Как утверждают эксперты, частные облака подходят не любым компаниям. Но мнения относительно того, кому имеет смысл строить частное облако, а кому нет, не всегда совпадают. Одни, например, считают, что для крупных территориально-распределенных предприятий это не лучший (по крайней мере сегодня) вариант построения ИТ-инфраструктуры, а другие — что именно такие предприятия могут рассчитывать на значительный экономический эффект. Однозначно сказать, кто же в данном случае прав, невозможно — все зависит от особенностей конкретной организации и преследуемых ею целей.
В компании-ритейлере “Леруа Мерлен Восток”, специализирующейся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада и насчитывающей уже 20 магазинов в десяти городах России, решили в пользу построения частного облака и недавно объявили о завершении соответствующего проекта, выполненного на базе технологии Microsoft Hyper-V и средств управления Microsoft System Center.
Как пояснил Алексей Боровский, руководитель ИТ-инфраструктуры и коммуникаций “Леруа Мерлен Восток”, в жизни его компании, как любого крупного бизнеса, ИТ играют очень важную роль: “Сейчас без информационных технологий не может обойтись ни одно розничное предприятие. Торговля — очень динамичный бизнес, и ИТ-подразделение должно оперативно реагировать на любые запросы, будь то внедрение новых сервисов, модернизация существующих, тиражирование решений и т. д.”
Однако активный рост компании, по его словам, в определенный момент привел к тому, что ИТ-инфраструктура уже не позволяла оказывать необходимую поддержку бизнесу, а это, в свою очередь, влекло за собой необходимость увеличивать капитальные затраты. Кроме того, устаревшее аппаратное обеспечение зачастую затрудняло управление инфраструктурой, в результате чего ИТ-специалисты “Леруа Мерлен” были вынуждены много сил тратить на администрирование ИТ-ресурсов; соответственно меньше времени оставалось на реализацию стратегических проектов.
Все это и подтолкнуло ИТ-руководство “Леруа Мерлен” сначала к модернизации ИТ-инфраструктуры с помощью технологий виртуализации, а затем к реализации проекта по созданию частного облака.
“Сегодня частное облако становится собирательным образом того, как должна выглядеть ИТ-инфраструктура современного предприятия, -- поясняет Василий Маланин, менеджер по продуктам для ЦОД Microsoft в России. -- И его отличие от давно обсуждаемых оптимизации, автоматизации, ITSM заключается в том, что оно создавалось, чтобы быть понятным не только для ИТ-службы, но и для бизнеса. Для последнего облако является неким объектом со скрытой внутренней структурой, из которого бизнес может получать ИТ-сервисы, и ему совсем неважно, как этот объект устроен. Для ИТ-службы облако – это описание правильной архитектуры построения ресурсной базы (эластичные пулы, виртуализация, автоматизация и т. д.) и правильных процессов взаимодействия с пользователем (ITSM, каталог сервисов и т. д.). С их помощью ИТ-служба взаимодействует с потребителем и помогает ему решить задачи бизнеса”.
Почему в “Леруа Мерлен” остановились на технологиях Microsoft? “Во-первых, лицензирование Microsoft Hyper-V R2 намного выгоднее по сравнению со стоимостью других рыночных решений, — пояснил Алексей Боровский. — Наши ИТ-специалисты имеют большой опыт работы с решениями Microsoft, и освоение нового продукта заняло минимум времени. Кроме того, у нас уже были развернуты продукты семейства System Center, что упрощало интеграцию средств управления виртуальной средой (VMM), мониторинга сервисов (SCOM) и резервного копирования (DPM)”.
Как рассказали в “Леруа Мерлен”, виртуализация на платформе Hyper-V внедрялась поэтапно. Сначала роль Hyper-V была установлена на двух серверах, объединенных в кластер и подключенных к общей системе хранения данных HP MSA 2324. С помощью технологии P2V на серверы под управлением Hyper-V были перенесены серверы и сервисы, специально выбранные для данного пилотного проекта. Главным образом их переносили со старого оборудования, уже не поддерживаемого производителем. На втором этапе, используя утилиту Microsoft Assessment and Planning Tool Kit (MAP), ИТ-специалисты провели аудит имеющихся систем и определили кандидатов на дальнейшую виртуализацию.
