Для поставщиков инфраструктурных решений направление систем хранения данных (СХД) является одним из ключевых. И связано это не только с постоянно растущими потребностями заказчиков в дополнительных емкостях хранения, но и растущим интересом к новым технологиям хранения и обработки информации, появление которых обусловлено происходящим в настоящее время переходом индустрии к ИКТ-платформе третьего поколения. Компания HP, по данным ведущих аналитических агентств, сегодня занимает третью позицию в списке лидеров на рынке СХД, и хотя прошлый год для нее оказался не слишком удачным, предпринятые ею шаги по преобразованию данного направления бизнеса были высоко оценены аналитиками из Gartner. О переменах в СХД-бизнесе HP 1-й заместитель главного редактора Игорь Лапинский беседует с вице-президентом подразделения HP Storage в регионе EMEA Крисом Джонсоном.
PC Week: Объем хранимых данных постоянно растет, а вместе с ним повышается и спрос на СХД. Тем не менее по результатам I финансового квартала 2012 г. HP зафиксировала снижение объема продаж в данном сегменте на 6%. С чем это связано?
Крис Джонсон: Как вы, наверное, знаете, HP прошла период серьезных изменений. Сделан ряд приобретений, включая компанию EDS (теперь HP Enterprise Services), 3Com (теперь HP Networking Business), Palm, Autonomy, а также ряд фирм, специализировавшихся в области систем хранения, — 3Par, IBRIX, LeftHand. И все это в последние два-три года, в течение которых HP формировала свою новую продуктовую линейку и реорганизовывала свою структуру, что не могло не отразиться на финансовых результатах. Сейчас HP возвращается к своей прежней стратегии, согласно которой инфраструктурные решения составляют основу ее бизнеса, а другие сферы деятельности, связанные с продажей ПК, услуг, программного обеспечения, аналитических систем, ориентированы на поддержку этого ключевого направления.
Но я хотел бы отметить, что снижение продаж HP в области СХД не имеет отношения к региону EMEA. Здесь наш бизнес продолжал расти.
PC Week: А как сложилась для вас ситуация на российском рынке?
К. Дж.: В России дела шли даже лучше, чем где-либо еще, — здесь рост продаж измерялся двузначными цифрами. Я думаю, этому способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в стране, а также то, что у нас появились очень сильные предложения для рынка, обеспечившие нам хорошую конкурентоспособность.
PC Week: Теперь, когда период изменений в основном завершен, на что вы намерены сделать акцент для обеспечения роста бизнеса?
К. Дж.: В EMEA мы выделяем два важнейших направления, на которых фокусируем усилия. Первое — это крупнейшие заказчики и ориентированные на них решения класса high-end. Традиционно главной конкурентной областью для нас являются крупнейшие банки, телекоммуникационные компании, производственные структуры, ритейловые сети. Интересно, что в 2011 г. при сравнительно незначительном общем расширении рынка СХД в EMEA мы отметили существенный рост сегмента систем high-end. Это необычная динамика, но она открывает для нас хорошие перспективы, поскольку сейчас мы располагаем инновационными технологиями для данного сегмента. При текущем состоянии экономики, в условиях, когда заказчики как никогда заинтересованы в снижении затрат и повышении эффективности бизнеса, наши новые технологии, в частности системы хранения 3Par, хорошо отвечают их запросам. Именно на это направление мы сейчас выделяем больше ресурсов.
Второе направление связано с развитием партнерского канала и продвижением наших решений 3Par и StoreOnce, а также P400 LeftHand в сегмент среднего и малого бизнеса, где аналитики, в частности компания IDC, прогнозируют особенно большой рост. У нас очень сильная база VAR, исторически сложившаяся за годы присутствия HP на рынках СХД, серверов и ПК (в EMEA мы имеем практически вдвое больше партнеров-реселлеров, чем у других компаний), и совсем недавно на нашей глобальной партнерской конференции мы объявили о запуске партнерской программы НР ServiceOne. Должен сказать, что она отражает значительное изменение в нашей партнерской политике, поскольку позволяет кардинально улучшить привлекательность проектного долгосрочного бизнеса с НР и повысить удовлетворенность заказчика как от “полного решения из одних рук” так и от того, что решение будет поддерживать вместе с НР тот, кто его проектировал и внедрял. Кроме того, мы выделяем группу специалистов по СХД для работы с ведущими канальными партнерами. В EMEA речь идет о двухстах наиболее крупных партнерах, которым наши специалисты будут помогать в продаже решений.
