выступая на форуме, вице-премьер Владислав Сурков, будет настаивать на том, чтобы иностранные компании, работающие в нашей стране, использовали оборудование системы ГЛОНАСС. Прежде всего, добавил он, это коснется автомобильной промышленности, а в перспективе — систем связи и других сфер, где может использоваться оборудование ГЛОНАСС.
“Я не думаю, что это будет хотя бы каким-то обременением или какой-то запретительной мерой, — пояснил вице-премьер. — Тут нет ничего общего с протекционизмом, поскольку система сама по себе глобальная и эти изделия можно будет использовать не только в России, но и во всем мире”. Вопрос выхода на международные рынки, вообще говоря, тоже не лишний. Уже многим экспертам ясно, что масштабов внутреннего рынка РФ все же недостаточно — необходимо в кратчайшие сроки перейти к глобальной экспансии продуктов и услуг на основе ГЛОНАСС силами российских компаний, в первую очередь в формате крупных навигационно-информационных систем, разработанных и прошедших апробацию в нашей стране. Очевидно, что здесь также целесообразны поддержка государства, объединение ресурсов и усилий всех участников рынка.
По оценкам аналитиков, в 2011 г. объем мирового рынка спутниковой навигации (оборудование и услуги) составил 90 млрд. долл. В 2012 г. ожидается его двукратный рост. При этом размер российского рынка все еще очень скромен — менее 1% мирового (объем навигационного рынка РФ в 2010 г. составил 7,5 млрд. руб., а в 2011-м около 12 млрд. руб.). Если сопоставить масштабы данного рынка с инвестициями в развитие системы ГЛОНАСС (по первой ФЦП, закончившейся в 2011 г., они составили 116,9 млрд. руб.), то можно сказать, что КПД у этой программы оказался ниже, чем у паровоза.
Предполагается, что ситуация должна измениться на следующем этапе: по новой ФЦП на 2012—2020 гг. капиталовложения на развитие ГЛОНАСС составят уже 347 млрд. руб. Ожидается, что отечественный навигационный рынок в этих условиях к 2015 г. превысит 100 млрд. руб., а объем российских поставок навигационного оборудования для автотранспорта достигнет 35 млрд. руб.
Вообще, выделение 300 млрд. руб. бюджетных средств на очередной этап программы не может не вызывать вопросов. Это очень расточительный ведомственный проект — удельная нагрузка составит более 2000 руб. в пересчете на одного человека и свыше 7000 руб. на семью. И далеко не каждый соотечественник обрадуется такой перспективе. Наверняка, найдутся “несознательные” граждане, которые скажут: “В нашей деревне Ивановке нет ни дороги, ни водопровода, ни газа, ни школы, ни здравпункта. И зачем нам нужен этот ГЛОНАСС? Лучше бы дорогу к нам починили!”
Может быть, есть смысл не просто вбухивать госресурсы без счета в одну из космических программ, а провести серьезную работу по привлечению бизнеса в эту сферу, по созданию льготных условий для отечественных предприятий, для частных инвестиций, для разделения ответственности и рисков между разными секторами экономики. Понятно, что это работа нудная, кропотливая и не очень эффектная. Но она необходима для страны, ведь нельзя допустить, чтобы более четверти века ГЛОНАСС оставался только рынком по госзаказу.
Сейчас, когда основная инфраструктура системы ГЛОНАСС уже создана, должно снижаться участие государства в данном проекте, а финансовая нагрузка на бизнес соответственно возрастать. Пока, к сожалению, этого не происходит, и новая ФЦП по-прежнему построена на доминировании государственного финансирования, а российский бизнес совсем не рвется инвестировать даже в инновационные сектора экономики.