Те, кто следит за новинками в сфере мобильных технологий, знают, что в середине июня Microsoft презентовала операционные системы восьмого поколения Windows 8 Pro / RT и Windows Phone 8. В первом случае фактически презентовались планшеты Microsoft Surface, но аналитик Эльдар Муртазин считает, что планшеты от Microsoft — это референсные устройства, как, например, смартфоны Google Nexus. На самом же деле презентовались именно операционные системы и на них, а не на продаже брендированного “железа” Microsoft будет зарабатывать. И я с ним в этом вопросе согласен.

Представленные Microsoft операционные системы содержат ряд интересных нововведений — от общего интерфейса Metro до включения Microsoft Office Home and Students в состав бесплатного набора программ Windows 8 RT. Так вот, вопрос такой — сможет ли это помочь втиснуть планшеты в новые бизнес-сценарии? Попробуем порассуждать. Для начала немного истории…

История гласит, что первоначально в голову Стива Джобса пришла идея планшета, а уже потом он решил, что первым таким устройством будет телефон. На мой взгляд, стратегия безумно выигрышная — Apple продала покупателям и телефон, и планшет. Если бы сначала в продажу вышел iPad, то, кто знает, смогла бы компания продать столько iPhones?

Так вот, поскольку на момент появления iPad у владельцев тачфонов сложился уже некоторый пользовательский опыт, он практически без изменений был перенесен со смартфонов на планшеты. Также надо было в срочном порядке выдумывать новые сценарии. Уверен, что большая часть покупателей сначала покупала вожделенное устройство от Apple, а уже потом оправдывала его покупку зачастую надуманными причинами. iPad мгновенно стал популярен в бизнес-среде, поэтому срочно потребовались бизнес-сценарии с его участием. Планшет — индивидуальное устройство, как и смартфон, поэтому во многих случаях он выступал в роли персонального помощника. На планшете появились приложения — клиенты электронной почты, различные планировщики, списки дел и задач (ToDo Lists). Руководителям пришлись по вкусу панели управления (dashboards и KPI), когда на экране собирается и выводится в наглядной форме контрольная информация о компании. Если взять тему ECM, то можно упомянуть приложения, позволяющие просматривать документы, ставить примечания и выносить резолюции. Все эти приложения удачно сглаживают “острые углы” планшета, а именно более низкую, если сравнивать с десктопами и лэптопами, их приспособленность к серьезному редактированию контента — сложному форматированию, набору больших объемов текста и т. п.

Да, новые сценарии изначально учитывают сильные стороны и ограничения планшета. Точнее, строятся вокруг них, так что априори проблем с их реализацией быть не должно. Но есть и уже существующие сценарии работы, которые реализуются при помощи традиционных ПК — лэптопов и десктопов. Сможет ли планшет заменить традиционные ПК? Причем заменить массово, захватив слой рядовых пользователей-исполнителей, а не только “топов”. Смогут ли пользователи решать на планшетах свои задачи?

Казалось бы, что для того, чтобы переманить традиционных пользователей с их задачами, планшетам надо работать на настольной операционной системе. Но слабые продажи планшетов на Windows 7 показывают, что не так все просто. Запустив на планшете традиционное, ориентированное на использование мыши и клавиатуры приложение, мы не получим того же уровня комфорта, что и работая на десктопе или лэптопе. Нужно что-то большее, чем простая переносимость программ.

Возможно, Microsoft знает ответ. Если это так, то попробуем его узнать и мы. Для этого проанализируем, какими общими чертами обладает семейство операционных систем Windows 8 (сюда я включу версии Pro, RT и ОС для смартфонов Windows Phone 8):

Единый интерфейс. Все представленные ОС имеют усовершенствованный пользовательский интерфейс Metro. Это, по задумке, должно обеспечить единый пользовательский опыт. Впрочем, в ряде приложений в настольной версии Windows пользователь может перейти в привычный интерфейс в духе Windows 7. Традиционно будут выглядеть и legacy-приложения, не имеющие Metro-интерфейса. Но со временем число legacy-приложений будет сокращаться, а пользователи привыкнут к новому интерфейсу.

