Компании Cisco и EMC уже на протяжении многих лет сотрудничают в области разработок, маркетинга и совместных продаж своих продуктов, пытаясь найти оптимальный подход к обслуживанию корпоративных клиентов. В 2009 г. этими компаниями был создан консорциум VCE, первоначально названный так по именам учредивших его VMware, Cisco и EMC (при участии Intel), но впоследствии название консорциума получило измененную трактовку: “Virtual Computing Environment” (“виртуальная вычислительная среда”). Долевое участие компаний — учредителей VCE распределилось следующим образом: 58% принадлежит EMC, 35% — Cisco, оставшиеся 7% делят между собой VMware и Intel.
Основополагающей целью проекта VCE стало продвижение концепции Vblock — нового подхода к построению виртуализированных ЦОДов. На сайте VCE подчеркивается, что кооперация трех вендоров специализируется исключительно на интегрированных решениях Vblock для частных облаков. Название Vblock можно прочесть только на внешних поверхностях стоек. Внутри же обнаруживаются серверы на процессорах Intel, входящие в состав вычислительной платформы Cisco Unified Computing System, коммутаторы Cisco Nexus, системы хранения EMC Symmetrix VMAX и EMC VNX. Воедино их связывают cредства виртуализации VMware vSphere и VMware vCenter Server и ПО управления EMC Ionix Unified Infrastructure Manager, а за обеспечение информационной безопасности отвечает инструментарий RSA enVision.
По мнению рыночных экспертов, альянс VCE был основан с целью создать конкурирующую с IBM, HP и Oracle четвертую промышленную вертикаль — конвергентную структуру, объединяющую аппаратные, интеллектуальные и программные наработки материнских компаний в этом проекте. Предполагалось, что Vblock позволит существенно улучшить гибкость информационной структуры дата-центров, поможет сократить затраты на энергоснабжение и размещение физических серверов в процессе перехода на частичные облачные вычисления и виртуальные технологии.
Но поскольку по истечении трех лет VCE так и не начал приносить прибыль, в отношениях между Cisco и EMC возникла напряженность. Эту информацию Reuters сообщили источники, знакомые с ситуацией изнутри, но пожелавшие остаться неизвестными. Сообщается, что обе корпорации втайне друг от друга вели закулисные переговоры на предмет возможного приобретения сторонних производителей: Cisco — одного из производителей систем хранения данных, а EMC, соответственно, — сетевого программного обеспечения.
По информации источников, когда дочерняя компания EMC — VMware — объявила о планах приобретения Nicira, то застала этим руководство Cisco буквально врасплох, тем более что глав EMC (Джо Туччи) и Cisco (Джон Чемберс) объединяют не только партнерские, но и дружеские отношения (более двух десятилетий назад оба работали в ныне несуществующей Wang Laboratories). Когда на селекторном совещании Туччи спросил Чемберса, как приобретение VMware компании Nicira повлияет на Cisco, резкий ответ Чемберса удивил присутствующих: “Мы всегда на рынке действовали открыто, но, похоже, нас вынуждают конкурировать. Мы уже показали — когда мы конкурируем, мы конкурируем очень жестко”.
В Cisco были удивлены решением партнеров по VCE выкупить активы Nicira — мало того что конкурента Cisco, так еще и по цене, вдвое превышающей рыночную стоимость этой частной компании. Дело в том, что Cisco изначально предлагала акционерам Nicira выкупить ее активы за 600 млн. долл. и впоследствии достигла предварительной договоренности о сумме сделки в 750 млн., но VMware сорвала это соглашение.
Фред Хики, редактор инвестиционного дайджеста The High-Tech Strategist, считает, что VMware была вынуждена приобрести Nicira, так как для нее это была единственная возможность роста на рынке, пусть даже и “наступая кому-то на ноги”. Наверное, Nicira действительно представляла собой слишком лакомый кусок для VMware, поэтому была приобретена, хоть и ценой возможного ухудшения партнерских отношений с Cisco.
Инженеры в Nicira утверждают, что согласно проведенным ими исследованиям технологии сетевой виртуализации, которыми обладает компания, позволят использовать 20—30% вычислительных ресурсов ЦОДов, которые в противном случае остаются не задействованными. Это подтверждают и технические специалисты AT&T, DreamHost, eBay, Fidelity Investments, NTT и Rackspace, тестировавшие ПО данной компании в облачных инфраструктурах.
