Большинству наших соотечественников, следящих за информатизацией государства, четырехбуквенную аббревиатуру СМЭВ расшифровывать уже не нужно. За последнее время о cистеме межведомственного электронного взаимодействия на всех уровнях было сказано очень много, а Минкомсвязи считает ее запуск одним из своих главных достижений в принципе. Однако, как показывает практика, зачастую даже казалось бы профессионалы ИТ-отрасли, что называется, слышали звон, но не знают, откуда он, поэтому и разработчикам программных продуктов, и чиновникам все еще приходится регулярно объяснять на пальцах элементарные вещи и отвечать на простые вопросы.
Сущность СМЭВ
В апреле компания “Электронные офисные системы” (ЭОС) провела традиционную партнерскую конференцию “Весенний документооборот”. Теме СМЭВ на этом мероприятии закономерно было отведено особое место. Открывая конференцию, председатель совета директоров ЭОС Владимир Баласанян отметил, что в настоящее время политическая воля государства проявляется в планомерном движении ко все большему использованию электронных документов, а также в реализации программы “Информационное общество”. По его словам, вплоть до последнего времени СЭД были своеобразными игрушками для государственных структур и корпораций, которые по своему разумению и понятию автоматизировали с их помощью работу с документами, при этом за пределы этих организаций электронные документы не выходили — речь шла лишь об автоматизации внутренней деятельности. Первым реальным и практическим шагом ухода от этой модели и стало создание СМЭВ, чтобы федеральные органы власти наконец-то отказались от бумажной переписки друг с другом.
Задачу объяснить простым языком, что же такое СМЭВ, на себя взял первый заместитель генерального директора компании ЭОС Юрий Назаров, потому что, по его признанию, практика общения с партнерами и потребителями за последние полгода показала, что “в сознании людей на эту тему каша”. Причем практический смысл своего выступления г-н Назаров обосновал глубоким убеждением в том, что СЭД должны являться неотъемлемой частью системы оказания госуслуг, а то, что сейчас это далеко не всегда так — некое недоразумение, которое профессионалам отрасли придется исправлять.
По словам г-на Назарова, разговор о СМЭВ нужно начинать с 210-ФЗ “Об оказании предоставления муниципальных и государственных услуг” от 27 июля 2010 г. Он достаточно обширен; вряд ли его кто-то читал целиком, но в нем важно понимать две принципиальные вещи: он изменил организацию процесса оказания госуслуг и преобразовал технологию этого процесса. Раньше, когда у соискателя услуги появлялась в ней потребность (например, он хотел получить новый загранпаспорт или открыть детский садик), он начинал ходить по множеству разнообразных ведомств и собирал документы (справки), у которых были подписи, печати и они имели определенную форму. После сбора человек приходил в ведомство, где данные подвергались некоему анализу, затем происходило принятие решения об оказании услуги или отказе в ней, и потом это решение сообщалось соискателю.
210-ФЗ запретил государству требовать от соискателя те данные, которые находятся в ведении самого государства — мы получили организационное изменение. Теперь у соискателя возникает потребность в услуге, о которой он заявляет государству, после чего сбор данных (то, чем раньше занимался человек) выполняют чиновники. По мнению г-на Назарова, это принципиальное ограничение очевидно носит антикоррупционную направленность, это удивительно, но факт.
В принципе чиновникам этим можно было бы и ограничиться, но разработчики закона пошли дальше и потребовали, чтобы сбор данных выполнялся строго в электронном виде. При этом соискатель имеет право обращаться к государству не только лично, как раньше, но и через портал госуслуг. Тем самым федеральное законодательство радикально трансформировало отношения между государством и человеком. Сам процесс оказания услуг, его этапы (потребность, сбор, анализ, принятие решения, ответ) не изменились. Изменился способ достижения целей.
Что же касается преобразования технологии процесса, то здесь г-н Назаров приводит следующие объяснения. Раньше человек собирал данные в виде справок. После того как органы госвласти обязали получать их в электронном виде, сразу возник ряд вопросов. С точки зрения существовавшей юридической практики новая система была нелегитимна, так как не оперировала привычными материальными носителями. Имея на руках вещественное решение какого-либо органа, человек всегда легко мог его опротестовать. Теперь в его распоряжении оказывались только некие загадочные файлы. Осознание данной проблемы, по словам г-на Назарова, и привело к образованию двух конструкций: портала госуслуг и собственно СМЭВ.
С точки зрения технологии процесса человек теперь оформляет заявку на портале, портал вычисляет ответственные ведомства и через СМЭВ передает в них данные. Затем ведомства опять же через СМЭВ направляют запросы в другие ведомства, собирая необходимые данные, после чего принимается решение и соискатель получает ответ либо непосредственно на портале, либо, если решение носит материальный характер (лицензия, загранпаспорт), он отправляется в ведомство за результатом. Портал в данном случае совмещает в себе удобство пользования и юридическую легитимность.