Интересно, что весь проект, который по времени занял около двух месяцев, выполнялся силами сотрудников отдела инфраструктуры и коммуникаций “Леруа Мерлен”. Тем не менее, как утверждает г-н Боровский, каких-либо серьезных трудностей в ходе его реализации не возникло. Отчасти он связывает это с тем, что все критически важные службы и сервисы переносились в облако в вечернее время или в выходные дни, когда число обращений к ним было невелико либо их вообще не было.
Сегодня в частном облаке “Леруа Мерлен” работают почтовая система Microsoft Exchange 2010, часть доменных контроллеров, сервер печати, DNS-серверы, Windows Server Update Services, система банк — клиент, сервер контактов, сервер развертывания (Deployment Server), серверы, которые используются финансовой дирекцией, ресурсы для тестирования решений (например, для перевода SCCM на версию 2012, проверки обновлений для Microsoft Exchange и др.). Это, естественно, не все ИТ-ресурсы, используемые сегодня в “Леруа Мерлен”. Некоторые планируется перенести в облако в ближайшее время, другие же пока будут функционировать в рамках традиционной ИТ-инфраструктуры.
Вместе с тем в компании уже говорят о реальном экономическом эффекте, выражающемся в экономии ИТ-ресурсов и рабочего времени ИТ-специалистов. И это, пожалуй, то, на чем стоит остановиться подробнее. Вот как сформулировал составляющие полученной экономии Алексей Боровский.
1. Экономия на лицензиях для операционных систем. Это главная составляющая экономического эффекта.
2. Экономия на оборудовании. После создания частного облака в него были переведены некоторые используемые в компании сервисы и приложения, ранее размещавшиеся на выделенных серверах. Одна часть этих освободившихся серверов была задействована для наращивания вычислительной мощности облака, другая — под новые внедрения.
3. Снижение затрат на услуги по гарантийной поддержке оборудования. Раньше такие услуги приобретались для двенадцати серверов, а после создания частного облака — только для пяти. При этом часть оборудования, на тот момент уже снятого с производства, а потому требовавшего неоправданно высоких затрат на услуги поддержки, просто списали и теперь используют только в тестовых целях.
4. Снижение затрат времени ИТ-специалистов на серверную поддержку. Обусловлено прямым уменьшением количества обслуживаемых серверов.
5. Ускорение развертывания сервисов и приложений. Для данных целей созданы шаблоны, что экономит время специалистов и позволяет избежать возможных ошибок.
6. Повышение отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры без вложений. Для этого не пришлось закупать дополнительное оборудование.
7. Дополнительная экономия “на мелочах”. Уменьшилось число используемых портов СКС, освободилось место в коммутаторах, снизилось общее энергопотребление серверов и систем охлаждения при том, что увеличилось время работы систем бесперебойного энергопитания серверной группы в автономном режиме, упростился апгрейд виртуальных машин.
Проект в “Леруа Мерлен” продолжает развиваться. В настоящий момент готовится к запуску портал самообслуживания для автоматического выделения ИТ-ресурсов сотрудникам в разных подразделениях и разных магазинах. Для него будет использован новый System Center Virtual Machine Manager, который сейчас обновляется в компании до версии 2012. Портал самообслуживания планируется интегрировать с внутренним порталом на базе Microsoft SharePoint 2010, а его пользователями станут прежде всего сотрудники ИТ-отдела (в частности, занимающиеся тестированием решений), но потенциально применять его смогут и бизнес-пользователи (например, финансовая дирекция для тестирования обновлений своих систем).
“В дальнейшем мы планируем использовать данные технологии во всех магазинах компании”, — сказал Алексей Боровский.