Терпеть не могу быть в роли человека, который указывает, что король голый (хотя, бывает, такие заявления не вполне искренни). Однако суть в том, что подавляющее множество проектов, связанных с большими данными и волшебной бизнес-аналитикой, проваливаются. Не в смысле неработоспособности больших систем, а более коварным и скрытым образом. Они проваливаются потому, что пользователи перестают эти системы применять.

Да, это правда. Многие замечательные возможности, предоставляемые BI-системами, остаются нереализованными, так как лица, принимающие решения, не умеют осмысленно использовать системы поддержки принятия решений. Конечно, я знаю, в прессе освещался ряд чудесных примеров внедрения таких систем. Но подавляющее число проектов в области больших данных и бизнес-аналитики, реализуемых обычными компаниями, страдают от хронического недоиспользования реализованного функционала.

Об этом свидетельствует мой более чем двадцатилетний личный опыт работы в этой области, т. е. мне это известно из первых рук. То же самое я слышал от коллег и заказчиков со всего мира. Если вы думаете, что лично мне не повезло, то почитайте сообщения на форумах по хранению данных и аналитике на LinkedIn или где-то еще. Это очень распространенная проблема. С определенными вариациями в зависимости от конкретного случая, люди жалуются примерно на следующее:

  • “система ничего не говорит о том, что мне необходимо знать”;
  • “я никак не могу согласовать цифры с информацией, которую обычно получаю от помощницы”;
  • “мне вполне хватает Excel”;
  • “у меня нет времени на обучение работе со сложной аналитической системой, мне нужен только отчет”;
  • “мне не подходит формальный отчет, мне нужно больше свободы”;
  • “Я не хочу возиться со специальным инструментарием, мне нужны ответы на конкретные вопросы”;
  • “лучше бы это кто-то делал за меня”.

Знакомые фразы?

Когда постепенно всплывает правда о слабой востребованности BI — обычно через шесть-девять месяцев после запуска многомиллионнодолларового проекта — CIO и бизнес-руководство начинают предъявлять претензии ИТ-специалистам: “В чем дело? Как вы такое допустили?”

Чтобы как-то оправдаться за произошедшее, когда формально все делалось вроде бы правильно, ИТ-специалисты сразу же начинают перекладывать вину на бизнес:

  • “заказчики под всем подписались. Они получили то, что просили”;
  • “понятно, почему они не пользуются системой — они же не пожелали обучаться, как с ней надо работать”;
  • “у пользователей в голове семь пятниц на неделе”;
  • “проблема не в системе, а в отсутствии данных, которые нужно в нее вводить”;
  • “пользователи не были особо заинтересованы в системе и не принимали активного участия в ее создании”.

И дело кончается склокой между бизнес-подразделениями и ИТ-группой, в которой нет победителей. При этом осадок взаимного непонимания откладывается впрок до следующего “совместного” проекта.

В провале BI-проектов обычно нельзя целиком винить ни ИТ-отдел, ни бизнес. Правда лежит где-то посередине. Однако знать правду и уметь вынести из нее урок (чтобы в будущем не повторять ошибки) — очень разные вещи.

Поэтому, чтобы избежать этой проблемы, я хотел бы предложить создать Хартию принципов качественной реализации BI-проектов ИТ-специалистами и пользователями. Я убежден, что если обе стороны BI-уравнения (бизнес-пользователи и строители ИТ-систем) будут следовать принципам этой хартии, проблема недоиспользования BI будет ликвидирована.

Хартия BI

Мы, участники BI-программы нашей организации, как ИТ-специалисты, так и специалисты бизнеса, свято клянемся твердо следовать следующим принципам реализации проекта.

  1. Ни один отчет или экранный интерфейс не должен поступать в разработку, пока коллектив пользователей не одобрит его макет, изображающий интерфейс в точности так, как он будет выглядеть по окончании работы. (С реальными данными!)
  2. Ни один отчет не должен разрабатываться, пока не установлено, что он будет использоваться в работе конкретно названного бизнес-форума или совещания.
  3. Ни один отчет не должен разрабатываться без прямой связи с четким и конкретным вопросом бизнеса, который стоит сегодня и пока не имеет адекватного ответа.
  4. Ни один отчет не должен разрабатываться, пока бизнес-сообщество конкретно (в письменной форме) не определит, какого сорта решения будут приниматься по этому отчету.
  5. Ни один отчет или компонент системы не должен передаваться в руки пользователя, пока тот не завершит программу обучения.

Я сначала подумал, не стоит ли мне разъяснить, почему каждый из этих принципов так важен для решения проблемы недоиспользования BI? Но полагаю, что вы это и сами поняли.

Две мысли в заключение.

  1. Я не играю в пользу какой-либо одной стороны. С виду может показаться, будто я активно нападаю на бизнес, однако бремя ответственности ставить вопросы, содержащиеся в перечисленных принципах (и убеждать бизнес-пользователей давать на них адекватные ответы) ложится непосредственно на ИТ-отдел.
  2. Догадываюсь, что некоторые из читателей уже имеют в голове несколько дополнительных правил, которые желательно добавить к хартии. Конечно, если это необходимо, добавьте. Но мой совет — старайтесь ограничиться минимумом. Краткость и ясность принципов очень важны, чтобы они реально соблюдались.

А теперь пример. Допустим, вы задумали использовать девятьсоттерабайтную базу данных с координатами местонахождения сотовых телефонов для выбора идеальных мест, где можно предложить услуги вашим клиентам. Прежде чем потратить массу времени и денег на ее создание, убедитесь, что вы ищете ответ на ясный и конкретный вопрос бизнеса и четко себе представляете свое последующее бизнес-решение.