Кроме того, когда соискатель подает заявку, его нужно идентифицировать, потому что его заявление является юридическим актом, и у портала для этого есть соответствующие технические средства.
Что касается СМЭВ, то, по уверению г-на Назарова, если читать разнообразную документацию по данному вопросу, то придется окунуться в огромный поток информации, в то время как фактически задач у системы всего две: юридическое обеспечение транзакций в процессе оказания госуслуг и сохранность персональных и коммерческих данных.
Выглядело это следующим образом. По сети должны были начать циркулировать существенные массивы данных. Очевидно, что все ведомства самостоятельно защитить их не могли. Эту задачу взяла на себя СМЭВ. В ней данные передаются как документ, подписанный электронной подписью ответственного лица ведомства, а также подписью самого ведомства (полный аналог бумажного документа — подпись чиновника плюс печать). При этом немаловажно, что в СМЭВ в процессе обмена данных ведется полный протокол, который содержит информацию обо всех транзакциях.
Технически взаимодействие поставщиков данных со СМЭВ организовано в виде веб-сервисов. На сегодня существует два варианта: синхронный веб-сервис, когда ответ следует за запросом моментально, и асинхронный, когда первичный ответ сопровождается возвратом некой квитанции, а за окончательным ответом нужно обращаться позже, предъявляя эту квитанцию.
Ну что ж, все действительно просто.
Кто за что отвечает
По всей видимости, чиновники, занимающиеся информатизацией, вышеописанную сущность СМЭВ представляют себе достаточно хорошо. Однако и у них периодически возникают закономерные вопросы.
Во второй декаде мая в Москве в Экспоцентре проходил III международный форум “Электронное правительство в России 2012”, где на пленарной части федеральные чиновники достаточно долго распространялись о своих успехах, одним из которых был назван запуск СМЭВ. В зале в этот момент находились преимущественно люди из регионов, и в какой-то момент один из гостей поинтересовался, а кто же конкретно в конечном итоге за СМЭВ отвечает. Дескать, когда раньше создавались самолеты, все точно знали фамилии Илюшин, Антонов и т. д. В рассматриваемом же проекте ответственные лица неизвестны, спрашивать не с кого, а спросить, по мнению выступающего, можно было бы многое. Потому что, в его понимании, с инженерной точки зрения проект не лезет ни в какие рамки — такое ощущение, что люди вообще не знают, что такое промышленная автоматизация, трехзвенная архитектура и т. д.
Отвечая на эту реплику, председательствовавший на форуме заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух не смог скрыть своеобразную обиду. По его замечанию, упомянутые самолеты у нас, к сожалению, до сих пор падают, хотя отлично разработаны, с полным соблюдением документации. А вот российское электронное правительство сейчас развивается и принимается на международном уровне как стандарт.
Переходя к существу вопроса, г-н Массух объяснил, что с точки зрения архитектуры и взаимодействия ведомств за техническую составляющую создания портала госуслуг и СМЭВ, за подключение к ней ведомств, за единую технологическую политику (чтобы на стыках не возникало утечки данных) отвечает Минкомсвязи. Ведомства в свою очередь занимаются предоставлением услуг и создают свои собственные информационные системы. И здесь лично г-н Массух выступает как сторонник предоставления ведомствам независимости — никакое министерство не должно лезть в существующие бизнес-процессы; внутри ведомства по закону есть руководитель, который за эти процессы и несет ответственность.
С точки зрения методологии за потоки данных (какие данные, какому ведомству предоставлять, как это организовывать и пр.) отвечает Минэкономразвития. И на правительственном уровне (а есть еще множество межведомственных вопросов) есть две структуры: комиссия по внедрению ИТ и подкомиссия этой комиссии. Первая рассматривает концептуальные вопросы, вторая — технические.
Как выразился в заключение г-н Массух, слава богу, что в СМЭВ нет какого-то одного человека, который бы являлся неким главным конструктором.
Присутствовавший в президиуме форума вице-президент по инновационному развитию компании “Ростелеком” Алексей Нащекин также посчитал нужным прокомментировать реплику из зала. Отметив, что за такое понятие, как “инфраструктура электронного правительства” (часть которой имеет прямое отношение к СМЭВ), ответственность несет его организация, г-н Нащекин указал на то, что в нем существует и системный проект, и техническое задание, и технический проект, и главный архитектор, и главный конструктор. Также у “Ростелекома” есть и базы данных, и серверы приложений, и тонкие клиенты, и облака, и очень толковые разработчики, которые иногда просто творят чудеса. А вот идиотов, которые не знают трехзвенную архитектуру, по словам г-на Нащекина, в его команде нет.
Как говорится, простые вопросы — доходчивые ответы.