Siemens PLM Software, подразделение корпорации Siemens, завершило интеграцию с материнской компанией и провело внутреннюю реорганизацию. О стратегии развития с точки зрения продуктов, отраслей и бизнеса шла речь на российском форуме Siemens PLM Connection
Россия — самый быстрорастущий регион
В соответствие с политикой материнской компании Siemens PLM не сообщает финансовые показатели, но, по словам Чака Гринстаффа, главного исполнительного директора Siemens PLM Software, оборот стабильно растет и рост составляет двузначные цифры в процентах. В результате в 2011-м удалось превысить докризисные показатели. “Этому способствует регион БРИК, — сказал он. — В Европе тоже наблюдается подъем, но более умеренный”.
Г-н Гринстафф отметил, что страны БРИК становятся все более конкурентоспособными на мировом рынке, это привлекает к ним западные компании, которые строят новые фабрики и заинтересованы в повышении эффективности работы. При этом развивающиеся регионы могут реализовать новейшие процессы и самые последние разработки, обеспечив повышение производительности труда. Так, корпорация Siemens в 2011 г обнародовала программу по инвестированию свыше 1 млрд. евро в реальное производство в России, направленную на создание более десяти новых заводов. Видимо, это будет способствовать продвижению у нас продуктов Siemens PLM.
Но в каждой стране есть свои национальные особенности. Siemens PLM принимает это во внимание и предлагает продукты с учетом местных потребностей. “Мы продолжаем инвестировать в перспективные регионы, делая фокус на локализацию продуктов, включая национальный язык, местные нормативы и методы ведения бизнеса”, — объяснил Чак Гринстафф.
Что касается России, то он высоко оценил результаты Siemens PLM, полученные в нашей стране: “Здесь у нас самый интенсивный рост по сервисному обслуживанию и продажам лицензий, который выражается в трехзначной цифре в процентах. Чтобы сохранить такой темп, в прошлом году штат московского офиса был увеличен на 52% и было принято решение об активизации усилий по локализации продуктов — в частности, о поддержке российских нормативов и стандартов черчения”.
Более того, Siemens PLM собирается развернуть у нас работы по НИОКР и сейчас решает, что здесь лучше разрабатывать. “Мы планируем использовать опыт ваших инженеров и ученых”, — сказал Чак Гринстафф.
Видимо, эта деятельность будет реализована в рамках проекта “Сколково”, в котором активно участвует и корпорация Siemens. “Мы стали первым международным резидентом “Сколково” и уже получили грант на научно-исследовательские программы”, — сказал Дитрих Меллер, президент Siemens в России и Центральной Азии.
Как сообщил Виктор Беспалов, генеральный менеджер Siemens PLM Software в России и СНГ, бизнес в нашей стране развивается по трем направлениям. Первое — это оптимизация процессов проектирования, производства и сопровождения изделий с помощью САПР NX и системы управления инженерными данными и коллективной работой Teamcentre.
Второе — повышение индивидуальной производительности труда с применением САПР среднего уровня Solid Edge и пакета Velocity, предназначенных для небольших компаний. “Эти продукты мы продвигаем на рынок СМБ. Мы считаем их важными и будем вкладывать средства в локализацию, поддержку российских стандартов подготовки документации в соответствие с ЕСКД”, — сказал Виктор Беспалов. Для этого в российском офисе создана специальная группа по локализации для того, чтобы сразу выпускать русифицированные продукты. Такой подход дает отдачу. По словам г-на Беспалова, рост дохода по направлению Velocity существенно опережает прошлогодние показатели.
И третье направление — улучшение подготовки специалистов в вузах. “При этом речь идет не только об обучении нашим технологиям, но и о привитии молодежи нового мышления в области проектирования, — объяснил он. — Мы активизируем работу с вузами. Предлагаем им бесплатную версию Solid Edge. Наши продукты используют уже более 2500 студентов из 40 университетов”.
Виктор Беспалов не отрицает, что интеграция Siemens PLM Software с Siemens помогает продвигать продукты: “У нас нет перекрестных продаж, так как мы ничего не покупаем у Siemens, но при этом мы активно предлагаем свои продукты и услуги как самóй этой компании, так и ее совместным предприятиям в России. В первую очередь наши решения становятся стандартом де-факто во всех подразделениях корпорации. Мы также поставляем свои решения и услуги совместным предприятиям, которые Siemens имеет на территории России, такие, например, как “Уральские локомотивы”.
В качестве наиболее крупные заказчиков он также упомянул компанию “Авиадвигатели” (1400 пользователей), “Объединенную авиастроительную корпорацию” (3000 пользователей) и КамАЗ (1400 пользователей).
“Сейчас наблюдается тенденция перехода заказчиков от простой покупки ПО к внедрению комплексных решений, поэтому мы расширили в российском офисе группу консалтинга и будем продолжать ее увеличивать, — сказал Виктор Беспалов. — Кроме того, укрепляем партнерскую сеть, потому что рынок развивается быстро и мы ничего не можем сделать без партнеров”.
По его словам, на сегодняшний день в России более 40 партнеров, причем в последнее время изменилась структура их состава. Выделилось несколько явных лидеров, которые по результатам своей деятельности идут с большим отрывом от остальных. В то же время появляется так называемый “средний класс”. Это — компании, имеющие узкую специализацию в области PLM. “Мы полагаем, что такая сегментация будет продолжаться, так как заинтересованы не столько в наращивании количества партнеров, сколько в усилении имеющихся. Но, конечно, мы будем работать в обоих направлениях — число партнеров будет расти вместе с развитием продукта Solid Edge”, — подчеркнул Виктор Беспалов.
