Рынок фиксированной телефонии более ста лет имел устойчивый рост и казался непоколебимым. Постоянно расширялся парк проводных телефонов в стране. Однако в этой жизни ничто не вечно. Некоторое время назад потребительский интерес повернулся в сторону мобильных коммуникаций, а инсталляции фиксированных телефонов пошли на спад. Компания Panasonic, которая не первый год лидирует на российском рынке проводных и DECT-аппаратов, тем не менее полна оптимизма и видит новые возможности для развития этого бизнеса. На вопросы научного редактора PC Week/RE Петра Чачина о том, как меняется традиционный российский телеком, как растет функциональность стационарных и DECT-телефонов, о внедрении новых сервисов в фиксированную телефонию ответил руководитель департамента системных товаров российского представительства Panasonic Евгений Трещетенков.
PC Week: Каковы тенденции развития оконечного оборудования фиксированной связи и, в частности, каков ваш прогноз развития российского рынка проводной и DECT-телефонии?
Евгений Трещетенков: К терминальному оборудованию фиксированной связи обычно относят телефоны, факсимильные аппараты, многофункциональные устройства с функцией факсимильного аппарата и некоторые другие виды техники. Если говорить о проводных (шнуровых) телефонах, то сегодня рынок определяется в основном покупками для бизнеса. Для офисных станций до сих пор приобретают простые аналоговые аппараты. Они дешевы и пользуются устойчивым спросом. Исторически сложилось, что у нас есть целый спектр бизнес-моделей, которые можно использовать и в быту. Рынок шнуровых телефонов падает. В 2008 г. был пик продаж проводных аппаратов, по DECT-терминалам сейчас тоже наблюдается небольшое снижение.
Я бы сказал, что в этой сфере наблюдается следующая тенденция: проводные телефоны в домашнем использовании все больше замещаются DECT-аппаратами, а в офисной среде уступают место многофункциональным IP- и системным аппаратам.
PC Week: На чем вы основываете прогнозируемый спад продаж проводных телефонов и каков он будет?
Е. Т.: Мы ориентируемся на статистику “Ростелекома”/“Связьинвеста”, на их подсчет линий фиксированной связи и ежегодного прироста, обусловленного постройкой новых домов и открытием новых офисов. Отмечу также, что по нашему прогнозу падение рынка будет очень незначительным — всего до 5%. Возможно, мы будем оставаться на достигнутых рубежах еще года три, и я не думаю, что на протяжении ближайших нескольких лет объемы рынка будут очень сильно падать.
На рынке происходит замещение существующих телефонов. Молодежь, например, тяготеет к чисто мобильной связи. Ежегодно увеличивалось количество мобильных абонентов, но наряду с этим добавлялось по 1,5 млн. портов чисто офисных решений, где подключаются проводные телефоны, факсы, SIP-аппараты и т. д. Рынок терминального оборудования фиксированной связи довольно многогранен. Наверняка будет расти число SIP-телефонов.
Отдельная история с факсимильной техникой. Это — архаичный прибор. Все предполагали, что данный вид сообщений скоро умрет, но он относится к официальному типу документальной связи. Наша страна большая, и факсимильная связь по-прежнему нужна. Если, к примеру, где-то не работает Интернет, а проводная телефония действует, то документы можно передавать по факсу.
Факсимильная связь работает в основном по линиям TDM. Некоторые изготовители IP-техники уже не уделяют внимания протоколам, которые обеспечивают факсимильную связь. Но наше оборудование поддерживает факсимильную работу. Пока не начнётся широкомасштабное развитие цифровой подписи, факсы в Российской Федерации будут востребованы.
PC Week: Как меняется функциональность стационарных и DECT-телефонов?
Е. Т.: О стационарных проводных телефонах можно сказать, что их функциональность особенно не меняется: большого развития нет. Если новые функции и появляются, то они относятся к цифровым аппаратам, IP- и DECT-телефонам. По поводу DECT тоже надо отметить, что данный стандарт ограничен в возможностях передачи данных. В мобильной телефонии, например, много нововведений, а в сфере DECT такого мощного обновления не происходит. Но все же и там есть новые полезные функции, хотя они и не кажутся столь революционными.
В качестве примера можно привести функцию “радионяня”: телефон в комнате, где находится ребенок, постоянно работает, и если же дитя заплачет, то взрослые тут же услышат это в другой трубке. В мобильной связи подобное реализуемо с трудом. А еще в DECT-телефонах появилась такая важная возможность, как работа аппарата при отсутствии питания от сети.
Очень популярно экологическое направление. Почему в Европе у технологии DECT по-прежнему весьма сильные позиции? Исследования показали, что такое оборудование меньше воздействует на человеческий организм, чем другие виды мобильной связи, например GSM. На Западе это ценят: можно пользоваться беспроводными телефонами и не вредить здоровью, особенно детей.
Имеется функция, например, уменьшения мощности радиоизлучения базового блока, когда нет необходимости в большом сигнале. Были также созданы телефоны с видеокамерами, трубки для пожилых людей с большими кнопками, устройства для экстренных вызовов, SIP DECT-аппараты.
PC Week: Каковы возможности внедрения видеосервисов в фиксированную телефонию, в DECT-решения?
Е. Т.: Для внедрения видеосервисов здесь существуют не очень большие возможности. Связано это с ограничениями стандарта DECT из-за узкой полосы пропускания. Максимум, что можно сделать, — это с определенной частотой передавать JPG-картинки. Второе возможное приложение — сопряжение DECT-трубки с домофоном, когда через неё можно видеть человека, пришедшего в гости.
DECT передает информацию со скоростью 32 кбит/с. Это узкополосный канал, все решения видеоконференцсвязи начинаются со 128 кбит/с. И хотя возможность объединения нескольких DECT-каналов существует, полоса пропускания все равно будет сильно уступать современным стандартам мобильной связи. Вообще стандарт DECT в свое время разрабатывался для высококачественной передачи голоса.
