Государство — движущая сила развития систем электронного документооборота в течение последних нескольких лет. Сегодня оно является крупнейшим потребителем автоматизированных систем. Внедрение СЭД и ЕСМ продвигается специальными постановлениями правительства. Задача — ускорить внедрение электронного документооборота.
В этой сфере, в отличие от многих других, намерения государства действительно подкрепляются конкретными шагами. “Четыре-пять лет назад в это мало кто верил”, — признается главный инженер компании-разработчика системы “МОТИВ” Сергей Зиньков.
Компания “Мотивэа” имеет богатый и, что важно, положительный опыт внедрения систем электронного документооборота в госструктурах. Обычно инициатива исходит от государства или разработчики сначала “ходят по кабинетам"?
Пробиться “снизу” практически невозможно в тех случаях, когда чиновники на местах, в силу ли непонимания преимуществ работы с СЭД или банального нежелания шевелиться, очевидных “плюсов” от внедрения систем не видят. Многие занимают выжидательную позицию, ждут прямого указания внедрять новейшие технологии в делопроизводство от вышестоящего начальства.
Но там, где руководство мыслит современно, развиваются большие проекты. Например, в Белгородской области мы внедрили “электронное правительство” со сложной архитектурой, объединяющей более 3000 человек. Это и единый внутренний информационно-аналитический портал, и портал взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом, информационно-аналитическая подсистема и, конечно, подсистема управления внутренними процессами.
Мы разработали более 10 отдельных модулей под различные процессы, подключив к ним различные органы правительства области: от общей базы поручений губернатора до подсистемы для решения вопросов пересечения государственной границы. Со своими задачами система справляется отлично.
Свою систему мы разработали для Псковской мэрии, среди наших клиентов аппарат президента и правительства Чеченской Республики, администрация Старого Оскола, Аналитический центр при Правительстве России. Когда есть воля руководства и техническая готовность, всё запросто складывается.
Принято считать, что препятствует повсеместному внедрению СЭД в государственных структурах низкий уровень общей компьютерной грамотности в стране и, в частности, среди служащих госструктур.
Дело не только в этом. Для перехода к безбумажному документообороту нужно прежде всего современное оборудование. А во многих региональных госучреждениях с этим большие проблемы. Вопрос иногда упирается в необходимость банального обновления компьютерного парка организации. Процесс внедрения систем электронного документооборота в таких случаях растягивается во времени, а иногда и просто невозможен.
Но ведь на федеральном уровне сейчас все больше говорят о необходимости разработки единой системы документооборота. Буквально в апреле Минкомсвязи, например, опубликовало концепцию развития механизмов электронной демократии. Разве это возможно при разном уровне технической оснащенности госслужб?
Глобальная система — это утопия. Возможен лишь некий контур для межведомственного взаимодействия. В стране 83 региона, управлять такой системой очень сложно. Самым перспективным направлением развития рынка сегодня является ниша госструктур с небольшим количеством рабочих мест, задачи становятся более узкими, конкретными. Поэтому нужна не единая программа, а общие и открытые для всех участников рынка стандарты разработки.
Уже внедрено множество продуктов. Это решения разного качества, да и компетенция на местах различается. Люди обучены работе с системами, разработанными с учетом особенностей каждой организации.
И потом, кто будет заниматься разработкой и внедрением общей системы? Консолидация разработчиков невозможна и не оправдана. Это приведет, в первую очередь, к снижению конкуренции, к снижению качества продуктов. К тому же разработка — это только вершина айсберга. Важно постоянно развивать продукт, вносить конкретные изменения, решать конкретные задачи. Что невозможно в этом случае, учитывая само количество государственных органов в субъектах России.
Перспективное направление — внедрение облачных сервисов, создание некой площадки, на которой разработчики будут размещать продукты, созданные по открытым стандартам. Госструктуры смогут сами закупать необходимые решения. Но для этого, конечно, им внутри нужны грамотные специалисты, способные хотя бы правильно формулировать запросы. Ведь на данном этапе почти все внедрения вызваны необходимостью уйти от “бумаги”, перевести существующий сейчас документооборот в электронный вид. О том, чтобы ставить и решать нетрадиционные задачи, пока мало кто задумывается.
Имеют ли возможность сами разработчики влиять на вектор развития отношений с государством, возможно, корректировать какие-то решения?
Существует несколько консультационных органов, в которые может войти каждый желающий участвовать в обсуждении государственных инициатив, вносить свои предложения. Честно говоря, эта работа слабо мотивирована, хотя имеет некоторую практическую пользу. Надо подчеркнуть, что государство в стремлении к электронному документообороту в большинстве случаев не является инициатором создания принципиально новых решений. Большой и средний бизнес мыслит более инновационно. Сотрудничество с компаниями и негосударственными организациями (а среди наших клиентов, например, ОАО «Оборонэнергосбыт», ГК «Ниеншанц», АПК «Стойленская Нива», мебельная компания «Феликс», «Газпром Трансгаз Сургут», AO «Kaspi bank», крупные вузы, масштабные производственные предприятия) помогают разрабатывать уникальные решения, которые по многим параметрам не имеют аналогов на рынке.
Так что для внедрения систем электронного документооборота и управления в госструктурах есть масса подготовленных платформ. Дело лишь в воле конкретных руководителей.
Системы электронного документооборота "МОТИВ" www.motiw.ru
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