Уже в начале нынешней осени Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) обещает представить документ, в котором будет изложена стратегия развития ИКТ-отрасли и сформулированы предложения государству в этой области. Как было заявлено на собранной по этому поводу пресс-конференции, цель данного документа заключается в том, чтобы предложить правительственным органам набор шагов, способных обеспечить быстрый экономический и социальный эффект.
Речь в данном случае идет ни много ни мало, как об инициировании национального проекта (в АП КИТ его назвали “Инфономика”), который должен помочь в решении задачи по переходу страны к экономике, основанной на знаниях. В АП КИТ полагают, что именно отрасль ИКТ может сыграть в этом ключевую роль и предлагают сделать “экономику знаний” общенациональной стратегией.
Положения готовящегося в настоящее время документа пока не разглашаются, хотя, как утверждается, работа над ним практически завершена. Как пояснили на пресс-конференции, в настоящее время ведутся консультации с госструктурами, включая Минкомсвязи, замечания и пожелания которых, возможно, будут учтены в окончательной редакции. Вместе с тем в общих чертах о ключевых исходных точках стратегии, очевидно, можно судить по содержанию выступлений участвовавших в пресс-конференции членов правления АП КИТ.
В высказанных ими тезисах, собственно, ничего нового, о чем бы не говорилось ранее, нет (что и понятно). Главную предпосылку, из которой исходит АП КИТ, пожалуй, можно сформулировать так — ИКТ-индустрия сегодня может стать реальным инструментом увеличения ВВП страны и модернизации ее экономики при сравнительно небольших инвестициях в нее и потянуть за собой другие отрасли, но только рыночными инструментами без задействования механизмов государственного регулирования и привлечения госинвестиций реализовать потенциал отрасли невозможно.
Так, согласно оценкам, приведенным генеральным директором КРОК Борисом Бобровниковым, одна только интернет-экономика может обеспечить 10%-ный прирост ВВП, а между тем реальный вклад ИКТ-отрасли в ВВП страны в 2011 г. даже снизился по сравнению с предыдущим 2010 г. (с 4,2 до 3,9%)
При этом в российской ИКТ-индустрии уже есть сегменты, наглядно демонстрирующие, чего можно добиться при соответствующем подходе. В качестве такового президент РУССОФТ Валентин Макаров привел сегмент разработки ПО, за двадцать лет прошедший путь с нуля до освоения лучших мировых практик организации разработок (российские компании лидируют в Европе по числу сертификаций по CMMi) и овладения вершинами ведения бизнеса в этой сфере. За примерами далеко ходить не нужно — в мировых рейтингах отмечены Auriga, EPAM Systems, Luxoft, “Лаборатория Касперского” и многие другие. Неуклонно растет и объем экспорта ПО, в прошлом году превысивший 4 млрд. долл. (годовой рост составил не 19%, как прогнозировалось, а 24%), а в нынешнем обещающий выйти за 5 млрд. долл. Правда, как отметил г-н Макаров, у разработчиков ПО было серьезное преимущество перед другими сегментами и отраслями — возможность использовать сеть Интернет в качестве транспортной среды, что исключало проблемы с российской таможней. “Оказывается, отсутствие таких барьеров при равных иных возможностях и наличии талантов позволяет нашему сегменту развиваться феноменально высокими темпами и конкурировать на мировом рынке, — констатировал глава РУССОФТ. — Если бы таких барьеров не было в других сегментах, они бы развивались не хуже”.
