На выставке “Связь-Экспокомм-2012” компании “Ростелеком”, Microsoft и “1С” объявили о доступности уже сегодня для пользователей комплексной SaaS-услуги “O7.Бизнес”, предназначенной для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Данный сервис реализован на портале www.o7.com (в центре — латинская “о”, по-видимому, для обозначения“облачности” сервиса), построенном на базе облачной платформы “Ростелекома”, которую сама компания называет “национальной облачной платформой” (НОП). “Ростелеком” при этом выступает в качестве разработчика самой платформы, провайдера облачно-серверной программно-аппаратной платформы и поставщика собственно услуги конечным пользователям, а в данном проекте — как партнер (один из) компаний Microsoft и “1С”, представленных в своей традиционной роли вендоров прикладных программных решений и технологий.
По заверению авторов проекта, пользователи с помощью сервиса “O7.Бизнес” получают возможность автоматизировать сразу несколько важнейших бизнес-процессов: бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации. В состав решения входит набор инструментов по работе с документами и управлению коммуникациями от Microsoft (инструменты для работы с документами в знакомых форматах Microsoft Word, Excel, PowerPoint, OneNote; средства корпоративной электронной почты бизнес-класса с функциями календаря, синхронизации контактов и обеспечения совместной работы на базе Microsoft Exchange; корпоративный портал для совместной работы на базе Microsoft SharePoint). Кроме того, в рамках “О7.Бизнес” возможен доступ к прикладным решениям сервиса “1С:Предприятие 8 через Интернет”: “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8”, “1С:Бухгалтерия 8”, “1С:Управление небольшой фирмой 8” и “1С-КАМИН: зарплата” (зарплата и кадры частного предприятия).
Сразу отметим, что сайт www.o7.com в настоящее время помечен, как находящийся в статусе бета-тестирования, в его разделе “O7.Бизнес” представлено намного больше предложений по SaaS-сервисам (помимо Microsoft и “1С” еще шесть), но информации по авторам сервисов и по условиями подписки (включая тарифные планы) в открытом доступе (не только для зарегистрированных юридических лиц) там нет. Кроме предложений для малого бизнеса на сайте имеются также сервисы для крупных заказчиков (четыре сервиса), для разработчиков ПО (один), обозначен раздел для частных лиц (пока пустой).
По сути, данный анонс на “Связь-Экпокомме” стал первым публичным представлением облачно-сервисной платформы “Ростелекома” (о запуске ее в бета-эксплуатацию было объявлено в марте). Вице-президент по инновационному развитию “Ростелекома” Алексей Нащекин заявил, что реализация такого проекта поможет осуществить прорыв по всем основным направлениям информатизации России и получить конкурентное преимущество в мировом масштабе. Он отметил, что использование домена .com отражает намерение его компании выйти за “ИТ-периметр” нашей страны и начать работу за ее рубежами.
Он также сообщил, что работа над данным проектом ведется “Ростелекомом” уже два года, первый вариант системы (надо понимать, в режиме внутреннего альфа-тестирования) был собран в сентябре 2011-го, сейчас он уже функционирует в публичном (хотя и бета-) статусе. Поясняя причины участия “Ростелекома” в реализации государственной облачной платформы, г-н Нащекин отметил, что это вполне соответствует мировым тенденциям, когда телекоммуникационные провайдеры, обладающие мощной сетевой инфраструктурой, начинают заниматься предоставлением и ИТ-ресурсов (как аппаратных, так и программных).
По его мнению, в России сегодня просто нет достаточных ресурсов для решения задач масштабной информатизации страны, именно поэтому вопросы оптимизации расходов на ИТ являются крайне актуальными и их решению может способствовать использование облачных моделей за счет концентрации ресурсов и исключения дублирования разного рода систем. Именно такой путь реализует сейчас “Ростелеком”, который, как было заявлено, консолидировал в рамках проекта “Электронное правительство” опыт и наработки более чем 70 ведущий мировых производителей технологий и поставщиков услуг.
Г-н Нащекин напомнил, что еще год назад “Ростелеком” объявил об национальной облачной инициативе, пригласив для участия в ней всех заинтересованных игроков рынка. При этом участники выступают в качестве вендоров своих решений, а оператор предоставляет базовую вычислительно-сетевую инфраструктуру, а также услуги по продаже, биллингу, технической поддержке и пр. Уже в настоящее время у “Ростелекома” имеются семь ЦОДов на территории всей страны (одна из причин наличия “семерки” в названии серверного портала), в настоящее время строится еще один площадью более 33 тыс. кв. м. и мощностью свыше 40 МВт, который должен стать самым крупным в России.
