По прогнозу IDC, российский рынок ECM (Enterprise Content Management) на протяжении ближайших четырех лет будет ежегодно расти на 23%, что гораздо выше прогнозируемых темпов для отечественного софтверного рынка в целом (15%). Об этом на конференции “Миссия выполнима 2012”, организованной компанией “Логика бизнеса 2.0”, сообщил директор по консалтингу “IDC Россия” Тимур Фарукшин. В то же время, как показал проведенный IDC опрос 130 отечественных компаний (73% из них со штатом более 1000 сотрудников), лишь 15% из участников анкетирования предусмотрели средства на развитие ECM в своих ИТ-бюджетах на следующий год. Впрочем, в фокусе конференции были две темы — ECM и BPM, причем именно вторая из них на протяжении многих лет ассоциировалась с брендом “Логики бизнеса”. После того как “Логика бизнеса” вошла в состав IDS Scheer, которая, в свою очередь, была куплена фирмой Software AG, всем казалось, что получивший определенную известность бренд станет еще одним экспонатом в короткой, но бурной истории российской ИТ-отрасли. Тем не менее, он возродился под крылом группы “АйТи”, под руководством той же Марии Каменновой и с участием большей части ключевых сотрудников прежней “Логики бизнеса”. Появившаяся в ее имени добавка 2.0, по-видимому, призванная свидетельствовать не только о преемственности, но и о приверженности новым технологическим подходам, невольно вызывает и более простую интерпретацию: компания теперь будет развивать не одно направление (BPM), как это было прежде, а два.
Об этом недвусмысленно говорило и название доклада Марии Каменновой: “BPM+ECM = Логика бизнеса”. Впрочем, как оказалось, логика этого нехитрого уравнения вовсе не в том, чтобы просто арифметически сложить два указанных направления. Напротив, они должны дополнять и обогащать друг друга. В частности, в качестве целей такого совместного использования ECM и BPM были названы организация процессного управления корпоративным контентом и создание специализированных процессов и систем управления финансовым и проектным документооборотом.
Следует отметить, что спектр инструментов для решения подобных задач в новой “Логике Бизнеса 2.0” существенно расширился. Если прежде компания продвигала только одну, пусть и очень популярную BPM-систему ARIS, то сегодня к ней прибавились платформа Metasonic Suite фирмы Metasonic AG и IBM BPM (известная прежде под именем Lombardi). Как сообщил глава BPM-направления “Логики бизнеса 2.0” Андрей Коптелов, вскоре аналогичное партнерское соглашение будет подписано и с британской компанией Casewise. В качестве платформы для системы электронного документооборота “БОСС Референт”, которая теперь перешла в зону ответственности “Логики бизнеса”, используются два хорошо известных продукта корпорации IBM — Lotus и FileNet. Иными словами, IBM де-факто становится ключевым вендором “Логики бизнеса”.
Говоря о новых тенденциях, проявившихся за последние годы, Мария Каменнова упомянула и социальный BPM, под которым понимается использование социально-сетевых технологий как при проектировании бизнес-процессов, так и в процессе их исполнения. В частности, упомянутый выше продукт Metasonic Suite относится его разработчиками к категории S-BPM (субъектно-ориентированному управлению бизнес-процессами). S-BPM ориентирован на людей, принимающих непосредственное участие в бизнес-процессе и при этом обменивающихся сообщениями, а не на жестко централизованный поток работ, как это принято в традиционных BPM-системах. Более того, предполагается, что каждый бизнес-пользователь будет сам описывать процессы, в которых он участвует. На первый взгляд, все это выглядит достаточно странно, поскольку при подобном подходе невозможно будет обеспечить унификацию и стандартизацию процессов в рамках всего предприятия. Авторы методологии S-BPM считают, что полная унификация и не требуется. Достаточно, чтобы в модели процесса были жестко зафиксированы только важные для предприятия или регулирующих органов требования и правила.
Как это ни удивительно, аналогичные мысли прозвучали и в выступлении профессора Августа-Вильгельма Шеера — одного из авторов классической концепции BPM, основателя компании IDS Scheer (разработавшей продукт ARIS Platform), а ныне главы консалтинговой фирмы Scheer Management. Он, в частности, заявил, что в современных условиях, когда бывает необходимо принимать решения в быстро меняющейся обстановке, излишне стандартизированные процессы не приносят должного эффекта. А потому следует двигаться от их стандартизации к индивидуализации.
Пропагандируя столь революционные идеи, не следует забывать и о той почве, на которую они падают. Ведь нередко слишком радужные ожидания оборачиваются разочарованиями при оценке заказчиками результатов тех или иных проектов. Задуматься об этом заставили некоторые результаты упомянутого исследования IDC, представленные Тимуром Фарукшиным. Так, оказалось, что по уровню проникновения ECM лидерами в России являются госсектор и предприятия энергетики и ЖКХ, а аутсайдерами — производители товаров народного потребления и страховые компании. Однако когда встал вопрос о степени удовлетворенности внедренной ECM-системой, упомянутые отрасли в аналогичной табели о рангах поменялись местами. Иными словами, чем шире охвачены подразделения компании и чем больше функций ECM они используют, тем хуже оценивают эффект от внедрения ECM-системы ее представители. Можно давать этому наблюдению самые разные объяснения (одно из них привел и Тимур Фарукшин), но ситуацию нужно как-то исправлять.