PC Week: HP всегда стремится к лидерству в тех сегментах, где она присутствует. Но сегодня на рынке СХД лидируют EMC и IBM. В чем, по-вашему, вы им пока уступаете?
К. Дж.: Сегодня ни в чем. Если вы отдельно рассмотрите продукты EMC, IBM, HDS, то все эти системы (как и традиционные СХД HP) были спроектированы двадцать лет назад. В те времена все ориентировалось на критически важные для бизнеса системы, базы данных Oracle, мэйнфреймы IBM, предполагавшие хорошо предсказуемую нагрузку, что и определило подход к созданию СХД. Но с приходом VMware мир изменился. Технологии виртуализации серьезным образом изменили ландшафт ИТ, обеспечив более широкие возможности для снижения расходов, более эффективное использование мощностей серверов, а также способность почти мгновенно создавать новые виртуальные машины. В результате нагрузка стала слабо предсказуемой, что послужило источником стрессовых ситуаций для ИТ-сетей и систем хранения. Старые архитектуры не подходят для виртуализации.
Дэйв Донателли, возглавляющий в НР подразделение серверов, СХД и сетевых решений и команда ведущих архитекторов систем хранения провели анализ рынка и выделили архитектуру массивов, разработанную компанией 3Par, как наиболее соответствующую всем современным требованиям виртуализации. Кроме приобретения компании 3Par, HP самостоятельно разработала технологию так называемого федеративного дедуплицирования данных StoreOnce, которая так же как и 3Par предназначена для использования в масштабируемом виртуализированном окружении. Таким образом, в настоящее время HP обладает лучшей технологией хранения данных, а стратегия развития систем хранения HP учитывает все современные и будущие требования ИТ. Этим наша компания выделяется на рынке производителей систем хранения, что было положительно оценено аналитиками компании Gartner в опубликованном в январе 2012 года магическом квадранте для рынка СХД. В текущей версии этого исследования компания HP является лидером рынке в категории “визионер”.
PC Week: Но у EMC есть, например, системы Data Domain, которые компания активно продвигает. Вы считаете эти решения недостаточно инновационными?
К. Дж.: Согласен, приобретение Data Domain было хорошим приобретением для компании EMC. И я думаю, что эти системы могут быть достойной альтернативой решениям HP. Но наша платформа федеративной дедупликации и резервного копирования StoreOnce лучше масштабируется, быстрее выполняет резервное копирование данных, а главное — существенно быстрее, в 3 раза, восстанавливает данные. К тому же она более привлекательна по цене. В силу своих архитектурных особенностей дисковые системы с технологией StoreOnce позволяют создавать распределенные комплексы резервного копирования для организаций и предприятий со множеством филиалов, с возможностями дедупликации в любой точке и передачи уже дедуплицированных данных между площадками.
PC Week: С момента приобретения 3Par прошло чуть более года. Достаточный ли это срок, чтобы полноценно интегрировать новые решения в линейку продуктов HP?
К. Дж.: Сейчас системы 3Par становятся нашим основным предложением для заказчиков, заинтересованных в конвергированных СХД. Каждый квартал мы фиксируем рост продаж этих систем по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на уровне 350%. Более того, если в рамках независимой компании они продавались под индивидуальные проекты для поддержки отдельных приложений, то теперь, когда 3Par стала частью бренда HP и мы продолжили развитие этой технологии, выпустив в августе прошлого года новую high-end-платформу V-class (P10000), произошел поворот в сторону заказчиков, которые заинтересованы в полной трансформации хранения данных в своих дата-центров на базе оборудования 3Par. Сейчас у нас в работе есть проекты (надеюсь, скоро мы сможем о них рассказать), в которых 3Par стала ключевой технологией.
Но в области ИТ ситуация быстро меняется, и поэтому мы хотим как можно скорее сформировать интегрированные предложения для заказчиков. Сейчас наши инженеры активно работают над тем, как объединить IBRIX, 3Par, StoreOnce, LeftHand и некоторые традиционные технологии. В частности, системы EVA имеют развитый и удобный интерфейс управления, который хорошо себя зарекомендовал и нравится нашим заказчикам. Объединение лучшего из того, что сейчас есть у HP, в интегрированном управляющем программном слое — это то, во что HP сейчас инвестирует.
PC Week: Вы часто встречаетесь с заказчиками, в том числе, наверное, и в России. По вашим наблюдениям, какие проблемы в сфере хранения данных для них сейчас наиболее актуальны?
