Пишу по теме и одновременно спешу, так как если не успею дописать, то название статьи может потерять в актуальности. Канадский промышленный флагман Research In Motion продолжает свои мытарства на мобильном рынке. Проблемы производителя имеют столь глубокие и отдаленные корни, что даже не знаешь с чего начать. В статье, датированной осенью прошлого года, я уже писал о проблемах RIM. Вскользь упомянул о реалиях современного технологического мира, о том, как быстро меняется его картина, как ускоряется производственный цикл, когда время от анонса нового продукта до его запуска в массовое производство стремительно сокращается. Только тот производитель на мобильном рынке будет успешен, кто в состоянии проследить за всеми составляющими по выводу нового продукта — начиная с разработки концепта, воплощения его в массовое производство и заканчивая его правильным позиционированием на рынке. Всего этого RIM была лишена в силу слишком сложной управленческой структуры (как-никак, двое исполнительных директоров) и совершенно консервативного подхода к разработке и продвижению продуктов (в то время когда мировые прилавки заполняли многочисленные Android-смартфоны, в RIM только-только начали готовить концепты сенсорных устройств), что можно еще как-то отнести к субъективным причинам, ну а объективные — внезапная конкуренция в лице iOS- и Android-экосистем, поставивших под сомнение само дальнейшее существование RIM.
Как пример успешного производителя, успешно продвигающего свой продукт вплоть до рук потребителя, можно привести вездесущую Apple. В своем недавнем выступлении на десятой ежегодной конференции, проводимой отраслевым интернет-ресурсом All Things Digital, глава этой компании Тим Кук обратил внимание присутствующих на то, какое внимание компания уделяет своим продуктам. Apple в буквальном смысле занимается микроменеджментом, контролируя производство на китайских заводах Foxconn, своего основного производственного партнера. Кук сказал, что не знает ни одной другой компании, которая уделяла бы столько внимания своему контрактному производителю. В этой связи еще можно вспомнить, что в феврале этого года работникам Foxconn увеличили зарплату на 16—25%. Представитель OEM-производителя прокомментировал это так: “Зарплата младшего сотрудника компании теперь гораздо выше, чем минимальный размер оплаты труда, установленный властями Китая”. Тогда мало у кого возникли сомнения, что Apple приложили к этому руку, при этом уступив часть своей прибыли рабочим, инвестируя таким образом в свое будущее, а также укрепляя производственный союз с Foxconn.
Рыночная гибкость. Вот чего не хватает RIM. Они банально не успевают за рынком, сервисы и продукция компании стремительно устаревают еще на стадии концепта, что означает постоянные задержки с выходом новой продукции. Планшет PlayBook, на который возлагались большие надежды, был лишен элементарного почтового клиента. Компания торопилась занять свою рыночную нишу в планшетном сегменте, а в результате понесла громадные убытки, так как планшет оказался практически невостребованным на рынке (было продано лишь 200 000 штук). Как тут не вспомнить ставшее уже классическим высказывание Джобса о том, что нужно делать что-то одно, но наилучшим образом. Кстати, в этом отношении Apple тоже не безгрешна, так как в ее адрес слышна критика насчет недоработанного голосового помощника Siri. Анонимный сотрудник Apple даже посетовал изданию Business Insider, что Джобсу бы очень не понравился недоработанный продукт, коим оказался Siri.
