Среди основных задач прошедшей в Москве июньской ежегодной конференции Nokia Developer Days были обозначены поддержка разработчиков мобильного ПО в странах Евразии, развитие существующей экосистемы вокруг мобильных платформ для телефонов Nokia, а также привлечение новых партнеров для создания приложений и сервисов для пользователей устройств Nokia.
На форуме обсуждались стратегия и возможности, которые предлагает Nokia разработчикам мобильных приложений, были также представлены технологии, позволяющие ускорить создание таких приложений.
По данным исследования IDC, на рынке смартфонов наблюдается усиление консолидации брендов, но основная конкурентная борьба здесь разворачивается между Nokia и Samsung. Финская компания, теряя свои позиции в мобильном сегменте, в том числе на российском рынке, решила не сдаваться, сделав ставку на дальнейшее развитие бизнеса в альянсе с Microsoft: в последних разработках Nokia сменила платформу на Windows Phone (WP), выпустив линейку смартфонов Lumia с расчетом в ближайшей перспективе установить на нее Windows Phone 8.
Представленная на форуме бизнес-модель продвижения решений альянса на мобильном рынке базируется на расширении партнерской сети по созданию мобильных приложений для смартфонов на базе WP, увеличении числа разнообразных разработок и на привлечении большего числа пользователей, приобретающих и загружающих такие приложения через онлайн-магазины обоих вендоров.
Сергей Руденко, руководитель отдела взаимодействия Nokia с разработчиками в Евразии, рассказал о результатах работы своего подразделения, созданного на российском рынке год назад.
Рынок мобильных приложений, по его словам, действительно получил мощный импульс роста: “Мы прочувствовали это на себе, когда рост загрузок из онлайн-магазина приложений Nokia превысил наши ожидания и перевалил за миллион загрузок в неделю, и это именно в России”. Сейчас, полагает г-н Руденко, складывается ситуация, когда проблема канала постепенно уходит и возникает проблема контента: клиент заинтересован в быстрых и оптимизированных под мобильные платформы приложениях и сервисах.
Он пояснил, что год назад отечественный рынок мобильных приложений для платформы Windows Phone еще только зарождался. После появления WP-смартфонов Nokia Lumia началась интенсивная разработка мобильных программ для этих аппаратов: новые качественные приложения, по его словам, появляются буквально сотнями. В тройке лидеров-разработчиков — Москва, Санкт-Петербург и Томск. Это свидетельствует, считает Сергей Руденко, что дизайн платформы в целом прост и понятен, ориентация на юзабилити привлекательна, а инструменты разработки удобны.
В рамках программы поддержки партнеров-разработчиков компания предлагает устройства для тестирования приложений; мерчандайзинг и содействие в продвижении лучших приложений; совместный маркетинг по принципу 50/50; обеспечение контактов начинающих программистов с уже зарекомендовавшими себя разработчиками.
Главное требование к первой версии приложения, пояснил он, — работоспособность, а вот последующие обновления расширяют функционал. Nokia намерена сфокусироваться на приложениях, повышающих мобильность пользователей: помогающих найти и купить билеты на транспорт, предоставляющих различные скидочные сервисы и др.
Нареш Чоухан, руководитель отдела стратегического маркетинга Nokia для разработчиков, подтвердил стратегическую линию Nokia на сотрудничество с Microsoft. Однако направление аппаратов Nokia Asha, позиционируемых в бюджетном ценовом сегменте, по его словам, вендор не намерен списывать со счетов и планирует наращивать выпуск этих смартфонов.
Г-н Чоухан отметил, что для WP-линейки Lumia, куда вошли четыре модели, создан пул из 100 тыс. приложений, доступных на 54 рынках (включая российский), с поддержкой 130 телеком-операторами; в создании приложений принимают участие свыше 600 программистов из разных стран.