Унификация ядра. Здесь я просто процитирую Э. Муртазина: “Унификация ядра операционной системы — это очень сильный шаг, который ведет сразу к двум последствиям. Первое — для производителей железа становится выгодным выпускать не один тип устройств (например, смартфоны), но и планшеты на Windows RT или Windows 8 либо какие-то иные устройства. Чем больше типов устройств на одной аппаратной платформе вы поддерживаете, тем меньше стоимость разработки для каждого такого устройства. Второе следствие унификации ядра операционной системы и средств разработки (Native Language) — разработчики могут создавать свои приложения как для смартфонов, так и для планшетов, а также Windows 8. В рамках новой экосистемы Microsoft создание приложений для разного типа устройств становится более простым, и это также положительная черта новой системы”.

Поддержка Microsoft Office в “легких” операционных системах Windows 8 RT и Windows Phone 8. Для большого числа корпоративных сотрудников офисные продукты от Microsoft стали незаменимыми рабочими инструментами. Незаменимыми я их назвал потому, что длительное применение одного инструмента формирует определенные техники и навыки работы. Пользователи настраивают решение под себя, создают набор шаблонов и макросов, облегчающий и ускоряющий выполнение рутинных операций. Поэтому при попытке перехода на аналоги MS Office (продукты семейств OpenOffice, LibreOffice) у людей может возникнуть дискомфорт, а средства малой автоматизации придется создавать заново. Поэтому пользователи по возможности будут держаться за привычные инструменты и противиться переходу на новые, пусть и бесплатные.

Все перечисленное говорит, что намечается не простая переносимость программ, а унификация пользовательского опыта, приложений и данных. Работа на настольном компьютере и на планшете будет отличаться не так разительно, как сейчас. Пользователи, начав работу на настольном компьютере, смогут продолжить ее на планшете и наоборот. Общий интерфейс, общие программы, общие данные, общие навыки должны помочь “бесшовно” интегрировать планшеты в большее число бизнес-процессов.

Означает ли это, что популярность планшетов в бизнес-среде догонит или даже превзойдет популярность персональных компьютеров? Возможно, но не так скоро. На мой взгляд, главным фактором, препятствующим триумфальному успеху планшетов на бизнес-арене, являются сами конструктивные особенности планшетов. Итак, где не стоит ждать прорыва планшетов, по крайней мере в ближайшее время?

“Немобильные пользователи”. Это пользователи, которые, вне зависимости от своего положения на служебной лестнице или в цепочке бизнес-процесса, полностью или практически полностью всегда находятся на своем рабочем месте. Это может быть и рядовой сотрудник договорного отдела, готовящий проекты договоров, и главный бухгалтер, эти проекты согласующий. Им замена персонального компьютера на планшет не принесет положительного результата. Компактный размер, малый вес, длительное время автономной работы совершенно некритичны для этой группы специалистов. Зато на первый план выходят конструктивные ограничения планшета: небольшая диагональ экрана, компактная клавиатура. Если использовать внешнюю клавиатуру и монитор, то разница между планшетом и настольным компьютером в этом сценарии нивелируется. Тем не менее со временем планшеты проникнут и в эту сферу, в рамках смены поколений устройств. Как десктопы постепенно вытесняются лэптопами. Просто разница в цене становится невелика, и при прочих равных условиях выбирается более современное и более компактное устройство.

Авторы и обработчики “тяжелого” контента. В эту группу попадают программисты, обработчики аудиоматериалов, видео и статических изображений, дизайнеры, создатели сложных документов. Для них критична производительность компьютера, объем памяти, размер и качество цветопередачи дисплея, наличие определенных портов ввода-вывода и т. п. Например, при создании большого числа документов (отчеты, аналитические и маркетинговые документы) приходится держать открытыми несколько других документов, вкладок браузера, несколько окон прикладных и справочных решений. Критично удобство работы с клавиатурой, легкость и скорость переключения между окнами, разрешение и диагональ дисплея. У пользователя, привыкшего к настольному компьютеру, его замена на лэптоп может привести к временному снижению производительности труда. У планшетов еще меньше диагональ дисплея, объем памяти, поэтому справедливо ожидать еще большего падения производительности пользователей.