Еще не так давно, в 2009-м, журнал Fortune называл RIM самой быстрорастущей компанией в мире, в июне 2010-го компания отчиталась о продаже 100-миллионного смартфона Blackberry. В США Blackberry так вообще являлись лидерами рынка на то время. 2011-1 стал переломным для RIM, когда проблемы на нее посыпались как из рога изобилия. Мировая рыночная доля RIM продолжает перманентно сокращаться: с 20% в 2011 г. до 7% в году нынешнем, причем компания показывает падающие продажи уже пятый подряд квартал. В последнем квартале зафиксированы убытки в 127 млн. долл. Также RIM сообщила, что спишет около 267 млн. долл. — именно на такую сумму осталось нераспроданных в каналах сбыта устройств на базе Blackberry 7. За один только 2011 г. RIM потеряла около 75% стоимости своих акций, на текущий момент лишилась уже 90% своей первичной капитализации. RIM буквально разрывают на части: с одной стороны компанию взяли в железные тиски конкуренты — Apple отбирает у RІM верхний ценовой сегмент, в остальных — атакуют многочисленные производители на Android, с другой — инвесторы RIM требуют продажи компании, так как считают, что предпринимаемые руководством RIM меры по восстановлению бизнеса не приносят ожидаемых результатов.
Неповоротливую и закостенелую систему менеджмента RIM критиковали довольно долго. “Оба директора не желают никаких изменений в компании, — заявил в мае 2011-го аналитик Charter Equity Эд Шнайдер. — Они делают то же, что и раньше. У них отсутствуют новые идеи”.
По мнению одного из основных инвесторов RIM, директора инвестиционного банка Jaguar Financial Вика Альбоини, чтобы остановить падение биржевого курса компании и сокращение продаж, нужно привлечь крупного покупателя, например, Microsoft или IBM. “Мы бы предпочли продать компанию — целиком, или по частям, — заявил Альбоини, который призывал к этому шагу еще с сентября 2011 г. — Мы всячески подталкиваем RIM к принятию данного решения. Низкие результаты стали нормой в компании, она регулярно откладывает принятие важных стратегических решений. Мы настаиваем на фундаментальных изменениях”. Он посчитал, что в случае продажи RIM по частям Microsoft и IBM заинтересовались бы сетевыми сервисами RIM, а Nokia могла бы купить смартфонный бизнес. Также в числе потенциальных покупателей инвестор назвал и соцсеть Facebook.
Reuters стало известно из осведомленных источников, что возможность приобретения RIM рассматривала также одна из крупнейших в мире интернет-компаний Amazon. Интернет-гигант даже обращался к одному из инвестиционных банков, чтобы проконсультироваться по поводу оценки активов RIM и возможных рисков в результате вероятного поглощения канадского производителя, но по неизвестным причинам Amazon отказался от приобретения RIM.
Нужно заметить, что в RIM предпринимали шаги по улучшению как своей управленческой структуры, так и по ускорению вывода на рынок новых продуктов. Другое дело, что шаги эти были запоздалыми, а подчас и откровенно неудачными. К примеру, вывод на рынок планшета Playbook сопровождался постоянными задержками, что даже стало поводом для шуток у прочих игроков мобильной индустрии.
В январе этого года RIM в ответ на отчаянные призывы акционеров к стратегическому пересмотру управленческой структуры компании, а также ее устаревшей продуктовой линейки, объявила об отставке своих бессменных со-руководителей Джима Балсилли и Майкла Лазаридиса, управлявших компанией около двадцати лет. Они оставили посты со-председателей совета директоров компании, но остались его участниками. Лазаридис стал вице-председателем совета директоров, а также руководителем комитета по инновациям.
В RIM отбивались от нападок журналистов, утверждая, что отставка Балсилли и Лазаридиса — это не попытка встряхнуть акции на рынке и не жертва в угоду акционерам, а часть более масштабной программы реорганизации, направленной на смену принципов работы компании. Лазаридис заявлял, что не считает недавние отсрочки с выходом новых продуктов компании причиной падения стоимости акций компании, тогда как большинство рыночных аналитиков видели причину именно в этом.
Совет директоров объявил о назначении президентом и исполнительным директором RIM Торстена Хайнса, до этого занимавшего должность главного операционного директора по программному и аппаратному обеспечению, а также продажам. Хайнс объявил о стратегии преемственности компании, что вызвало новый шквал критики в адрес руководства со стороны рыночных аналитиков. Не помогло даже то, что канадцы объявили о выходе новых устройств в конце этого года на новой мобильной платформе BlackBerry 10.
