На прошедшей в мае в Москве конференции “Информационная система инновационного вуза — 2012”, организаторами которой выступили Московский государственный строительный университет (МГСУ) и компания “АйТи”, были обозначены тенденции развития ИТ в отечественном образовании, позволяющие существенно повысить качество и эффективность деятельности образовательных учреждений, показана роль бизнеса и вузов в этом процессе, рассмотрен опыт успешных внедрений, а также выявлены проблемы.
В своем выступлении Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК “АйТи”, назвал ИТ “ключевой движущей силой инноваций в высшем образовании”. Такой вывод сделан на основе накопленного за пять лет компанией совместно с отечественными вузами опыта разработки и внедрения ИТ-решений для высшего образования.
По его мнению, ИТ являются мощным драйвером улучшений и инноваций в образовании, позволяющим вводить новые подходы к учебному процессу: дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, порталы знаний, виртуальные лаборатории и классы и даже… совместное обучение в соцсетях.
Для быстро растущих экономик характерна высокая доля бизнеса в финансировании университетских НИОКР. И в последние годы в России появляются разнообразные формы сотрудничества государства, бизнеса и вузовской науки в этой области.
Он отметил, что “АйТи” уже пять лет развивает программу “Информационная система инновационного вуза”. Причём если в 2008-м в её рамках сотрудничали 32 вуза и 44 участника, то в этом году — соответственно 63 и 90.
Дмитрий Смирнов (“АйТи”) поделился опытом, накопленным с МГСУ в области разработки и внедрения инноваций. Он обозначил направления взаимодействия с вузами, которые предусматривают развитие информационной инфраструктуры, внедрение информационных систем, проведение исследований и разработок в области управления инженерными системами и энергоменеджмента, реализацию проектов по управлению энергопотреблением.
Андрей Синяченко (“АйТи”) обобщил проблемы ИТ-инфраструктуры современного вуза, отметив, что текущее состояние информатизации сильно различается в разных вузах. Среди таких проблем он выделил следующие:
- в России отсутствуют промышленные системы, “заточенные” под процессы управления вузами, а зарубежные — слишком дороги;
- стоимость специализированного научного ПО очень высока;
- для сетевой и серверной инфраструктуры (“эволюционных слоём”) характерен “зоопарк” решений;
- из-за сложности обеспечения информационной безопасности многие информационные ресурсы недоступны ни в Интернете, ни в интранете.
В то же время, по его мнению, можно отметить положительные сдвиги, присущие большинству вузов:
- процессы управления в них автоматизированы;
- те вузы, которые ведут исследовательскую деятельность, приобрели необходимые инструменты для исследований, так как это направление приносит доходы;
- проложены кабельные системы, созданы ЛВС (как в учебных корпусах, так и в общежитиях), студентам предоставляется доступ в интранет и Интернет.
Андрей Пирожник (“1С”) на примере двух проектов сообщил о продвижении решений “1С”, адаптированных для вузов.
В МГСУ автоматизированы следующие области: администрирование персонала, расчет зарплаты, бюджетирование, начисление стипендий, интеграция с продуктом “АйТи-Университ” при числе рабочих мест 120.
В МИЭТ область автоматизации охватывает управление учебным процессом, бухгалтерский учет, расчет зарплаты, бюджетирование при количестве рабочих мест 70.
Дмитрий Смирнов дополнил коллегу, отметив, что в МГСУ на единую систему финансового управления переведены бухгалтерия, управление кадров, деканаты, ПФУ, синхронизированы данные по различным направлениям, созданы единые центры ввода данных и основа для единой системы отчетности по показателям деятельности университета.
Кирилл Соколов (“Логика бизнеса 2.0”) поделился опытом реализации ECM-решений “БОСС-Референт” в вузах. В линейке продуктов, ориентированных на высшее образование, он выделил СЭД “БОСС-Референт 4J” на базе СПО, которая, по его словам, обладает платформенной независимостью, поддерживает большинство современных технологий, отличается простой установкой, настройкой и перезагрузкой. Эта версия внедрена в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (37 рабочих мест).
Денис Первушин (“АйТи”) представил концепцию построения информационной системы формирования аналитической отчетности для высшего учебного заведения. Он обозначил следующие подходы к внедрению:
- необходимое условие успеха проекта — наличие требуемых данных;
- путь решения — поэтапное внедрение (автоматизация наиболее проблемной области управления с помощью ИС и построение аналитики);
- последовательность внедрения определяется приоритетом проблем для вуза.
Эта концепция реализована на основе Oracle Business Intelligence. Решение позволяет:
- организовать централизованный сбор и представление аналитической информации по основным сферам деятельности вуза;
- помочь широкому кругу пользователей лучше понимать бизнес.
Артем Дергобузов (“АйТи. Смарт системы”) рассказал о системе учета и управления имуществом для вузов “АйТи-АИ” на основе технологий автоматической идентификации (при помощи RFID-меток). В “АйТи-АИ” предусмотрена синхронизация с учетной системой заказчика. Вся информация об объектах учета хранится в центральной базе данных, которая при необходимости может быть интегрирована с БД учетной системы заказчика.
Существует три варианта решения “АйТи-АИ”:
- собственная разработка на платформе SQL Server;
- реализация непосредственно на базе “1C:Предприятия”;
- реализация непосредственно на базе SAP R/3
Он привел экспертные данные, согласно которым экономия при учете одной единицы имущества с помошью “АйТи-АИ” составляет 2,48 мин.
Решение внедрено в вузах, НИИ и госструктурах, в том числе в Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском государственном университете печати и др.
Участники форума посетили лабораторию “Умный город”, расположенную на территории МГСУ, где познакомились с современными ИТ, применяемыми в строительстве и при оснащении современных зданий и объектов. Управление всем оборудованием выполняется с сенсорных панелей.
В проекте реализовано управление:
- освещением — точечно и по сценариям;
- освещением и multiroom с помощью ЖКИ-панелей управления;
- комплексом аудио- и видеоаппаратуры в составе усилителя, спутникового ресивера, двух плазменных панелей;
- приводами штор в аудитории — дистанционно.
В системе предусмотрен:
- просмотр видеокамер на переносной панели управления;
- вывод информации с установленной в вузе метеостанции об осадках, температуре воздуха на улице и силе ветра;
- контроль протечек воды;
- контроль расхода электроэнергии (информация снимается со счетчика электроэнергии, обрабатывается и передается на сенсорную панель управления);
- климат-контроль на основе управления сервоприводами радиаторов и датчика комнатной температуры.