А будут ли те, кто выиграет от “планшетной революции"? Да, они будут, именно для них все и делается.

“Мобильные предприниматели”. Это представители малого и отчасти среднего бизнеса, чей стиль работы в большей степени можно охарактеризовать как разъездной. В России бизнес, и не только малый, очень “Microsoft-ориентирован”. Дело даже не в наличии большого числа legacy-приложений — у пользователей сформировалась “Microsoft-культура” работы, отличные от Microsoft платформы воспринимаются не то чтобы настороженно, но требуется время для адаптации к этим платформам имеющихся сценариев работы. Думается, что переход на Windows RT или параллельное использование разных платформ, но одного семейства и от одного вендора будет сопряжен с меньшими трудностями. У меня есть знакомый, он руководит небольшой строительной компанией, занимающейся ремонтами и строительством. Ему приходится много времени проводить на объектах, где постоянно возникает потребность работы с договорными и проектными документами. Также ему критически важно вести учет расходов в разрезе объектов, статей и т. д. Лэптоп в таких условиях оказывается громоздким, а вот планшет позволил бы комфортно работать даже в таких стесненных условиях. Но, по словам моего знакомого, до сих пор от приобретения планшета его удерживало отсутствие для него ряда программ — от Microsoft Office до бухгалтерского ПО. И он очень ждет, когда же появятся планшеты “на Windows”. Думаю, что такие примеры можно найти и в других отраслях. Но справедливости ради стоит отметить, что планшеты начали свое завоевание сектора СМБ задолго до анонса Microsoft новых операционных систем.

“Мобильные энтузиасты”. Это группа пользователей, которые уже по своей инициативе обращаются к мобильным гаджетам для решения рабочих задач, зачастую добавляя новые проблемы ИТ-службам компании. Появилась даже такая аббревиатура — BYOD*. Планшеты на Windows 8 могут пополнить ряды других устройств, уже принесенных сотрудниками. При этом можно выделить некоторые гипотетические преимущества таких устройств. К уже перечисленным можно добавить простоту интеграции в Microsoft-ориентированную инфраструктуру компании. К тому же часть активных пользователей уже обладает навыками программирования на VBA (Visual Basic for Applications), опытом создания приложений в Visual Studio, запросов на SQL и т. п. Для них платформа Windows будет выглядеть привычнее, они смогут применить имеющиеся навыки и наработки.

Сотрудники “второй очереди”. Эти сотрудники часть времени проводят вдали от рабочего места, но, по мнению руководства, недостаточно, чтобы это оправдало покупку для них лэптопа. Если стоимость Windows-планшетов будет ниже этого психологического порога, сотруднику таки будет приобретен планшет, например для посещения публичных мероприятий, удаленной работы во время нечастых командировок и т. п. Опять же в пользу платформы Windows будет выступать простота включения в инфраструктуру компании, наличие Microsoft Office в стандартной поставке (Windows RT).

Не всегда ожидания оправдываются, а прогнозы сбываются. Самый красивый замысел может быть испорчен реализацией, а конкурентные преимущества перечеркиваются неадекватной ценой. Тем не менее у новых операционных систем Microsoft есть преимущества, которые должны позволить устройствам, работающим на них, бесшовно встроиться в корпоративную инфраструктуру, обеспечить единый пользовательский опыт и совместную работу с данными и приложениями.

* BYOD (Bring Your Own Device) — такая политика компании в области ИТ и информационной безопасности, когда сотрудникам разрешается использовать персональные устройства (ПК, планшеты, смартфоны и т. д.) для решения производственных задач в противовес централизованному снабжению необходимыми устройствами. Компания сознательно идет на риски, связанные с использованием изначально “консьюмерских” устройств в бизнесе, не боится “зоопарка” различных платформ. Компания готова терпеть эти сложности в надежде на то, что привычные для специалиста устройства позволят повысить эффективность труда и чаще проявлять инициативу.

СПЕЦПРОЕКТ