Вдобавок ко все ухудшающейся рыночной ситуации стали поступать сведения, что RIM начал покидать топ-менеджмент. Свои посты оставили операционный директор компании Джим Роуэн, технический директор Девид Ях, вице-президент, курировавший работу сервиса обмена сообщениями BlackBerry Messenger, Алистер Митчелл, старший вице-президент по платформе BlackBerrу Алан Бреннер, вице-президент по продажам Патрик Спенсер и другие. Несколько дней назад стало известно, что компанию покинул и Джим Балсилли. По неподтвержденной информации RIM также готовится к массовым увольнениям своих сотрудников. Предположительно может быть уволено от 2 до 6 тыс. штатной численности, насчитывающей на сегодня около 16 500 человек. Напомню, что в июле прошлого года компания уже уволила 2000 человек. Это станет, как надеются в RIM, частью плана по реорганизации бизнеса, цель которого — обеспечить экономию средств в размере 1 млрд. к концу 2013 финансового года.
Несколько дней назад в опубликованном пресс-релизе компания RIM сообщила: “Давление со стороны конкурентов продолжает отрицательно сказываться на нашем бизнесе, что выражается в сокращении объемов продаж. Ситуацию также осложняет обострение ценовой конкуренции”. Она также предупредила, что по итогам текущего финансового квартала, который завершится для нее 2 июня 2012 г., ожидается операционный убыток, чем в очередной раз обрушила курс своих акций сразу на 15%. Bloomberg отмечает, что это будет первый операционный убыток RIM за последние 7 лет. Прогноз стал неприятной неожиданностью для аналитиков, ожидавших, что операционная прибыль канадского производителя будет на уровне 261 млн. долл.
Кроме того, RIM объявила, что наняла два инвестиционных банка — J.P. Morgan и RBC Capital Markets, которые помогут оценить варианты дальнейшего развития компании. Среди них — партнерство с другими компаниями, лицензирование программной платформы BlackBerry и ряд других стратегических альтернатив.
Цена за акцию RIM сейчас составляет 11,23 долл.(еще в мае прошлого года акция RIM котировалась на уровне 70 долл.), сохраняя отрицательную динамику. Если это будет продолжаться, то к декабрю, согласно прогнозам National Bank Financial, цена одной акции производителя смартфонов BlackBerry не превысит 8 долл. Крис Томпсон, аналитик этого банка, говорит, что некоторый позитив динамике акциям RIM должен привнести релиз операционной системы BlackBerry 10, выход которой ожидается в конце лета, однако и он глобально ситуацию вряд ли выправит. Последняя статистика от Nielsen подтверждает это: из числа купивших смартфон за последние три месяца 48% выбрали устройство под управлением Android, 43% — под iOS и только каждый двадцатый покупает устройство на BlackBerry OS. Так что у RIM очень серьезные проблемы на рынке.
Большинство рыночных экспертов полагает, что при цене в 7 млрд. долл. RIM может стать привлекательной покупкой для какого-либо вендора, но в оптимальном для RIM варианте ее активы — аппаратное производство, программное обеспечение и патенты могут быть проданы по частям. Впрочем, пока в самой Канаде СМИ утверждают, что наиболее вероятным покупателем может стать канадское правительство. Для страны RIM является своего рода национальной гордостью. Не стоит забывать, что RIM создала первый “умный телефон”, компания популяризировала мобильную электронную почту и системы мгновенных сообщений, стала синонимом защищенности протоколов связи для корпоративных клиентов, поэтому приобретение этого производителя вендором из другой страны нанесло бы урон имиджу Канады как страны.
Говоря о недавно представленной на Blackberry World 2012 ОС Blackberry 10, аналитик BGC Financial Коллин Джиллис назвал ее надежной, но “этого вряд ли будет достаточно для улучшения показателей RIM”. Еще он сказал: “Лучше было бы выпустить новый продукт, чем демонстрировать его недостатки”. Увы, это звучит для компании как приговор.