Вопрос, вынесенный в заголовок, стал главной темой очередной мини-конференции компании “ИнтерТраст” в рамках проводимой ею с конца прошлого года серии мероприятий под названием “СЭД — строим открыто”. Тема эта, безусловно, является в последнее время одной из самых актуальных для российского рынка программных средств, традиционно именуемых у нас системами электронного документооборота (СЭД). Проблема заключается в том, что несмотря на довольно широкий диапазон возможностей, потенциально попадающих в “зону действия” самого названия, на самом деле в нашей стране сложился устойчивый стереотип представлений, будто бы сфера применения СЭД – это чуть ли не исключительно круг вопросов организационно-распорядительного документооборота, проще говоря, делопроизводства. Серьезную преграду в деле использования ИТ даже в этой сфере представляет то, что до настоящего времени применение электронных документов во многих организациях реализуется лишь как дополнение к традиционному бумажному документообороту (не заменяя его). И более того, сегодня совсем не редкость случаи, когда СЭД выполняет функции лишь учета бумажных документов, электронными же являются лишь учетные карточки документов.
В то же время практически все ведущие СЭД-продукты (как российские, так и зарубежные) уже давно по своим возможностям намного превосходят описанные выше рамки и в той или иной степени могут рассматриваться как инструменты или даже платформы класса ECM (управления корпоративным контентом). Правда, на пути расширения спектра применения этих решений стоит не только (а может быть, и не столько) консерватизм потенциальных потребителей, но и конкуренция со стороны программных средств других классов (EPR, CRM, BPM, CSM и пр.). Как убедить заказчиков в достоинствах именно современных СЭД-решений для выполнения широкого круга задач ИТ-автоматизации бизнеса? Этот вопрос был одним из главных на прошедшем в конце апреля мероприятии “ИнтерТраста” с участием представителей компаний-заказчиков.
Основное направление в обсуждении темы задал заместитель генерального директора “ИнтерТраста” по развитию бизнеса Вадим Ипатов, по мнению которого расширение рамок применения СЭД должно идти в форме перехода от автоматизации задач “документационного обеспечения” к управлению деятельностью организации. Упрощенно говоря — как это можно было понять — речь идет о том, что нужно перестать делать акцент на документы и управление ими как некую самоцели и перейти к автоматизации собственно работы компании, при которой документ является лишь инструментом. В то же время он отметил: “Составляющая документационного обеспечения при этом не исчезает. Она расширяется новыми возможностями и способами работы. Часто несведущие люди утверждают, что система делопроизводства -- это сочетание системы бюрократического управления и древних, устаревших методов документирования, используемых еще с петровских времен. На самом деле правильнее говорить о многовековом опыте развития инструментов документирования, многие из которых имеют право на существование до сих пор. А к чему приводит подход “до основанья все разрушить, а потом…”, хорошо известно. Задача электронного документооборота сегодня заключается в том, чтобы, не выплеснув ребенка, избавиться от лишнего и мешающего и применить принципы документирования к новым способам взаимодействия. Собственно, именно этим путем идут сейчас и западные ЕСМ”.
Далее г-н Ипатов сформулировал современные требования к управлению документами, среди которых в качестве главного выделил “ориентированность на потребности бизнеса”. И сославшись на точку зрения международной ассоциации AIIM, привел основные направления применения ECM: “классический” документооборот (формализованная обработка ответственных документов), социальная среда (контекстное взаимодействие людей, документов, задач), кейс-менеджмент (управляемая нацеленность на результат), управление жизненным циклом информации (подчиненность информации ключевым принципам управления), аналитика контента (принятие решений, основанное на фактах).
Далее вполне справедливо было замечено, что расширение диапазона применения СЭД во многом связано с изменением бытующих на рынке представлений о данном классе инструментов (менталитета), и в решении этой проблемы важную роль должны сыграть технологии, то есть приближение СЭД к бизнес-задачам с использованием таких средств, как прикладные модули на основе моделей, конструкторы для разработки бизнес-решений, сервисы (службы) СЭД. И все это — с возможностями простой адаптации готовых продуктов к нуждам потребителей.
Как нетрудно догадаться, именно в таком направление компания “ИнтерТраст” развивает свою систему CompanyMedia, выход новой версии 4.0 которой ожидается до конца текущего года. Если отвлечься от архитектурных деталей этого решения, то можно сказать, что главной идеей тут является довольно четкое разделение системы на технологическую платформу и создаваемые (с помощью специализированного инструмента-конструктора) на ее основе бизнес-решения. Идея, разумеется, далеко не новая (например, так построена система “1С:Предприятие”), хотя, конечно же, ее реализация имеет почти бесконечный спектр конкретных воплощений. Говоря об этом, начальник отдела развития типового программного обеспечения компании “ИнтерТраст” Эдуард Михайлов подчеркнул, что основные принципы построения новой архитектуры CompanyMedia включают возможность переносимости и платформенной независимости бизнес-решений, включая независимость от вопросов ценообразования и логистики при использовании сторонних продуктов.
Свое выступление директор центра маркетинга и продаж “ИнтерТраста” Рустам Сагитдинов (недавно занявший это пост, придя на него из стана ИТ-заказчиков) решил построить в стиле “доказательства от обратного”, сформулировав тему так: “Почему бы я раньше не купил Company Media”. Он довольно наглядно показал, что для круга задач вполне реальной компании-заказчика действительно СЭД была не нужна (это были типичные задачи ERP, CRM и поддержки коллективной работы). Но затем он все же попытался убедить аудиторию, что для более глубокой автоматизации деятельности предприятия использование современных ECM-средств является полезным, а возможно — и необходимым.