Меры по созданию благоприятного климата для развития инновационной экономики, очевидно, должны стать одной из важнейших составляющих разрабатываемой стратегии. Причем речь идет не только об устранении административных барьеров (“пока таможня отчитывается по объему принесенных в казну средств, она будет тормозить инновационное развитие”) и предоставлении предприятиям ИТ-отрасли определенных льгот (отмена после 2013 г. льгот по страховым взносам будет ошибкой, уверены в АП КИТ). В числе самых больных мест Борис Бобровников назвал также неэффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством и низкие показатели реализации госпрограмм по использованию ИКТ. “Риски мы видим в том, что информатизация информационного пространства государственных или окологосударственных компаний реализуется в условиях усиления монополизма, — продолжил он. — Некоторое время назад компания “Ростелеком” начала активно заниматься ИТ. Это нормально, когда коммуникационные компании двигаются в сторону интеграции и предоставления ИТ-услуг, и это соответствует мировому тренду. Единственное, что нам нужно — это обеспечить нормальную конкурентную среду, убрать административный ресурс. И пусть “Ростелеком” конкурирует на общих основаниях со всеми другими игроками”.
Отдельный акцент был сделан на роли ИКТ в развитии промышленности. “ИТ как драйвер промышленности — это настолько очевидный тезис, что о нем просто забыли”, — напомнил президент консалтинговой группы “Борлас” Алексей Ананьин. Выделяемые на обновление ресурсы идут прежде всего на закупку технологического оборудования, но без перехода к управлению жизненным циклом изделий и реализации других компонентов модернизации промышленности, о которых недавно в г. Екатеринбурге говорил Дмитрий Медведев и которые невозможно реализовать без ИТ, эффект от этого, по его мнению, будет не очень большой.
Как заявил г-н Ананьин, сегодня в промышленности необходимо сформировать “механизмы принуждения к инновациям”. В частности, в федеральные целевые программы, связанные с разработкой новых изделий нужно обязательно включать разделы по информационной поддержке жизненного цикла изделия и компьютеризации процесса разработки, производства и эксплуатации изделий, чтобы все участники процесса, включая смежников, в этом участвовали. При этом одна из насущнейших задач заключается в пересмотре действующих стандартов разработки и производства — в первую очередь ЕСКД, “которая уже всем надоела”.
Отдельное внимание в стратегии, очевидно, будет уделено проблеме кадров — без ее решения никакие модернизационные планы просто не могут быть реализованы. По оценкам АП КИТ, при модернизационном сценарии развития российской экономики дефицит ИТ-специалистов в стране к 2015 г. составит 320 тыс. человек. Понятно, что только за счет совершенствования системы образования компенсировать такой дефицит не удастся. В этой ситуации, как заявил генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев, нужно брать на вооружение мировой опыт: “Почему развитые государства для выполнения простых работ используют аутсорсинг недорогих кадров в других странах, а мы всех специалистов должны искать в нашей стране? Есть ключевые работы, которые нужно делать самим, а другие вполне можно отдавать на аутсорсинг, например, в Юго-Восточную Азию. То есть нужно развивать кадровый аутсорсинг”.
Другой вопрос — как использовать квалифицированные кадры. “Когда у нас говорят о необходимости развивать производство, нужно понимать, что производство — дело хорошее, но оно позволяет создать очень небольшую прибавочную стоимость, — пояснил г-н Корнильев. — А если создать собственный программный продукт, то тут ее намного больше, и продавать такой продукт можно где угодно, и выработка ВВП на одного работника получается высокая. Интеллектуальная собственность и сервисы — вот, о чем нужно думать постоянно”.
Кстати, по мнению г-на Корнильева, можно выгодно использовать вступление России в ВТО для обеспечения доступа российских технологий к мировому рынку. Но для этого нужно активно приводить внутренние стандарты в соответствие с международными. Иначе это крайне негативно будет влиять на ИТ-отрасль в целом.
Резюмируя выступления членов правления АП КИТ, можно констатировать, что ассоциация, судя по всему, готовит всесторонний и всеобъемлющий документ, и он скоро увидит свет. Но есть ли основания полагать, что он будет поддержан в том или ином виде властными структурами, а в случае принятия в качестве программы действий эта программа будет должным образом исполнена? В АП КИТ по этому поводу выражают “природный оптимизм” и рассчитывают на “здравый смысл” (очевидно, тех, кто будет принимать решения).