То, что несколько лет назад выглядело бы нереальным, может стать таковым уже ближе к концу текущего года: многие аналитики ИТ-рынка прогнозируют, что при сохранении текущих темпов развития и продаж на рынке китайская компания Lenovo в III—IV кв. этого года или в начале 2013-го может отобрать пальму первенства у давнего лидера — американской компании HP. “Это лишь вопрос времени, когда Lenovo станет № 1. Если это произойдет в конце этого года, то это не будет неожиданностью”, — цитирует Reuters Фредерика Вонга, исполнительного директора компании Avant Capital Management, владеющей акциями Lenovo. При этом Вонг выразил опасения, что дальнейшему укреплению позиций Lenovo на рынке могут помешать ожесточенная конкуренция на рынке планшетов и довольно неутешительные прогнозы роста мирового рынка ПК.
По оценкам исследовательской компании IDC, во II кв. нынешнего года HP поставила на рынок 13,4 млн. ПК. В итоге, доля компании по сравнению с аналогичным периодом минувшего года сократилась с 17,6% до 15,5%. В то же время Lenovo с 12,9 млн. реализованных компьютеров укрепила свои позиции, увеличив свою рыночную долю с прежних 11,9% до 14,9% и стала второй в мире по количеству проданных ПК, сместив с этой позиции Dell. HP, долгое время опережавшая своих конкурентов, всерьез рискует уступить первенство Lenovo. Подобраться к лидеру так близко в свое время смогла лишь Dell — во II квартале 2008 г. ее рыночная доля отставала от показателя HP лишь на 2,7%.
По мнению аналитика Pund-IT Чарльза Кинга, вероятный выход Lenovo в лидеры рынка ПК может оказаться не настолько существенным для отрасли в целом, сколь важным для китайских производителей, которые получат сильнейший толчок для развития ИТ-индустрии, небезосновательно полагая, что компании из Поднебесной способны завоевывать верхние позиции мировых рейтингов.
Аналитики Gartner объясняют успехи Lenovo тем, что компания ведет крайне агрессивную маркетинговую политику как на потребительском, так и на корпоративном рынках, в связи с чем темпы роста поставок компьютеров Lenovo опережают среднестатистический показатель по отрасли. Отчасти этому способствуют сделки с другими ПК-производителями — не так давно Lenovo создала СП с корпорацией NEC (на ПК-рынке Японии) и приобрела немецкую компанию Medion. Кроме того, в укреплении положения Lenovo немаловажную роль сыграла агрессивная ценовая политика. Правда, при этом маржа операционной прибыли у китайской компании составляет лишь 1,4%, в то время как у HP этот показатель равен 7,4%, а у Dell — 6,2%.
Сокращение рыночной доли HP, по мнению экспертов, во многом обусловлено прошлогодними метаниями компании — сначала было заявлено о продаже бизнеса по производству ПК, но после компания изменила свое решение. В итоге многие потенциальные потребители и партнеры HP оказались в ситуации неопределенности, поскольку просто не могли прогнозировать свои отношения с таким надежным прежде вендором.
Как бы то ни было, но теперь HP придется приложить немалые усилия для того, чтобы удержать на рынке свои позиции. В качестве способствующих этому факторов могут выступить осенний выход Windows 8, а также огромный исследовательский потенциал компании.
В то же время, считает аналитик The Gabriel Consulting Group Ден Олдс, “чтобы стать лидером, Lenovo нужны очень хорошие результаты в III кв., и в этом ей поможет рост продаж с началом нового учебного года”. По его мнению, компания выйдет на первое место в I кв. 2013 г.
Если сразу после перехода бизнеса IBM под контроль китайской компании многие опасались, что Lenovo не сможет сохранить качество и передовые позиции в технологическом развитии, то теперь стало ясно, что Lenovo не только сохранила, но и увеличила скорость внедрения инноваций. Что важно, внедряемые Lenovo технологии сочетаются с привлекательными ценами — IBM не удавалось поддерживать конкурентные цены при таких вложениях в исследования и разработки.