Смартфоны линейки Lumia, пояснил г-н Руденко, отличают фирменные сервисы Nokia, оптимизированные под ОС Windows Phone. В первую очередь, это Nokia Drive (полноценная навигация) и Nokia Music (стриминговое радио). Некоторые недавно представленные сервисы, например Nokia Reading (электронные книги), в ближайшее время станут доступны пользователям Lumia 800 в качестве отдельных приложений.
Важную роль в продвижении смартфонов, по мнению г-на Руденко, играют геолокационные сервисы. Так, геосервис Places API (beta) включает глобальный охват — 200 стран, 1,5 млн. городов, округов и регионов, 25 млн. улиц. В ближайшее время разработчики смогут использовать офлайновые карты Nokia в своих приложениях.
Другой программный интерфейс геокарт — Nokia Maps API для Java ME — включает поддержку рендеринга карт, геокодинг, реверсивный геокодинг, позиционирование, управление лэндмарками и прокладку маршрута. Доступен виджет карт через MIDlet.
Монетизация приложений
На конференции практически ни один спикер не мог обойти вопрос так называемой монетизации — получения доходов от продвижения приложений: как от их непосредственных продаж, так и различных акций (включая рекламу и др.), связанных с ними. Так, Михаил Черномордиков, руководитель отдела экспертов по стратегическим технологиям Microsoft, посвятил этому вопросу целую презентацию.
При обсуждении монетизации на слушателей обрушился поток рекомендаций, каким образом, сделав приложение, если не разбогатеть (а такие случаи, оказывается бывают), то хотя бы окупить инвестиции, которые для разработчика могут оказаться существенными. Как показала дискуссия, монетизировать программную разработку не так просто (хотя и здесь, как в лотерее, случаются счастливчики, которых на форуме называли “успешными”). К сожалению, большинство рекомендаций носили тривиальный и весьма общий характер, которые сводились к одному: нужно создать “успешное” приложение, т. е. представляющее интерес для пользователя.
Понятно, что бесплатные, но привлекательные для пользователя приложения, оказавшиеся успешными, представляют немалый интерес для обоих вендоров, поскольку повышают рейтинг и функциональность их продуктов, что способствует увеличению их продаж. Правда, сам разработчик таких бесплатных приложений может остаться ни с чем…
Михаил Черномордиков представил различные программы поддержки в продвижении “успешных” приложений. Но чтобы заслужить поддержку, разработчику сначала нужно стать успешным. Такого же мнения придерживается и г-н Руденко.
Г-н Черномордиков указал на новые способы, которые позволяют зарабатывать деньги с использованием возможностей следующей версии платформы WP. Так, кроме продажи приложений (и рекламы внутри них) вместе с Windows Phone 8 разработчики смогут продавать контент уже внутри приложения. Например, в таких приложениях можно с помощью микротранзакций организовать продажи виртуальных товаров. По его мнению, кроме дополнительного дохода такая возможность продлевает жизненный цикл приложения.
Сергей Руденко считает, что, хотя пользователей и привлекают в смартфонах Lumia быстродействие, приятный и удобный интерфейс, но при этом немаловажным при выборе аппарата является и доступность привлекательных приложений, с помощью которых можно общаться с друзьями, заниматься спортом, узнавать последние новости и т. п. Он назвал наиболее популярные продукты, которые были выполнены в сотрудничестве с Nokia: IVI, QIWI, HH, Gismeteo, “Афиша”, “Драйв” и ряд других. Г-н Руденко подчеркнул, что все эти приложения четко следуют концепции Metro-дизайна.
Сергей Лутай, руководитель департамента компании Digital Cloud Technologies — одного из успешных партнеров Nokia, рассказал, как его компании удалось изменить направление бизнеса с разработки веб-проектов в сторону создания мобильных приложений. В этом, по его словам, решающую роль сыграла монетизации приложений после их публикации в Windows Phone Marketplace: применение уведомлений, “живых тайлов” (динамические иконки на экране смартфона — tiles), необходимость обновления и пробные периоды использования программ.