Руководство “Ростелекома”не сомневается в том, что услуги компании найдут спрос и за пределами России, в первую очередь в СНГ, Восточной Европе и даже в Южной Америке. Г-н Нащекин уверил при этом, что себестоимость созданной инфраструктуры компании в разы и даже в десятки раз ниже, чем у аналогов, предлагаемых ведущими на сегодня мировыми игроками.
Уже сейчас на базе инфраструктуры “Ростелекома” работает весь основной механизм “Электронного правительства” России (кажется, имелась в виду в первую очередь система межведомственного взаимодействия), при этом заказчики приобретают не программы или аппаратно-сетевые средства, а именно сервисы.
Уже сегодня на сайте www.o7.com имеется несколько работающих сервисов. Среди них г-н Нащекин выделил услуги “O7.Медицина” (единая медицинская электронная карта, которая интегрирует все медицинские сведения по конкретному человеку, доступные по соответствующим запросам медицинским учреждениям), “O7.Образование” (услуги школам и учащимся), “O7.ЖКХ” (автоматизация учета и оплаты), “O7.Сити” (обеспечение жизнедеятельности города), “O7.ДОК” (СЭД, решение, разработанное по заказу “Ростелекома” компанией “Электронные офисные системы”). Отдельно он остановился на проекте “O7.112” для служб экстренной помощи. По расчетам “Ростелекома”, использование облачных технологий позволит (если компании доверят этот проект) в три раза сократить ранее планировавшиеся сроки его реализации (с пяти — семи лет до двух) и в два раза — стоимость. На нынешней выставке должно состояться подписание соглашения “Ростелекома” с еще пятью разработчиками по созданию консорциума для реализации сервиса “O7.112”. Кроме того, в начале следующего года должен быть выведен на рынок качественно новый сервис “O7.Box” для частных пользователей — телевидение, портал госуслуг, отплата по банковским картам, сбор информации с домашних устройств, домашнее видеонаблюдение и пр.
Отметим, со своей стороны, что, как сообщали российские СМИ еще в начале нынешней весны, “Ростелеком” намерен потратить на развитие своей облачной платформы в ближайшие три года около 1 млрд. руб., из которых примерно половина будет получена из бюджетных средств, остальное — собственные инвестиции компании.
Полностью поддержав мысль о необходимости широкого использования облачных моделей, которое должно помочь России в решении крайне важной задачи общего повышения производительности труда в стране, президент компании Microsoft в России Николай Прянишников отметил важность реализации НОП, одного, как он подчеркнул, из самых масштабных российских облачных проектов.
Директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, со своей стороны, сказал, что российский ИТ-рынок находится сейчас на пороге весьма радикальной трансформации, связанной с переходом к облачной модели автоматизации; уже сейчас видно заметное повышение интереса российских предприятий и организаций к такой миграции. Его компания поверила в этот тренд еще несколько лет назад и потому полностью учитывает его в своей стратегии, интенсивно развивая платформу “1С:Предприятие 8” именно в облачном направлении и понимая при этом, что наряду с облачными будут продолжать широко применяться и традиционные схемы использования ИТ.
Г-н Нуралиев особо отметил, что “1С” будет продолжать опираться на традиционную партнерскую модель на рынке, и “Ростелеком”, при всем большом размере компании, — это лишь один из партнеров “1С”. Фирма как раз этой весной уже начала поставлять партнером еще один собственный набор инструментальных средств, который позволяет самостоятельно создавать облачные окружения для SaaS-предложений (этот набор использовал и “Ростелеком”). В то же время “1С” вводит в мае в промышленную эксплуатацию свой облачный ресурс “1С:Fresh”, который работает в бета-режиме с осени прошлого года. Фактически именно там сейчас в работающем варианте представлен набор прикладных решений “1С:Предприятие 8 через Интернет”. Обратим внимание еще на один момент: “1С:Fresh” — кажется, первый в истории “1С” проект, названный изначально не на русском языке, а сам ресурс использует доменное имя .сом. Вероятно, “1С” также не намерена ограничивать продвижение своих облачных сервисов территорией России.