19 июля Nokia опубликовала отчет о своей финансовой деятельности за II квартал. Результаты, кажется, еще печальнее, чем ожидалось. Общий объем продаж составил за последние три месяца 7,54 млрд. евро, что на 26% меньше, чем за такой же период годом ранее. Слабым утешением является то, что это все же немного больше, чем в I квартале года. Интересна «географическая динамика” бизнеса: спад наблюдается везде, кроме, как это ни странно, Северной Америки, где отмечен рост в годовом разрезе на 45%. Однако самым печальным в этой ситуации является даже не спад продаж, а растущая убыточность деятельности Nokia: за II квартал убытки составили 1,53 млрд. евро, а за полгода — почти 3,1 млрд. Это намного больше убытков прошлого года (в первой половине 2011 г. они составили 261 млн. евро).
Комментируя эти результаты, CEO Nokia Стивен Елоп тем не менее заявил, что компания сможет преодолеть трудности: “Хотя II квартал был сложным для нас, все сотрудники компании демонстрируют решимость бороться за рынок через улучшение модели операционной деятельности и более тщательное управление финансовыми ресурсами”. Он также выразил уверенность, что продвижение на рынок смартфона Lumia на базе Windows Phone 8 будет успешно расширяться: “Хотя наступивший квартал будет также очень тяжелым, критически важно для нас вернуть бизнес Devices & Services в прибыльное состояние”.
Непростая судьба Nokia и переживаемые этой компанией рыночные трудности волнуют, кажется, весь мир, но особенно — российскую общественность. Понять такое отношение жителей нашей страны можно. Во-первых, именно мобильные телефоны Nokia стали первым шагом в мир новых телекоммуникационных возможностей для многих граждан России еще в далеких 1990-х. Во-вторых, Финляндия — это наш близкий сосед, почти “ближнее зарубежье”. И в третьих, это действительно очень интересный пример того, что даже небольшие страны “старушки Европы” могут достичь действительно мирового успеха на ИКТ-рынке в конкуренции с американскими ИТ-китами и “азиатскими тиграми”.
Для экспертов же Nokia представляет собой очень интересный пример рыночных метаморфоз, которые происходят в ИТ-отрасли, когда лидеры неожиданно теряют ведущие позиции, бывшие конкуренты становятся близкими партнерами, а друзья — непримиримыми соперниками. В этой связи нужно вспомнить, что когда в начале нынешнего века Microsoft стремительно вышла в сферу мобильных устройств (с тех пор прошло чуть более десяти лет, а кажется, миновало столетие), она рассматривала именно финского поставщика как одного из основных, а главное, несговорчивых конкурентов, которые упорно не хотели использовать Windows-платформу. Серьезные бои между ними начались примерно в 2003—2005 гг., когда Nokia предприняла серьезные попытки выйти на корпоративный рынок, и как раз тут у нее обнаружились первые заметные проблемы. Главной причиной трудностей было то, что компания делала ставку именно на собственные софтверные разработки, стиль и архитектура которых хорошо себя показали на потребительском рынке, но плохо подходили для предприятий. Вот тогда Nokia и Microsoft как раз и начали поиски вариантов сотрудничества с решения вопросов интеграции, которые потом вылились в переход финнов на использование платформы Редмонда…
Накануне публикации финансовой отчетности компании Nokia ресурс Hi-Tech@Mail.Ru исследовал мнение российской аудитории о причинах неудач компании и о том, как их преодолеть. По результатам опроса 20 313 человек составлен рейтинг антикризисных мер, которые ожидают от финского производителя. Главная возможность переломить ситуацию, как считают наши соотечественники, заключается в переходе на Android — за это было отдано 30,2% голосов. По мнению этой части респондентов, такой вариант — именно то, что могло бы спасти Nokia и вернуть компании утраченные позиции. Другие платформы не вызвали у российской аудитории такого отклика — против закрытия Symbian и MeeGo высказалось всего 6,3% и 7,2% респондентов соответственно. По мнению экспертов Hi-Tech@Mail.Ru, это можно объяснить высокой популярностью Android в России. Правда, они отмечают, что и конкуренция тут очень высока, так что вряд ли стоит ожидать, что Nokia бросит Windows Phone и займется Android или будет развивать эти две ОС параллельно.
В то же время далеко не все российские пользователи считают, что сотрудничество Nokia с Microsoft было ошибкой. Только 1,7% опрошенных полагает, что Nokia следует полностью отказаться от Windows Phone. А 10,6% даже уверены, что выпуск новых моделей со свежей версией ОС Windows Phone 8 поможет компании выйти из кризиса. Это второе по популярности мнение. Эксперты считают, что такие ожидания связаны с мощными камерами и большим списком изменений в новой ОС по сравнению с Windows Phone 7, которая так и не смогла завоевать большой аудитории. В целом же все надеются, что Microsoft, учтя ошибки Windows Phone 7, сможет на равных конкурировать с платформами Apple и Google.
Многие из респондентов (7,6%) выступили за отставку действующего главы Nokia Стивена Элопа, видя в нем причину всех бед компании. Это четвертая по популярности рекомендация. На третьем же месте — предложение резко снизить цены (9,3%). Далее следуют: упор на бюджетные телефоны, выпуск планшетов и копирование конкурентов (например, iPhone). Меньше всего голосов набрали варианты “сфокусироваться на платных сервисах”, “сменить название компании” и “продать патенты”.
В целом всем респондентам понятно, что Nokia переживает глубокий кризис. Кажется, только фанаты марки не замечают проблем и верят в лучшее (таковых 6,8%). При этом 9,3% респондентов полагают, что уже поздно действовать ‒ точка невозврата пройдена.
Как бы то ни было, у Nokia в России пока еще остается большая лояльная аудитория: более 90% верят в то, что компания не пойдет по пути Siemens и выкарабкается из кризиса. Аналитики Hi-Tech@Mail.Ru считают, что в сентябре на судьбоносном Nokia World 2012 компания просто обязана показать что-то очень привлекательное, если хочет остаться на рынке, а потом запустить это нечто в продажу к новогодним праздникам, причем по хорошей цене. Но надо признать — в условиях выхода на рынок iPhone 5 и множества смартфонов Samsung задача перед Nokia стоит не из легких.