В ответ на просьбу Reuters прокомментировать вероятные “закулисные” переговоры представители EMC и Cisco опровергли эту информацию и заверили издание, что работают в рамках тесных партнерских соглашений. Представитель VMware от комментариев отказался.
Неустойчивый рост макроэкономических показателей вынуждает бизнес искать на рынке готовые комплексные решения, чтобы экономить на ИТ. Заказные решения “под себя” — это слишком дорого, считают эксперты. Крупные технологические компании идут на поводу у времени и желаний своих клиентов, создавая так называемые конвергентные инфраструктуры, что привело к волне слияний и поглощений на рынке сетевого оборудования.
К примеру, в свое время HP приобрела за 2,7 млрд. долл. фирму 3Com, разработчика Ethernet-коммутаторов и маршрутизаторов. По единодушному мнению наблюдателей, этот шаг компании был направлен против Cisco. Руководители HP не скрывали своего стремления подорвать доминирующее положение сетевого гиганта, упирая на то, что главной движущей силой рынка ИТ становится консолидация и виртуализация серверов и HP не может допустить, чтобы одна лишь Cisco диктовала направление развития сетевой архитектуры.
“Заказчики недовольны тем, что им приходится приобретать оборудование для ЦОДов у одного поставщика, — сказал Дейв Донателли, исполнительный вице-президент HP и генеральный менеджер подразделения Enterprise Servers and Networking. — Мы хотим предложить им альтернативу”. На рынке сетевого оборудования приобретением компании EqualLogic, поставщика решений в области сетей хранения данных, отметился и другой крупнейший производитель ПК — Dell. Сумма сделки составила 1,4 млрд. долл. Руководство Dell уже заявляло, что производство ПК больше не является главным направлением бизнеса этой компании — она сама хочет стать ведущим поставщиком комплексных решений для корпоративного сектора, что подразумевает наличие в ее продуктовом портфеле не только серверов, но и мощных систем хранения данных и сетевого оборудования.
Пока неизвестно, как усилившаяся между Cisco и EMC конкуренция отразится на судьбе их убыточного совместного предприятия. Эти компании вложили в VCE около 870 млн. долл., но больше они не будут полагаться на партнерские отношения в той же степени, как раньше, полагает главный управляющий крупной фирмы венчурного капитала Hercules Technology Growth Capital Каушик Рой. Он считает, что EMC и Cisco должны разрабатывать свои собственные продукты, так как в обозримом будущем клиенты будут отдавать предпочтение продуктам одной компании, а не совместного предприятия, которое продает оборудование нескольких производителей.
Помимо приобретения Nicira (через свою “дочку” VMware) EMC в начале августа заявила о стратегическом партнерстве еще с одним конкурентом Cisco — вторым в мире производителем ПК китайской Lenovo. Компания EMC намерена помогать Lenovo в разработке ее новых серверов стандартной архитектуры и впоследствии использовать их как аппаратную платформу для некоторых моделей своих систем хранения. EMC и Lenovo планируют также создать новое совместное предприятие, которое будет выпускать сетевые системы хранения данных (NAS) для малого и среднего бизнеса и корпоративных сетей.
Cisco в ответ на действия EMC анонсировала сотрудничество с производителем флэш-памяти Fusion-IO. Эта фирма является поставщиком памяти для принципиального конкурента EMC — американской компании NetApp, входящей в пятерку мировых лидеров на рынке дисковых систем хранения данных и решений для хранения и управления информацией. “Почему Cisco использует решения Fusion-IO, если у них с EMC совместное предприятие?”, — недоумевает аналитик из Wells Fargo Securities Мэйнард Ум.
Эксперты, опрошенные Reuters, предполагают, что NetApp как конкурирующий с EMC поставщик систем хранения данных может стать неплохим партнером для Cisco. Что касается VMware, то в качестве альтернативы Cisco может рассмотреть партнерство с такими компаниями, как Citrix или Red Hat, которые конкурируют с VMware на рынке ПО виртуализации серверов.