Центральным местом дискуссий в ходе состоявшегося в середине апреля 8-го форума MedSoft-2012 стал круглый стол “Информатизация московского здравоохранения: вопросы и ответы”. Традиционно на этой конференции-выставке по медицинским ИТ, организатором которой выступает Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), обсуждаются наиболее актуальные вопросы, волнующие российское медицинское сообщество: формирование единого информационного пространства в сфере разработки и применения медицинских ИТ, стандартизация и интеграция медицинских информационных систем (МИС) и др.
Основанием для разгоревшихся споров послужило выступление советника руководителя Департамента информационных технологий (ДИТ) г. Москвы Владимира Макарова, в котором он подвел итоги завершения первого этапа внедрения единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС).
Напомним, что данная система представляет собой централизованное решение, доступное на рабочих местах авторизованных медицинских работников по принципу облачного сервиса. Ожидается, что облачная архитектура поможет поликлиникам избавиться от необходимости размещать и эксплуатировать сложное телекоммуникационное оборудование на местах.
Старт проекту ЕМИАС был дан в середине декабря 2011 г. с реализации сервисов электронной регистратуры через московский портал государственных услуг, электронные терминалы, установленные в холлах поликлиник, через единый городской call-центр и специальное приложение, адаптированное для основных мобильных платформ. Именно тогда ДИТ начал развозить по столичным поликлиникам оборудование для самостоятельной записи пациентов к врачу.
В соответствии с планами внедрения система автоматизированного управления потоками пациентов должна быть развернута к концу 2012 г. во всех 547 московских поликлиниках, ею будет охвачено 54 тыс. врачей и 22 тыс. медицинских кабинетов.
Как считают в ДИТ, данное решение позволит контролировать загруженность различных медучреждений и отдельных специалистов и в случае необходимости направлять пациента в другую поликлинику, а персонифицированный учет объема и качества оказанной помощи поможет московскому департаменту здравоохранения более оперативно реагировать на потребности столичной медицины.
Рассказывая о полученных к настоящему времени результатах, Владимир Макаров отметил, что готовность функционала первого общегородского сервиса — системы управления потоками пациентов — составляет сегодня 91% (реализовано 10 907 задач из 12 044). 152 поликлиники находятся в активной фазе внедрения данного решения, подключено 2127 единиц оборудования. Кроме того, развернуты единая служба технической поддержки и call-центр на 35 рабочих мест, обучено 1347 регистраторов, подготовлено и авторизовано 3000 смарт-карт медицинских работников.
По состоянию на 16 апреля электронная регистратура была внедрена в 127 ЛПУ, с ее помощью было обслужено 284 980 уникальных пациентов, а количество записей к врачу, сделанных через систему, достигло 652 594. В call-центр было принято 6430 звонков, причем время ожидания ответа от специалиста составляло всего одну секунду.
Таким образом, по словам г-на Макарова, можно ожидать, что полноценное внедрение электронной регистратуры во всех поликлиниках города может состояться уже к июню 2012-го, т. е. на полгода раньше намеченного срока, что является несомненным свидетельством успешности данного этапа. В дальнейшем ДИТ предполагает подключить к ЕМИАС ведомственные, федеральные и коммерческие медучреждения, а также организации РАН и РАМН, расположенные в Москве. А до конца текущего года намечено запустить еще три сервиса ЕМИАС, в частности систему персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, систему интегрированной медицинской информации и систему управления медицинскими регистрами, тем самым будет обеспечено единство информационного пространства.
Здесь надо отметить, что далеко не все участники круглого стола разделяли оптимизм г-на Макарова в отношении полученных результатов. Так, по словам одного из присутствовавших, исчезновение в поликлиниках очередей на запись к специалистам, о чем многократно рассказывалось в СМИ, на деле говорит лишь о том, что теперь эти очереди переместились в онлайн, в то время как никакого качественного улучшения обслуживания пациентов не произошло. Более того, тот факт, что на создание одной только электронной регистратуры было потрачено около пяти лет, отнюдь не свидетельствует об успешности реализации программы модернизации здравоохранения.
Большую обеспокоенность представителей медицинского сообщества вызвала также неопределенность будущего МИС, уже используемых в медицинских учреждениях. Согласно планам московского Департамента здравоохранения, в перспективе на смену им должно придти одно типовое решение, однако в Москве есть такие поликлиники (на сегодняшний день их насчитывается восемь), в которых успешно функционируют информационные системы, чей функционал превосходит возможности ЕМИАС. И вот именно их участь, по мнению участников круглого стола, до сих пор представляется туманной.
С точки зрения большинства собравшихся, ДИТ Москвы следует проявлять индивидуальный подход к решению вопроса о внедрении типового ПО. О том, как это делается за рубежом, рассказал президент АРМИТ Михаил Эльянов, выступавший в качестве модератора дискуссии. Например, в Швеции приблизительно в половине муниципальных медицинских учреждений имеются унаследованные системы, поэтому на правительственном уровне было принято решение о предоставлении этим организациям права самостоятельно выбирать тот программный продукт, с которым они предпочитают работать. При этом были четко сформулированы требования к медицинскому ПО. В результате те медучреждения, где либо вообще нет МИС, либо она их не устраивает, перешли на использование типовых программных решений, предлагаемых государством. Остальным же были выделены средства на адаптацию используемых у них программных продуктов.
В России же в отличие от “цивилизованного” мира воплощается принцип “бульдозерной выставки”, считает г-н Эльянов: “Непонятно, кто конкретно принимал решение о внедрении единой электронной медицинской карты. У нас до сих пор нет даже внятных требований к МИС, на основании которых можно было бы понять, что предлагаемая типовая система лучше уже использующегося ПО”.
Отвечая на высказанные замечания, Владимир Макаров отметил, что на нынешнем этапе все упомянутые восемь медучреждений не будут включены в проект внедрения ЕМИАС, но в будущем, вероятно, им придется поддерживать свои локальные информационные системы за счет внебюджетных средств. “Мы не можем себе позволить содержать за счет бюджета города Москвы тысячу решений, формируя целый рынок медицинского ПО. Мы считаем, что централизация электронных регистратур в поликлиниках — это тот путь, по которому следует идти”, — подчеркнул он.
При этом г-н Макаров обратил внимание на то, что правительство Москвы уже и так выделяет большие средства на обеспечение и эксплуатацию МИС в медучреждениях. В частности, в прошлом году на эти цели было израсходовано около 940 млн. руб. А вот московские стационары могут стать колоссальной “поляной” для разработчиков медицинского ПО, поскольку там, как и прежде, будут эксплуатироваться локальные МИС.