PC Week: Как влияет на рынок телефонии переход на сервисную модель?
Е. Т.: По поводу облаков: подобные сервисы существовали и раньше на рынке классической телефонии, ничего нового в этом нет. Если говорить про IP-решения, то использование SIP- и IP-телефонов пока не достаточно, но этот рынок растет. Со временем определенные клиенты телефонных станций выберут облачные сервисы и им потребуются только IP-телефоны.
Но я не думаю, что в России это будет особенно популярно. Многие компании предпочитают иметь свое хозяйство связи. “Мне аутсорсинг не нужен, у меня все необходимые технические средства находятся на балансе, мои специалисты по безопасности в любой момент могут их проверить”, — говорят руководители таких предприятий.
В некоторых компаниях, имеющих много офисов по всей стране, можно использовать частное облако. Но фирмы небольшие и без повышенных требований к безопасности будут пользоваться операторским сервисом.
У многих компаний и людей в нашей стране сложился определённый менталитет: они не любят платить за сервис, вот за “железо” — это да! За рубежом в развитых странах сервисная составляющая имеет большой вес в экономике государств, в России объем сервиса пока не очень большой. Такова наша особенность, таков подход к бизнесу, так строится делопроизводство, но в будущем большой потенциал роста присутствует.
PC Week: Каковы возможности подключения к облачным сервисам операторов связи?
Е. Т.: Надо иметь в виду, что SIP-телефоны очень тесно связаны с бизнесом операторов, а они зачастую предоставляют ограниченную функциональность. То есть сами аппараты потенциально имеют много функций, но эти функции не поддерживаются инфраструктурой операторов связи. У некоторых телефонов есть кнопки, на которые можно запрограммировать дополнительные сервисы, однако в России они не работают.
Это — потенциальные деньги, но операторы пока заняты наращиванием абонентской базы, а услуги, вероятно, появятся потом. Мы со многими SIP-операторами тестировали аппараты еще до начала их продаж. И не только в Москве, но и в регионах. Здесь мы сильно зависим от операторов связи. Правда, телекоммуникационные операторы столь консервативны не везде.
Например, Deutsche Telekom планирует в 2013 г. отказаться от традиционной PSTN (аналог российской телефонной сети связи общего пользования ТфОП. — П. Ч.) и уйти от классической телефонии. Они хотят вывести медные линии из употребления. Будет проложена волоконно-оптическая линия связи до каждого абонента, оканчивающаяся такой “коробочкой”, к которой будут подключаться Интернет, телевидение и т. д.
Конечно, у Deutsche Telekom останется проводная связь, но в другом качестве. Подобные планы есть и в других странах, в том числе у МГТС проект GPON. Нужно понимать, что бизнес выбирает для себя проводную связь. Она для него просто необходима. Но вместо привычных проводов будут проложены другие линии связи: на смену медной паре придет оптическое волокно.
PC Week: Как влияет на рынок телефонии появление виртуальных АТС? Не пугает ли вас такая перспектива?
Е. Т.: Мы внимательно следим за такими предложениями на рынке. Это нас абсолютно не пугает. Это — операторский бизнес, он очень мал в России в настоящий момент. По сравнению с остальным рынком у них незначительная доля и рост невелик. Мы производим и терминальное и коммутационное оборудование, и на нас это сильно не влияет.
Несмотря на то что в проектах c виртуальной АТС имеют место небольшая стоимость “входного билета” и невысокая абонентская плата, собственникам бизнеса часто проще приобрести именно “железо”, а не услугу. Все-таки есть определенное недоверие к виртуальному сервису, ответственность за который лежит на стороннем поставщике услуг связи. И руководители компаний боятся, что если что-то случится у оператора, то они не смогут даже позвонить из одного кабинета в другой.
PC Week: Насколько расширяются возможности современной телефонии за счет развития инфраструктуры контакт-центров?
Е. Т.: Я считаю, что такой привязки нет. Это отдельный сегмент бизнеса. Здесь лежит большой пласт приложений В2В, которым пользуются многие компании и который зачастую отдают на аутсорсинг. Данное направление существует давно, и ему нужно уделять отдельное внимание. Заказчик часто заявляет: “Мне нужен контакт-центр!” А на самом деле оказывается, что ему нужны услуги интеграции на основе компьютерной телефонии. Это — специфическое решение.
PC Week: Каковы горизонты развития SIP-телефонии?
Е. Т.: SIP-телефония развивается. И охватывает не только бизнес-структуры. Большое количество SIP-телефонов проникает в домашнюю сферу. Есть люди, которые не разделяют дом и офис. Это — работники предприятий малого и среднего бизнеса, фрилансеры; они часто ими пользуются. До недавнего времени SIP-потребители использовали шлюзы, куда они подключали простые аналоговые телефоны.
За этим будущее, но насколько объемным будет рынок, пока неясно. Сейчас этот рынок невелик. Например, компания SIPNET, предоставляющая услуги SIP-телефонии, имеет большое количество домашних абонентов. Внутри сети можно звонить бесплатно. Я думаю, что если SIP-телефония будет развиваться большими темпами, то через несколько лет может рассчитывать на 30—50% рынка. Хотя к тому времени могут появиться и другие технологии.
PC Week: Каким вы видите телефонный терминал будущего?
Е. Т.: Я полагаю, что он будет похож на то устройство, которое делает Deutsche Telekom, — объединяющее возможности видеоконференцсвязи, беспроводные трубки, маршрутизатор. Всё идет к универсальным терминалам. Но с другой стороны, иногда удобно и раздельное решение.
PC Week: Спасибо за беседу.