Корпорация Microsoft опубликовала предварительный отчет с основными результатами своего очередного финансового года, закончившегося 30 июня. Ее суммарные доходы повысились до очередной рекордной отметки в 73,7 млрд. долл., но темпы роста продаж уже совсем не поражают воображение — 5% по сравнению с прошлым годом (годом ранее было 12%). "Однозначные" (в смысле отображаемые одной цифрой) показатели увеличения дохода становятся для компании обычным делом, т. е. развитие бизнеса Microsoft в целом приближается к среднеотраслевым показателям при том, что ранее компания опережала общерыночные темпы в разы.

Правда, по рентабельности Microsoft продолжает оставаться одним из лидеров (в этом ей могут позавидовать почти все ведущие ИТ-игроки): операционная прибыль за отчетный период составила 21,76 млрд. долл., а чистая прибыль — 16,98 млрд. долл. Это примерно на 6 млрд. меньше, чем в прошлом году. Причина тому стала известна в самом конце завершившегося финансового года: компания решила списать в убыток 6.2 млрд. долл. в счет возмещения снижения стоимости материальных активов (Impairment of goodwill) в результате не оправдавшейся, с точки зрения стоимости капитализации, покупки пять лет назад компании aQuantive, занимавшейся бизнесом в области интернет-рекламы . Однако тут нужно отметить, что ряд наблюдателей усмотрели в этом "списании" не столько реальные проблемы Microsoft (получается, что стоимость aQuantive упала до нуля), сколько ee желание "оптимизировать" свои финансовые активы, уменьшив выплаты диведендов акционерами и налога на прибыль и сохранив при этом данную сумму в распоряжении компании . Отметим, что стоимость активов Microsoft по состоянию на 30.06.2012 составила 121,27 млрд. долл., увеличившись за год на 12%. Так или иначе, но фондовый рынок почти никак не отреагировал на публикацию финансовых результатов компании, при этом стоимость ее акций на момент объявления отчета с прошлогодних 27,1 долл. повысилась до нынешних 30,7 долл.

Однако самое интересное в финансовых отчетах Microsoft — не столько общекорпоративные показатели, сколько сведения о динамике развития ее отдельных направлений деятельности. Структура бизнеса компании постоянно эволюционирует, но как раз сейчас (на рубеже первого и второго десятилетия века) проявились серьезные качественные изменения, которые в свою очередь связаны с отраслевыми трендами в целом. Собственно, данные Microsoft интересны не только из-за того, что речь идет о конкретном игроке, пусть и очень большом, но и потому, что они отражают некоторые общие рыночные процессы.

Как и раньше, мощным фундаментом бизнеса Microsoft является ее настольная платформа Windows + Office — она дает примерно 58% доходов и более 75% прибыли. Но внутри этой пары баланс постоянно меняется в пользу офисного семейства. Еще пару лет назад оно по финансовыми показателями вышло на первое место и разрыв с ОС постоянно возрастает. Нужно, однако, заметить, что офисное семейство — это уже давно не только клиентские приложения, но и три серверных продукта (Exhange, SharePoint и Lync), продажи которых растут опережающими темпами (конкретные данные по ним компания не раскрывает). Кроме того графа "бизнес-приложения" включает направление Dynamics (ERP-решения), финансовые показатели которого тоже не отражаются.

На второе место по объемам продаж в этом году впервые вышло подразделение Server & Tools, оттеснив на третье место направление Windows. В целом это вполне соответствует давней тенденции повышения значимости серверного направления компании. Однако стоит отметить, что Windows в наибольшей мере подвержена влиянию цикла обновления продукта — перед выпуском новой версии ОС всегда наблюдается заметный спад в продажах предшествующей. Вполне вероятно, что осенью, когда выйдет Windows 8, бизнес настольных ОС опять выйдет по показателям на второе место, но в долгосрочной перспективе он вряд ли удержится на этой позиции. Тем не менее несмотря на снижение рейтинга Windows в структуре доходов Microsoft (причем, именно доходов, прибыльность этого направления остается на очень высоком уровне) настольная ОС, конечно же, остается ключевым компонентом бизнеса корпорации. Приносимые деньги — это хотя и важный показатель значимости направления, но не единственный, а порою и не главный.

Подразделение Online Services Division уже много лет (с момента своего появления) остается проблемным, точнее — глубоко убыточным. Его основу составляют поисковые сервисы Microsoft. Уже стало традицией, что объем продаж тут топчется на уровне 2,5-2,8 млрд. долл., а расходы примерно в два раза превышают доходы. В этом году после списания на него убытков по aQuantive, анализировать его финансовые результаты вообще не имеет смысла. Подразделение Entertainment & Devices Division занимает в структуре Microsoft особую позицию, но компания придает ему большое значение. Подразделение продолжает демонстрировать уверенный рост продаж, хотя прибыльность его в прошедшем году заметно снизилась.

Как и в предыдущие годы про доходы от облачных технологий и сервисов в финансовом отчете Microsoft ничего не сообщается, хотя в очередной раз отмечается, что стратегия движения бизнеса компании как раз в этом направлении является неизменной. В плане прогноза своего развития компания говорит об ожидаемом росте операционной прибыли в наступившем финансовом году до 30,3—30,9 млрд. долл.

Таблица. Основные результаты Microsoft в 2012-м финансовом году по направлениям ее деятельности
Доходы, млрд. долл.Операционная прибыль (убытки), млрд. долл.
2012201120122011
Настольные ОС (Windows)18,383 *19,03311,460 *12,211
Сервера и инструменты18,68616,6807,4316,290
Онлайновые сервисы2,8672,607(8,121) **(2,657)
Бизнес-приложения (Office + Dynamics)23,99122,51415,71914,657
Устройства и игры9,5938,9150,3641,257
Другое0,2130,194
Административные расходы(5,090)(4,597)
Всего73,72369,94321,76327,161

* Включает потери в доходах в 540 млн. долл. в результате реализации программы Windows Upgrade Offer (приобретение Windows 7 с возможностью последующей замены на Windows 8)

** Включает 6,2 млрд. долл., как списание убытков по статье goodwill impairment (снижение стоимости нематериальных активов)