К. Дж.: Прежде всего они связаны с виртуализацией систем хранения. Многие заказчики очень хорошо реализовали виртуализацию на уровне серверов и приложений и получили реальный финансовый эффект. На очереди — виртуализация СХД и сетевого оборудования, что позволит завершить виртуализацию всей ИТ-инфраструктуры. Управление издержками — ключевой момент для заказчиков. И мы видим, что компании предпринимают значительные усилия, чтобы остаться в рамках существующих дата-центров. Это особенно актуально в странах Западной Европы, где строительство нового дата-центра обходится очень дорого. В частности, поэтому многие заказчики переходят к облачной модели использования ИТ.
PC Week: Первый шаг на пути к облаку — консолидация ИТ-ресурсов предприятия. Но сегодня они имеют СХД разного класса и разных производителей. Можно ли эффективно консолидировать ресурсы хранения в таком случае?
К. Дж.: Системы, которыми сегодня располагают многие заказчики, реализованы в старой архитектуре и соответственно не оптимизированы для виртуализированных сред, на основе которых строятся облака. В принципе заказчики могут начинать строить такие среды и на старом оборудовании, хотя с точки зрения эффективности и затрат это будет не оптимальный вариант.
PC Week: То есть для перехода к облачной ИТ-инфраструктуре вы рекомендуете своим заказчикам заменять старые СХД новыми, оптимизированными для виртуализации?
К. Дж.: На самом деле мы говорим об эволюции в сфере ИТ. Конечно, рано или поздно заказчику приходится проходить этап серьезных изменений в своей ИТ-инфраструктуре. Но это всегда процесс. Например, банк может сохранить свои традиционные ключевые системы в рамках традиционной инфраструктуры, а новые приложения переводить в облачную или даже в публичные облака, таким образом, смешивая традиционный и виртуализированный подходы.
PC Week: Совсем недавно я беседовал с вице-президентом IDC. Он высказал мысль, что для лидеров ИТ-рынка вроде IBM, HP, Microsoft и др. теперь многое будет зависеть от того, насколько успешно они смогут выстроить отношения с сервис-провайдерами, которые представляют собой иной тип заказчика, нежели обычные корпоративные клиенты. Что вы думаете по этому поводу?
К. Дж.: Могу сказать, что уже на раннем этапе появления архитектуры 3Par наиболее успешно она продавалась именно сервис-провайдерам. Они первые заинтересованы в инновационном преобразовании своей ИТ-среды, поскольку предлагают свои услуги внешним заказчикам и сталкиваются с ситуацией, когда рабочая нагрузка непредсказуема. Поэтому у нас уже сейчас очень сильные позиции в сегменте сервис-провайдеров.
PC Week: А как развиваются отношения с сервис-провайдерами в России?
К. Дж.: В России мы работаем с хорошо известными на рынке системными интеграторами, которые строят свои ЦОДы для публичных облаков. Мы предоставляем им оборудование и консультируем по поводу того, как можно наиболее эффективно использовать его в облачной инфраструктуре. Работа идет полным ходом, рынок есть. И заказчики уже более спокойно относятся к возможности разместить часть своих приложений во внешней облачной инфраструктуре и оттуда получать сервисы по заранее оговоренным соглашениям. Некоторые уже пользуются такими услугами для приложений категории business operational. То есть заказчики пробуют, а системные интеграторы активно внедряют. Но, конечно, им для этого требуется время, потому что нужно прорабатывать вопросы безопасности, отказоустойчивости.
PC Week: Вы верите в то, что уже вскоре корпоративным заказчикам будут предложены полноценные облачные сервисы хранения и они смогут пересмотреть свою политику закупок СХД?
К. Дж.: В своей карьере я однажды уже проходил нечто подобное. Это было в эпоху доткомов, когда я работал с рядом европейских телекоммуникационных компаний над тем, чтобы построить инфраструктуру дата-центров и на их основе предложить рынку сервисы хранения данных. Тогда всё это провалилось. Сейчас же на рынке появились сервис-провайдеры с очень разумной бизнес-моделью. Но я думаю, что их сервисы будут больше ориентированы на приложения, а не исключительно на хранение данных. Бизнес с большей вероятностью станет потреблять сервисы хранения в паре с приложениями, нежели хранение как отдельный самостоятельный сервис. Посмотрим, как быстро рынок воспримет все это, и, конечно, многое тут будет зависеть от способности сервис-провайдеров продавать свои предложения.
PC Week: Спасибо за беседу.