Он также отметил, что в связи с расширением консалтингового подразделения в московском офисе взаимодействие с партнерами не изменилось, потому что Siemens PLM старается гармонично развивать и прямой, и непрямой канал продаж, а также привлекать партнеров в проекты, реализуемые консалтинговым подразделением.
Расширение охвата
В последнее время подъем мирового рынка PLM возобновился, но темп стал несколько ниже, а конкуренция выше, чем раньше. В таких условиях игрокам рынка приходится искать направления для роста. Одним из способов подстегнуть бизнес является выход в новые отрасли, где традиционно не применяли PLM-системы.
Но Siemens не следует таким путем, хотя полностью его и не отвергает. “Мы считаем, что прежде всего надо обеспечить потребности наших базовых отраслей: автомобильной, авиакосмической, оборонной, судостроительной, машиностроительной, а также области электроники и полупроводников. Но мы также планируем постепенно расширять присутствие в смежных отраслях, например, уже делаем кое-какие разработки для производства медицинского оборудования и фасованных потребительских товаров, — объяснил Чак Гринстафф. — Наша основная стратегия бизнеса направлена на то, чтобы добавлять полезные возможности для базовых отраслей и шаг за шагом распространять продукты в смежные области до тех пор, пока они не войдут в число базовых, как это произошло с судостроением”.
Для реализации этой стратегии была проведена структурная реорганизация Siemens PLM, завершившаяся прошлой осенью. “В результате мы создали мощную команду, которая занимается потребностями каждой нашей рыночной вертикали и старается адаптировать наши продукты под отраслевые нужды, — объяснил Чак Гринстафф. — Возьмем, к примеру, авиацию. Сейчас для изготовления фюзеляжей самолетов все шире применяются композитные материалы. Чтобы добавить в свой портфель соответствующие инструменты мы недавно купили компанию Vistagy”.
Он считает, что расширять клиентскую базу можно также за счет привлечения новых пользователей, традиционно не применявших PLM-системы: “Если раньше наши продукты использовали конструкторы, то теперь с ними работают и другие специалисты — инженеры-производственники, маркетологи, технологи и т. д.”.
Но глава Siemens PLM не отрицает, что новичкам бывает непросто разобраться с PLM-системами: “Наши продукты очень сложные, поэтому наиболее перспективное направление расширения — сделать их проще в использовании, предоставить удобные средства навигации, поиска информации и т. д.”.
Нельзя забывать и о доступности PLM. Ведь, как известно, такие системы стоят недешево. Сейчас самым многообещающим способом снижения расходов на ПО считаются облачные технологии. Siemens PLM действует в этом направлении и недавно запустила систему Teamcenter в облаке IBM PureSystems, а сейчас заканчивает аттестацию для облачной структуры Microsoft Azure. “Мы готовы взаимодействовать с любой компанией, которая предоставляет сервис “инфраструктура как услуга”, — сказал Чак Гринстафф.
PLM и поддержка принятия решений
В последнее время ИТ-проблемой номер один стали так называемые “большие данные”. Объем информации растет по экспоненте, и к тому же доля неструктурированных данных стремительно увеличивается. Как извлечь пользу из этих огромных запасов? Для решения этой проблемы Siemens PLM пару лет назад предложила концепцию High Definition PLM (HD-PLM), которая направлена на улучшение информационной поддержки, повышение эффективности и достоверности процесса принятия решений на всех этапах жизненного цикла изделия.
На московской конференции был представлен первый продукт, предназначенный для реализации этой концепции. Active Workspace — это быстродействующий поисковая система, которая может работать с любыми источниками и “понимает” взаимосвязи между данными. Например, если проектировщик захочет изменить одну деталь, то Active Workspace сообщит все последствия этого шага для модели в целом. Для ускорения поиска применяются индексация, кэширование и встроенные средства фильтрации. Предусмотрены визуализация 3D-данных, совмещенная с выводом соответствующей информации об изделии, а также поддержка совместной работы, что помогает находить нужных специалистов и привлекать их к принятию решений. Active Workspace является дополнением к системе Teamcenter, но поставляется отдельно.
На конференции также состоялась первое публичное представление новой версии Teamcenter 9, в которой реализуются основные идеи концепции HD-PLM. Дэвид Митчелл, вице-президент по развитию продуктов Siemens PLM Software, выделил ряд наиболее значительных усовершенствований системы.
Во-первых, системное проектирование полностью интегрировано с управлением требованиями. Кроме того, в Teamcenter теперь встроен клиент Microsoft Office (этот продукт чаще всего используется для составления требований), средство создания схем и диаграмм Microsoft Visio, а также предусмотрена интеграция с системами имитационного моделирования MathLab и Simulink компании MathWorks. В результате данные моделирования поставляются синхронно с данными проектирования.
Во-вторых, обновился модуль управления контентом. По словам Дэвида Митчелла, при создании изделий нередко возникает проблема задержки выпуска документации и необходимости вносить в нее много изменений, что повышает затраты. Это было связано с тем, что раньше инструкции и руководства можно было создавать только после окончания проектирования. В Teamcenter 9 разработка документации выполняется параллельно с конструированием, и в ней немедленно отражаются все изменения проекта. Кроме того, предусмотрена интеграция с программой Rapid Author компании Cortona3D для добавления иллюстраций.
Расширились средства управления техническим обслуживанием. Раньше задачи планирования и выполнения работ решались вне PLM-среды. В Teamcenter 9 появилось встроенное решение для календарного планирования и контроля выполнения операций техобслуживания. Помимо этого у обслуживающего персонала теперь есть возможность обратной связи с разработчиками изделия, что позволяет им передавать рекомендации по повышению надежности и улучшению характеристик конструкции.
По словам Дэвида Митчелла, участники бета-тестирования Teamcenter 9 отметили повышение скорости выполнения стандартных операций проектирования.